досократики.ppt
- Количество слайдов: 51
Восточные заимствования • от финикийцев греки получили свой алфавит и у них они научились искусству письма; • вместе с мерами, весами и монетами к грекам проникли с Востока и начатки арифметики и землемерного искусства (Египет), вместе с усовершенствованием мореплавания — начатки астрономии.
• Восточные народы, с которыми греки приходили в соприкосновение вплоть до эпохи Александра, имели, правда, мифологии и мифические космогонии, но ни один из них не обладал философией
• Общественная практика греков и городские празднества, распространенные народные религии: • орфические, • дионисийские, • элевсинские мистерии
• Существенная особенность философии по сравнению с мифологией – рациональное (научное), а не метафорическипоэтическое объяснение мира.
• В начале VI в. до н. э. в Милете – крупном процветающем ионийском городе, расположенном на востоке греческого мира, на побережье Малой Азии, – возникло новое явление – возникла первая философская школа
Милетская школа • • • Фалес и его последователи: Анаксимандр Анаксимен Анаксагор Эмпедокл
• сказание о семи мудрецах первоначально возникло из литературного измышления; в нем сообщалось о треножнике семи мудрецов, об их изречениях, их собраниях и письмах,
Состав этих семи очень разнится (упоминается 22 имени), во всех перечислениях постоянно упоминаются лишь четыре имени: Фалес, Биас, Питтак, Солон
• Фалес первым был назван мудрецом, так как открыл, что затмения Солнца происходят вследствие покрытия его Луной, и первым из эллинов узнал Малую Медведицу и солнцевороты, а также [рассуждал] о величине Солнца в о природе.
• По мнению некоторых, он первым занялся астрономией и предсказал солнечные затмения и солнцевороты, как говорит Евдем
• Рассказывают, что, наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех: он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает.
Фалес (ок. 630 -560 до н. э. ) • "Все есть вода, и мир полон богов". • мир возник из самоодушевляющейся стихии, которая движется и изменяется, принимая разнообразные формы
Илиада, XIV, 244 сл. : [Сон, брат Смерти, говорит Гере] • Кого-нибудь другого из вечносущих богов Я бы легко усыпил, будь это даже потоки реки Океана, который всем — прародитель (γένεσις). Но к Зевсу, Кронову сыну, я не смею ни приблизиться,
• С ним не равняется ни Ахелой, Ни даже великая мощь глубоководного Океана, Из которого текут все реки и всё море, И все источники, и глубокие колодцы. Даже он боится перуна великого Зевса
• Аристотель и Гиппий говорят, что он наделял душой даже неодушевленное, заключая [о всеобщей одушевленности] по магнесийскому камню [магниту] и янтарю.
• Началом всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным (~живым, empsuchos) и полным божественных сил (daimones). Еще говорят, что он открыл времена года и разделил [год] на триста шестьдесят пять дней.
• Старше всех вещей — бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего — космос, ибо он творение бога. Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все. Быстрее всего — мысль (nous), ибо она бежит без остановки. Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех. Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все.
• Большинство первых философов полагали начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего все сущие [вещи] состоят, из чего, как из первого, они возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются. . . это они полагают элементом и это — началом сущих [вещей].
• Фалес, родоначальник такого рода философии, считает [материальное начало] водой. Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а “то, из чего [все] возникает”, — это” [по определению], и есть начало всех [вещей].
• Вот почему он принял это воззрение, а также потому, что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу [существ] — вода
• дескать, в своей поэзии они изобразили праотцами всего возникшего Океана и Тефию и [говорили], что боги клянутся водой или, как они сами {поэты} ее называли, Стиксом: старейшее, [рассуждают “некоторые”], чтимо всего более,
• а чтимое всего более — это то, чем клянутся, [следовательно, “вода” = “старейшее”, to presbutatov). Действительно ли это мнение о природе столь древнее и старое
• основополагающий принцип, или начало – • arche - которое и правит природой, и составляет ее суть • из чего все вещи состоят, из чего, как из первого, возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются
• Смысл понятия «фюзис» (physis): природу необходимо объяснять, исходя из понятий самой природы • Стихии как arche : вода, огонь, земля, воздух
Анаксимен (между 585 и 525 гг. до н. э. ) • воздух как "первооснова", сгущающаяся при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущающаяся в лед ( «землю» ). Наоборот, при нагревании воздух разжижается и становится «огнем» .
• У Эмпедокла и Анаксагора элементы сами по себе косны и неподвижны, поэтому кроме элементов они признают существование особой движущей силы.
• По Эмпедоклу, существуют четыре элемента (земля, вода, воздух и огонь) и две движущие силы: Любовь (сила притяжения) и Вражда (сила отталкивания).
• Элементы соединяются между собой в различных количественных соотношениях, и таким образом возникает разнообразие сложных вещей.
Эмпедокл (492 - 432 гг. до н. э. ) • стихии не возникают и не исчезают: лишь их вечно подвижные сочетания подвержены переменам. • Земля, вода, воздух, огонь являются вечными; • они смешиваются друг с другом и вновь расходятся под действием двух изначальных сил – Любви и Раздора.
Анаксимандр (между 610 и 546 гг. до н. э. ) • подметив взаимопревращение четырех элементов, не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат остальных, но признал субстратом нечто иное, отличное от них — апейрон (беспредельное)
Анаксагор (c 498 по 428 гг. до н. э. ) • Проблема единого и многого: • Вселенную составляет бесконечное число микроскопических семян, различных по своим качествам (гомеомерий)
атомисты • Левкипп и Демокрит (с 460 по 370 г. до н. э. ) • Смысл термина «атом» – неделимый. • Проблема единого и многого как проблема континуальности и предела делимости • Необходимость двух исходных начал – полного и пустого. Атомы и пустота
• Характеристики атомов: несотворенные, неизменяемые, единообразные. • Решение проблемы движения: атомы вечно хаотично движутся в пустоте • Решение проблемы единства и множественности: единообразие на уровне атомов, многообразие соединений атомов
• Решение проблемы знания и мнения: теория «эйдолов» как подобий предметов, воспринимаемых чувствами • Решение проблемы причинности: последовательный детерминизм. В природе нет ничего случайного.
• Движение атомов протекает механически: не под воздействием божественного разума, а по причине слепой случайности, естественной необходимости (ananke).
• Решение проблемы становления и аргументы в пользу возможности познания: многие ощущения, испытываемые человеком, такие, например, как холод и тепло, горькое и сладкое, проистекают отнюдь не из присущих атомам качеств, а из субъективности человеческого восприятия
• "Качество" принадлежит области субъективных ощущений, ибо атомы различаются лишь количественными характеристиками. • Против теории бессмертия души: Когда человек умирает, гибнет его душа, материя же сохраняется и не исчезает.
• Демокрит рассматривал все явления вселенной как результат сочетания движений простых тел, определенной и неизменной фигуры. Тела получают первый толчок, откуда возникает некоторое количество действия, которое измеряется в каждом атоме, но которое остается неизменным во всей массе
На какие вопросы теория Демокрита не отвечает: • Почему атомы соединяются? Почему возникают вещи? Проблема свободы и отклонения пути атомов. • Проблема Блага и Красоты (цели происходящего в мире) • Проблема специфики человеческой природы
Пифагор (вторая половина VIначало V вв. до н. э. ) • Пифагор, происходивший с ионийского острова Самоса, вероятно, много путешествовал, он учился в Египте и Месопотамии, прежде чем отправиться на запад, в Кротон – греческую колонию на юге Италии.
Пифагорейство • Учение: • 1) о числах самих по себе, или о богах как числах; • 2) о космосе как числе; • 3) о вещах как числах; • 4) о душах как числах и • 5) об искусстве как числе.
• реформа Пифагора, который объединил в Кротоне и во всей греческой Италии орфические секты в религиозно-политический орден и дал возникшему на почве религии Диониса учению о душе философско-математическое обоснование
• числа пифагорейцы и понимали как творческую мощь бытия и жизни, идущую от нерасчлененных и хаотических потенций к расчлененному, завершенному и гармонически цельному организму
• «Все существующее должно быть пределом или беспредельным или тем и другим вместе» . • «число владеет [всеми] прочими [вещами] и существует [разумное] отношение у всех чисел друг к другу»
Гераклит (ок. 500 г. до н. э. ) • "все, абсолютно все, находится в состоянии непрерывного изменения « • "в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии. . Она образуется и расплывается, приближается и удаляется".
• "космос один и тот же для всего существующего, не создан ни богом, ни человеком, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, возникающим согласно мере и согласно мере угасающим".
• "рожденная противоположность собирает вместе, из отдельных музыкальных звуков возникает совершенная гармония, все вещи происходят благодаря конфликту". • "война является отцом всего и царем над всем" (греч. polemos)
софисты • "paideia" – классическая греческая система образования и воспитания. Эта система включала гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, естественную историю, астрономию и физические науки, историю общества, этику и философию – таков был полный курс знаний, необходимых для формирования полноценного, хорошо образованного гражданина.
Протагор (480— 410 гг. до н. э. ), • «человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» , • «все, что представляется людям, то и существует»
Протагор • "Что касается богов, то я никоим образом не могу узнать, существуют они или нет, или какой они формы; ибо на пути к такому знанию стоит много препятствий, в том числе – темнота самого предмета и краткость человеческой жизни".
Критий • «Богов выдумали, чтобы вселять страх в тех, кто иначе стал бы совершать дурные поступки» .