Восточные этит.трад.в биомед.Крылова.pptx
- Количество слайдов: 21
Восточные этические традиции в медицине (аюрведа, мусульманство, буддизм) Выполнила: студентка 1 курса магистратуры Крылова Ольга
Аюрведа • Собрание индусских медицинских письменных источников, известное как Аюрведа [Ayur-veda], было создано в начале первого тысячелетия до н. э. и содержит кодекс этического поведения для врача.
• Центральный принцип в диагностике и лечении: биологическая индивидуальность. • Учение рассматривает дисбаланс, возникающий в организме из-за разрыва связей между гомеостатическими или иммунными механизмами, как основную причину болезни. Большое влияние на развитие дисбаланса оказывают эмоциональные и психические факторы.
• Согласно учению Аюрведы в основе регуляции различных функций разума и тела лежат 3 доши (физиологические принципы). • В Санскрите 3 доши называются: - Вата [vata] - Питта [Pitta] - Капха [Kapha] Каждый человек с рождения одарён всеми тремя дошами, но их точные пропорции у каждого индивидуума варьируются. Они и определяют психофизиологический тип организма.
• Нестабильность в дошах и субдошах нарушает нормальное функционирование организма и приводят к возникновению заболеваний. • Главная цель терапии заключается в восстановлении физиологического баланса, что соответствует восстановлению баланса дошей. • Баланс - это условие, при котором максимально усиливаются гомеостатические и саморегулирующие механизмы. Данная концепция распространяется на 4 главные области - сознание, тело, поведение и окружающую среду.
й Трактаты по медицинской этике: • В трактах Чарака Самгиты (II в. н. э. ) указывается, что «медицину поистине не так легко изучить, поэтому пусть каждый учится ей старательно и постоянно» . • В трактах Сушрута Самзиты (V в. н. э. ) указывается на правила поведения врача и требуемые от него высокие моральные и физические качества. От Врача требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был терпеливым, спокойным. Гуманность должна стать как бы религией врача. тяжёлым больным и умирающим: бороться до конца за жизнь человека, быть осторожным в своих суждениях в присутствии больного, уверять его в выздоровлении.
Мусульманская этическая традиция • В мусульманской медицинской этике кодекс Хаммурапи (18 в. до н. э) является самой ранней записанной попыткой ясно сформулировать кодекс, определяющий поведение, включая поведение медиков. • Шестой век открыл новую главу в истории медицинской науки. Пророк Мухаммед объединил арабский народ и поднял его к новой и процветающей культуре, которая распространилась по всему западному миру благодаря арабской экспансии. • Мусульманская медицинская этика как в прошлом, так и сегодня полагается на традицию закона ислама.
Источники закона ислама:
• В исламе ответственность за принятое решение по вопросам биомедицины (биоэтики) несёт сам верующий. • «Иджтихад» разрешает верующему мусульманину «осмысливать проблему» и менять своё отношение к ней с учётом новых обстоятельств, возникающих в связи с огромными достижениями медицины, биологии и биотехнологии.
Понятие человеческой личности в исламе: «о зародыше как о человеческой личности можно реально говорить начиная с первой недели четвертого месяца, т. е. на сотый день беременности» . Понятие церебральной смерти: В мусульманских странах церебральная смерть означает окончательную и необратимую остановку деятельности мозга (полушарий и мозгового ствола) с полным разрушением его клеток. При церебральной смерти с помощью искусственной вентиляции можно поддерживать жизнедеятельность других органов.
• • • х • без убедительных причин. В 1973 года вступил в силу новый закон, позволяющий делать аборты по желанию женщины в первом триместре беременности и даже, без достаточно веских причин, во вторую половину беременности. Это единственная мусульманская страна, где действует закон, идущий вразрез со всеми общепризнанными фатвами всех исламских правоведов и советов исламских правоведов. основании медицинских показаний или убедительных социальных причин. во имя жизни и здоровья будущей матери. Во многих странах аборт допускается в случае серьезных пороков развития плода. При этом предельный срок проведения аборта составляет 120 дней с момента оплодотворения.
Деторождение при участии медицины. Существуют различные способы искусственного деторождения: - Искусственное осеменение. По мусульманским законам использование этого метода разрешается только в том случае, если донором спермы является законный супруг. - Оплодотворение iu vitro и пересадка зародыша, считается законным если для оплодотворения использован сперматозоид мужа женщины. - Вынашивание чужого ребенка. Здесь может быть два случая: 1) Поскольку ислам признает полигамию, то вынашивающей матерью может быть вторая жена мужа, который даст свою сперму для оплодотворения яйцеклетки первой жены. 2) Ислам запрещает такой способ деторождения в случае, если яйцеклетка не принадлежит жене своего мужа или если ребёнок вынашивается посторонней женщиной.
Пренатальная диагностика: и следует ть зникает роблема: диагностику перед оплодотворением in vitro для того, чтобы убедиться в хорошем качестве эмбриона. В этом случае легко соскользнуть к евгенике, которая осуждается моралью всех религий.
Трансплантация органов человека. 1) Живые доноры. У живого донора можно пересаживать органы, способные к регенерации (почка, костный мозг, печень). В этих случаях ислам не вводит никаких ограничений. 2) Мёртвые доноры. У мертвых зародышей признается законным единственный случай, когда органы используются в терапевтических целях. У мёртвых взрослых особей - основным условием прекращения искусственного поддержания дыхания и кровообращения и последующего забора органа для пересадки является констатация церебральной смерти. Совет министров здравоохранения арабско-исламских стран принял состоящий из 11 статей проект закона о трансплантации органов человека: - Трансплантация органов умершего человека допускается с согласия близких покойного и при условии, что: а) смерть установлена тремя врачами-специалистами, в том числе невропатологом, а хирург, который будет производить операцию, не должен входить в состав этой группы; б) покойный при жизни не возражал против забора какого-либо органа своего тела. - Запрещается продавать и покупать любой орган или делать его предметом дарения за какое-либо вознаграждение. - Трансплантация органов производится в медицинских центрах, официально признанных министерством здравоохранения.
Главные элементы буддийской мысли Человеческая личность покоится на пяти психофизических опорах, называемых скандхами: • • • форма (рупа) ощущения-эмоции (ведана) восприятия-представления (санджия) кармические волевые импульсы (санкхара) сознание (виджняна) Совокупность этих феноменов составляет непостоянный и иллюзорный мир (поток) индивида, бытие которого относительно и условно. Все живые и неживые феномены, кроме того, несубстанциональны. Рождённые из причин и условий, они не имеют никакого собственного существования, что приводит к пустотности. Однако относительным образом они существуют. Буддизм постулирует закон причинности, из которого вытекает процесс рождения и смерти.
Суждения относительно риска, связанного с применением новейших достижений биомедицины, вытекает из основного принципа высшей святости человеческой жизни и любой формы существования вообще.
Эвтаназия. Недопустимо активное вмешательство, ускоряющее приближение смерти, равно как и интенсивное лечение для поддержания жизни, которое считается формой насилия. Зародыш священен и несёт весь потенциал человеческого существа. Аборт. Соответствует уничтожению жизни независимо от стадии. Стерилизация. Следует избегать в связи с проблемой обратимости.
Оплодотворение in vitro. Лица, появившиеся на свет в результате использования методов искусственного воспроизводства, и дети, рождённые естественным путём, должны на всех уровнях пользоваться статусом равенства. Сложность в том, что такой метод становится неприемлемым сам по себе, потому что в этом случае производится оплодотворение нескольких яйцеклеток, затем их селекция и разрушение или хранение в криогене, а согласно буддийскому учению, континуум сознания возникает с первого мгновения оплодотворения. Вынашивание чужого ребёнка. Если подобная практика предполагает искусственное оплодотворение, то она становится неприемлемой по вышеуказанной причине, но допускается сам институт вынашивающей матери. Если же все же такая операция производится, следует принимать меры предосторожности: необходимо исходить из альтруистских намерений и получить согласие всех заинтересованных лиц.
Трансплантация органов. Согласно буддизму, признаках клинической смерти не может быть абсолютной уверенности в том, что сознание покинуло физическую оболочку. Хотя наука не обнаруживает этот континуум, традиционная буддийская мысль полагает, что его можно определить по некоторым признакам. Сенсорное и психическое сознание исчезают в момент наступления физической смерти, но сознание может оставаться в телесной оболочке до трёх дней. При мгновенной, неожиданной смерти континуум сознания моментально покидает тело, но есть опасность вмешательства в естественный процесс психофизической смерти, если производить какие-либо манипуляции с телом в течение трёх дней после наступления клинической смерти. Но, с другой стороны, передача органа может помочь ближнему например, в случае с пересадкой роговицы.
Спасибо за внимание!
Восточные этит.трад.в биомед.Крылова.pptx