Скачать презентацию Возможности и границы познания Гносеология Теория познания Скачать презентацию Возможности и границы познания Гносеология Теория познания

Возможности и границы познания.ppt

  • Количество слайдов: 72

Возможности и границы познания Гносеология Возможности и границы познания Гносеология

Теория познания n n n Эпистемология (гр. episteme — знание, логос — учение) Гносеология Теория познания n n n Эпистемология (гр. episteme — знание, логос — учение) Гносеология (гр. gnosis — познание) Основные проблемы природа познания n возможности и границы познания n отношение знания к реальности n объект и субъект познания n критерии истинности n 2

ЗНАНИЕ n Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально ЗНАНИЕ n Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. 3

ПОЗНАНИЕ n Обусловленный общественноисторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение ПОЗНАНИЕ n Обусловленный общественноисторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование, это такое взаимодействие субъекта и объекта результатом которого является новое знание о мире. 4

Субъект и объект познания n Субъект познания - это активно действующий, обладающий сознанием и Субъект и объект познания n Субъект познания - это активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид, либо группа индивидов. 5

Субъектом познания может быть nиндивид, nколлектив, nсоциальная группа, nобщество в целом. 6 Субъектом познания может быть nиндивид, nколлектив, nсоциальная группа, nобщество в целом. 6

n Приборы могут быть частью субъекта или предметом, которым пользуется субъект. 7 n Приборы могут быть частью субъекта или предметом, которым пользуется субъект. 7

n Субъект наделен сознанием, n ощущениями, n восприятием, n способностью оперировать образами, n действует n Субъект наделен сознанием, n ощущениями, n восприятием, n способностью оперировать образами, n действует в процессе практики как реальная сила, изменяющая материальные системы. n 8

n Общество - универсальный субъект познания. n Субъект познания может выступать и как объект n Общество - универсальный субъект познания. n Субъект познания может выступать и как объект познания. 9

Субъект познания зависит n конкретно-исторических условий n социокультурных факторов n возможностей общественной практики 10 Субъект познания зависит n конкретно-исторических условий n социокультурных факторов n возможностей общественной практики 10

Объект познания n n Окружающий мир или фрагмент реальности на который направлена познавательная деятельность Объект познания n n Окружающий мир или фрагмент реальности на который направлена познавательная деятельность субъекта. Объективная реальность не совпадает с объектом познания. 11

Соотношение объекта и субъекта познания в метафизическом материализме: субъект объект 12 Соотношение объекта и субъекта познания в метафизическом материализме: субъект объект 12

Соотношение объекта и субъекта познания в диалектическом материализме: субъект взаимодействие объект 13 Соотношение объекта и субъекта познания в диалектическом материализме: субъект взаимодействие объект 13

n Современная философия признает независимое существование субъекта и объекта, но в аспекте их взаимосвязи n Современная философия признает независимое существование субъекта и объекта, но в аспекте их взаимосвязи и взаимодействия. n Основа их взаимодействия предметно-практическая деятельность. 14

Принципы познания n n n Принцип диалектики – с точки зрения развития подходить к Принципы познания n n n Принцип диалектики – с точки зрения развития подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики. Принцип историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления Принцип практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя 15

n n Принцип познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания Принцип объективности – n n Принцип познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания Принцип объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания Принцип активности - творческое отображения действительности Принцип конкретности истины искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях 16

Возможности познаваемости мира n. Вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта. 17 Возможности познаваемости мира n. Вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта. 17

n. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются: n гностицизм (познавательный оптимизм) n. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются: n гностицизм (познавательный оптимизм) n агностицизм 18

Основные подходы к проблеме познания n n Гностицизм – оптимистично смотрят на настоящее и Основные подходы к проблеме познания n n Гностицизм – оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание, мир познаваем, человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностицизм – n n n не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. 19

n n Материализм - познание процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность n n Материализм - познание процесс, в результате которого материя, через свою отражательную способность – сознание, изучает саму себя Идеализм - познание самостоятельная действительность идеального разума. 20

Формы агностицизма АГНОСТИЦИЗМ СКЕПТИЦИЗМ ЮМИЗМ КАНТИАНСТВО 21 Формы агностицизма АГНОСТИЦИЗМ СКЕПТИЦИЗМ ЮМИЗМ КАНТИАНСТВО 21

n Термин агностицизм был введен в конце 19 века английским естествоиспытателе м Т. Гексли. n Термин агностицизм был введен в конце 19 века английским естествоиспытателе м Т. Гексли. 22

Скептицизм Пиррон 4 в. до н. э. n n скептицизм (гр. рассматривающий, исследующий) – Скептицизм Пиррон 4 в. до н. э. n n скептицизм (гр. рассматривающий, исследующий) – первоначально возник как направление древнегреческой философии, обращен к тому, чтобы подвергать все сомнению и недоверию. Всех, не разделяющих убеждений скептицизма, считали догматиками. 23

n Скептицизм считал, что все меняется, 24 n Скептицизм считал, что все меняется, 24

следовательно, ничего определенного ни о чем сказать нельзя, n а это значит, что следует следовательно, ничего определенного ни о чем сказать нельзя, n а это значит, что следует воздержаться от суждений. n 25

Юмизм Основатель Дэвид Юм. n n n Все знания производны от опыта, опыт это Юмизм Основатель Дэвид Юм. n n n Все знания производны от опыта, опыт это поток ощущений, за пределы которого мы не можем выйти, человек судит о впечатлениях но не знает чем эти впечатления вызваны 26

Кантианство основатель Иммануил Кант n n n Какая вещь сама по себе мы не Кантианство основатель Иммануил Кант n n n Какая вещь сама по себе мы не знаем, мы можем знать только явление, то есть представление которое вещь на нас производит 27

КАНТИАНСТВО n Феномен вещь для нас, мир явлений – n Ноумен – вещь в КАНТИАНСТВО n Феномен вещь для нас, мир явлений – n Ноумен – вещь в себе недоступный познанию объективный мир 28

Трудности познания n Неисчерпаемость познания n Невозможность полного познания изменяющегося бытия n Субъективная форма Трудности познания n Неисчерпаемость познания n Невозможность полного познания изменяющегося бытия n Субъективная форма отражения знания в сознании субъекта 29

Чувственное, рациональное и иррациональное в познании Рационализм Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Ведущая Чувственное, рациональное и иррациональное в познании Рационализм Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Ведущая роль познании принадлежит рациональным структурам сознания Эмпиризм Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк. в Ведущая роль в познании принадлежит опытным данным 30

n Сенсуализм – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. n Эмпиризм – философское n Сенсуализм – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения. n Эмпиризм – философское учение, признающее опыт единственным источником познания. 31

n n Рационализм – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным n n Рационализм – направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником знания. Иррационализм – направление в философии, отрицающее возможность разумного логического познания действительности, признающее основным видом познания инстинкт, откровение, веру. 32

Чувственное познание n Осуществляется посредством органов чувств: Зрение n Слух n Осязание n Вкус Чувственное познание n Осуществляется посредством органов чувств: Зрение n Слух n Осязание n Вкус n Обоняние n 33

Формы чувственного познания n. Ощущение n. Восприятие n. Представление 34 Формы чувственного познания n. Ощущение n. Восприятие n. Представление 34

Ощущения: синее, большое, соленое, мокрое, шумит, пахнет йодом. 35 Ощущения: синее, большое, соленое, мокрое, шумит, пахнет йодом. 35

Восприятие: море как целостный образ 36 Восприятие: море как целостный образ 36

Представление: море как воспринятое ранее 37 Представление: море как воспринятое ранее 37

Рациональное познание Выражается в мышлении Мышление Рассудок Разум 38 Рациональное познание Выражается в мышлении Мышление Рассудок Разум 38

Формы рационального познания n. Понятие n. Суждение n. Умозаключени е 39 Формы рационального познания n. Понятие n. Суждение n. Умозаключени е 39

Понятие n n n Форма мышления, отражающая, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в Понятие n n n Форма мышления, отражающая, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. В языковой форме выражается в виде слов или словосочетаний. Люди, смерть, человек. 40

Суждение n n Форма мышления, подтверждающая или отрицающая наличие свойств вещей, явлений, процессов действительности, Суждение n n Форма мышления, подтверждающая или отрицающая наличие свойств вещей, явлений, процессов действительности, их связей, отношений. В языковой форме выражается повествовательным предложением. Все люди смертны Сократ человек 41

Умозаключение n n Форма мышления, посредством которой, из ранее установленного знания обычно состоящего из Умозаключение n n Форма мышления, посредством которой, из ранее установленного знания обычно состоящего из двух или нескольких суждений выводиться новое знание. Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен. 42

n n n Познание является совокупностью чувственного и рационального, которое связано с пониманием. Понять n n n Познание является совокупностью чувственного и рационального, которое связано с пониманием. Понять можно то, что имеет смысл. Всякое понимание является проблемой языковой. Понимание тесно связано с объяснением Понимание тесно связано с динамикой знания. Динамика знания – это переход от незнания к знанию, от неглубокого и неполного к более глубокому и полному 43

Иррациональное познание n n Интуиция – лат. Созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание. Интуиция - Иррациональное познание n n Интуиция – лат. Созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание. Интуиция - способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины. 44

Законы и принципы диалектики n n Диалектика – др. гр. Искусство ведения спора. Диалектика Законы и принципы диалектики n n Диалектика – др. гр. Искусство ведения спора. Диалектика – совр. Теория и метод познания действительности. 45

Законы диалектики n. Всеобщие универсальные законы, действуют в природе, обществе и мышлении. 46 Законы диалектики n. Всеобщие универсальные законы, действуют в природе, обществе и мышлении. 46

Закон единства и борьбы противоположностей n n Демонстрирует источник развития Категории – n n Закон единства и борьбы противоположностей n n Демонстрирует источник развития Категории – n n n тождество различие синтез анализ противоречие противоположность 47

48 48

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений n n Демонстрирует механизм развития. Категории – Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений n n Демонстрирует механизм развития. Категории – свойство n качество n количество n мера n скачок n 49

50 50

Закон отрицания n Демонстрирует направленность развития. n Категории – отрицание. 51 Закон отрицания n Демонстрирует направленность развития. n Категории – отрицание. 51

52 52

Истина и заблуждение n. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. 53 Истина и заблуждение n. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. 53

Признаки или свойства истины n n Объективность, так как обусловлена реальной действительностью. Субъективность – Признаки или свойства истины n n Объективность, так как обусловлена реальной действительностью. Субъективность – так как истину познают люди и выражают в субъективных формах. Истина – процесс, а не разовое постижение сразу в полном объеме. Истина – свойство знаний об объекте, а не свойство самого объекта. 54

Абсолютная истина n n n Точное исчерпывающее знание некоторый гносеологический идеал. Элементарные знания, носящие Абсолютная истина n n n Точное исчерпывающее знание некоторый гносеологический идеал. Элементарные знания, носящие постоянный характер. Знание которое сохраняет свое значение в ходе развития науки, не опровергается, а лишь конкретизируется и обобщается. 55

Относительная истина n n Истина – неполная, условная, приблизительная, незавершенная. Происходит углубление, уточнение, по Относительная истина n n Истина – неполная, условная, приблизительная, незавершенная. Происходит углубление, уточнение, по мере развития познания. 56

Два направления в философии n n Догматизм – преувеличение значения абсолютной, устойчивой стороны истины Два направления в философии n n Догматизм – преувеличение значения абсолютной, устойчивой стороны истины Релятивизм – преувеличение значения изменчивой, относительной стороны истины. 57

Концепции истины в истории философии n n n Классическая или корреспондентская Принцип соответствия истинность Концепции истины в истории философии n n n Классическая или корреспондентская Принцип соответствия истинность знания об объекте определяется как соответствие знания объекту Аристотель 58

Когерентная концепция истины n Соответствие новых знаний существующей системе знаний n Спиноза n Гегель Когерентная концепция истины n Соответствие новых знаний существующей системе знаний n Спиноза n Гегель n Лейбниц 59

Прагматическая концепция истины n Ч. Пирс (1839 -1914) Истинно то знание которое ведет к Прагматическая концепция истины n Ч. Пирс (1839 -1914) Истинно то знание которое ведет к успеху, но так как сомнение вредит действию, успешное действие может обеспечить только вера, следовательно истина это вера, способная стимулировать успешное действие. 60

Конвенционалистская концепция истины n аксиомы лежащие в основе теории не истины и не ложны, Конвенционалистская концепция истины n аксиомы лежащие в основе теории не истины и не ложны, они соглашения или конвенции, о чем договариваются ученые. П. Дюгем (1861 -1916) Ж. Пуанкаре (1854 -1912) 61

Диалектикоматериалистическая концепция истины n. Познание это отражение объективной действительности 62 Диалектикоматериалистическая концепция истины n. Познание это отражение объективной действительности 62

Критерии истинности знания n n Практика – решающий и первичный критерий истинности знания. Вторичные Критерии истинности знания n n Практика – решающий и первичный критерий истинности знания. Вторичные критерии истинности n n n Логическая полнота и непротиворечивость Когерентность - Согласованность с фундаментальными идеями Простота и красота Эвристичность - Способность к саморазвитию Способность к рефлексии 63

Практика и ее роль в познании n Практика – материальная деятельность человечества в историческом Практика и ее роль в познании n Практика – материальная деятельность человечества в историческом развитии и социокультурном контексте. 64

Формы практики n Материальное производство 65 Формы практики n Материальное производство 65

Социальное действие 66 Социальное действие 66

Научный эксперимент 67 Научный эксперимент 67

Основные функции практики n. Движущая сила и основа познания n. Цель познания n. Критерий Основные функции практики n. Движущая сила и основа познания n. Цель познания n. Критерий истины 68

Заблуждение n n Знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение – Заблуждение n n Знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение – искаженное отражение действительности, возникающая как результат абсолютизации познания отдельных ее сторон 69

Формы заблуждения n n n Научные Ненаучные Эмпирические Теоретические Религиозные Философские 70 Формы заблуждения n n n Научные Ненаучные Эмпирические Теоретические Религиозные Философские 70

Ложь n n n Ложь – преднамеренное искажение истины в чьих-то корыстных интересах. Дезинформация Ложь n n n Ложь – преднамеренное искажение истины в чьих-то корыстных интересах. Дезинформация – передача заведомо ложного знания. Ошибка – результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности. 71

Преодоление заблуждений: n Изменение и совершенствование социальных условий n Развитие и углубление знания n Преодоление заблуждений: n Изменение и совершенствование социальных условий n Развитие и углубление знания n Зрелость практики n Критический подход к действительности 72