Культура Древнего Востока.pptx
- Количество слайдов: 37
• Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах. Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся с художественной культурой Месопотамии, Индии и Китая.
• Месопотамия ( Двуречье) область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армянского нагорья на севере, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
• Художественная культура восточных цивилизаций символична. Она не копирует реальную жизнь, а отражает ее с помощью особого языка- символов. • Главной темой искусства Месопотамии было символическое прославление силы и могущество царя и правителя.
На победной стелле царя Нарам- Сина ( около 2300 лет до н. э) Изображен поход царя против враждебных племен. Нарам – Син поднялся высоко вверх, над ним сияют Луна и Солнцесимволы богов.
Правитель Гудеа ( 22 век до н. э) Этот царь способствовал процветанию края: он строил и восстанавливал дворцы и храмы, успешно вел сельскохозяйственные работы.
• Природа и человек-главная тема восточного искусства
• На Востоке уже в глубокой древности Природа стала объектом тщательного изучения и наблюдения. В восточном искусстве человек- лишь малая частица природы. • Особо ощутимо такое восприятие как Природа и Человек в художественной культуре Китая.
Великая китайская стена
Великая китайская стена протянулась на 4 тысячи километров. В высоту она достигала 10 метров, в ширину 5, 5 метров, а через каждые 60 -100 метров высились сторожевые башни, выстой не менее 12 метров. Это величайшее в истории человечества сооружение отделило Китай от степей и кочевых племён, но оказалось, что у страны нет столько вооруженных сил, чтобы организовать эффективную оборону на стене.
• Идея гармонии человека и природы стала характерной для китайской пейзажной живописи. В величественном мире гор, лесов, рек можно увидеть маленькие фигурки одного или двух путников. Они никуда не торопятся , а созерцают красоту природы. Картины не отличаются разнообразием красок , то есть они монохромны( одноцветны).
Го Си ( 1020 -1090 г. г. ) « Осень в долине Желтой реки»
• В картинах Го Си человек подчинен природе, не отделим от нее. Вот почему мы различаем маленькую фигурку людей на фоне огромных гор и деревьев.
• Гармония Человека и Природы нашли свое воплощение в поэзии, особенно в творчестве Ли Бо ( 701 -762 г. г. ) • Художник- поэт воспевает красоту природы живописные реки и горы, солнечные закаты, ночное звездное небо.
• • На горной вершине Ночую в покинутом храме. К мерцающим звездам Могу прикоснуться рукой. Боюсь разговаривать громко: Земными словами Я жителей неба Не смею тревожить покой. • Ли Бо « Храм на вершине горы»
Религиозные представления в Древнем Китае Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Устойчивость цивилизации придавало однородное население, народ хань. Помыслы людей были устремлены в прошлое, а не в будущее. Хань считали, что в мире существует порядок, и чтобы его не нарушать, нужно придерживаться строгих правил и жить по законам природы. Согласно учению Конфуция, каждый должен стремиться улучшить свою жизнь и найти свое счастье. В этом человеку помогали духи усопших предков. В семье хранили таблички с их именами, и выставляли перед табличками угощение.
• Хань верили, что образование и воспитание делают человека человеком, а силы ИНЬ и ЯН создают гармонию в мире. ИНЬ – женское начало (тень, сумрак, холод, влага). ЯН – мужское начало (свет, солнце, тепло, сухость). Все вокруг – сочетание пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Дерево порождает огонь, огонь – землю (зола после сгорания), земля – металл (добываемый из горных пород), металл – воду (плавясь, металл становится жидким), вода – дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друга: дерево побеждает землю (вскапывает), металл рубит дерево, огонь плавит металл, вода гасит огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду.
НАУЧНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Потребности повседневной жизни привели к накоплению знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Китайцы достигли высот в каллиграфии и живописи, архитектуре, театре, литературе, парковом искусстве, китайской кухне, медицине и боевых искусствах. Китайцы изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас, порох, сейсмограф.
Орнамент • Орнамент имел магическое значение, был связан с представлениями древних китайцев о силах природы. Орнамент стал прообразом иероглифической письменности.
Художественная культура ИНДИИ
• Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. • Особенности: • – достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке, философии; – созданы священные книги – «Веды» ; – сложилась одна из мировых религий – буддизм.
• В начале 20 столетия в долине реки Инд были проведены раскопки на месте городов Хараппы и Мехенджо- Даро. По найденным произведениям искусства можно было судить какое важное значение имела религия для индийских жителей. • Во время раскопок обнаружили много статуэток их обожженной глины-терракоты. Это было изображение женщин в причудливых головных уборах, символизирующих образ Великой Матери Земли - дарительницы жизни и плодородия.
• Индийцы поклонялись священным животным и растениям. Женская статуэтка с двойным спиральным головным убором из Хараппа. Женские фигурки, как правило, изображены стоя, ноги прижаты друг к другу вплоть до ступней, а иногда с поднятыми руками к голове.
• Религиозные верования нашли отражения во всех видах индийского искусства. Особенным образом в культовых сооружениях буддизма. Главным из которых является ступа ( погребальный холм). Имеет куполообразную форму. Она связана с легендой: Будда постелил на Землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.
Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Полусфера – символ Неба и бесконечности. Ступа – место захоронения реликвий.
Ступа в Санчи при Маурьях (около 250 лет до н. э. )
На стенах вырезаны изображения животных, растений. Они связаны с перевоплащеним Будды в змею, слона , птицу, оленя. •
• Почему так Буддийский храм в Индии
Фрески пещер Аджанты
Скальные храмы Кайласа. 150 лет. Их вырезали древние мастера в скале.
Музыка Индии Табла Вина. Ситар. Саранги Слово "сангита", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально переводится как "сведение воедино и выражение всего". • Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным.
Культура Древнего Востока.pptx