ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1.pptx
- Количество слайдов: 17
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
План 1. Древнекитайская философия. 2. Древнеиндийская философия.
Зарождение китайской философии Связь с мифологией: Шанди – Верховный император; «Воля неба» – всемогущее первоначало, первопричина всех вещей; Представления о светлом и темном началах;
«И цзин» – «Книга перемен» (XII-VI вв. до н. э. ) Разработан понятийный аппарат: • Ян – мужское, светлое и активное начало. Управляет небом. • Инь – женское, темное и пассивное начало. Управляет землей. • Чередование Ян и Инь – путь (дао), который проходят все вещи.
«Шу цзин» - «Книга истории» (I тыс. до н. э. ) Изложено учение о пяти стихиях (первоэлементах): • Вода, огонь, дерево, металл, земля.
Конфуцианство (Конфуций: 551 -479 гг. до н. э. ) Этико-философское учение • Антропоцентризм: человек, его умственное и нравственное развитие и поведение; • Воспитание идеального человека; • Религиозный ритуал как основа общественных и нравственных норм поведения и воспитания.
Концепция «Благородного мужа» Основные качества: • Жэнь – высшая добродетель, доброта, гуманность, человеколюбие. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» . • Сяо – сыновняя почтительность, уважение к родителям и старшим. • Ли – этикет, порядок, норма отношений между людьми; • Мин – знание судьбы, Воли Небес
«Благородный муж» и «низкий человек» Благородный муж • Следует долгу и закону; • Требователен к себе; • О нем нельзя судить по мелочам; • Можно доверить великие дела; • Живет в согласии с другими людьми; • Готов идти на смерть ради других, блага народа, государства • • • Низкий человек Думает лишь о своей выгоде; Требователен к другим; О нем судят по мелочам; Нельзя доверить великие дела; Не живет в согласии с другими; Кончает жизнь самоубийством в канаве
Судьба учения • После смерти Конфуция конфуцианство распалось на несколько школ. • Уже во II в. до н. э. Конфуций был обожествлен, в 1503 г. - причислен к лику святых. Конфуцианство приобрело черты религии. • Конфуцианство оставалось господствующей идеологией до 1949 г.
Даосизм (Основатель – Лао-цзы) (I тыс. до н. э. ) Основные понятия даосизма: «Дао» и «Дэ» • Дао: 1. Это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида; 2. Субстанция, от которой произошел весь мир. Первоначало. Сущность бытия. • Дэ – как проявление Дао. Энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
Двойственность Дао • Одинокое, отдельное от всего; • Постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое; • Недоступное восприятию и познанию; • Бестелесное; • Мельчайшее, пустое • Всеохватывающее, всепроникающее; • Изменяющееся вместе с миром, действующее; • Доступное для восприятия и познания; • Тончайшая частица; • Бесконечное, неисчерпаемое
Учение о человеке и об обществе • «У вей» - главная категория: бездействие, недеяние (всякое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. • Лучший правитель – тот, кто не вмешивается в управление и позволяет всему идти естественным путем. ( «Лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, что он существует» , «когда правительство деятельно, народ становится несчастным» )
Философия Древней Индии • • • Философия ведийского периода. Веды (веда – знание, ведение) – сборники гимнов в честь богов. 4 санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания)
Упанишады – трактаты религиознофилософского характера • Брахман – первооснова бытия: универсальная безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. • Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется АТМАНУ – индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я» .
Важнейшие философские понятия • Пуруша – безличное духовное начало, пронизывающее весь мир; • Рита – космический порядок, закономерный ход вещей. Телесный мир – проявление Риты. Рита – не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа; • Сансара – беспрерывное перерождение. • Карма – закон воздаяния; • Мокша – освобождение человека «от мира объектов и страстей» .
Буддизм (VI в. до н. э. ) • • В основе буддизма – «четыре благородные истины» : 1. Жизнь – это страдание. 2. Страдание человека связано с его желаниями; 3. Победа над желаниями освобождает человека от страдания. 4. Победа над страданиями приводит к нирване.
План личного самосовершенствования: • Правильные взгляды – знание 4 -х благородных истин и учения в целом; • Правильная решимость – намерение преобразовать свою жизнь; • Правильная речь – воздержание от грубых слов, от лжи, клеветы; • Правильное поведение отказ от уничтожения живого, от воровства; • Правильный ОЖ – жить честно; • Правильные усилия – борьба с соблазнами и дурными мыслями; • Правильное направление мысли – «всё проходит» ; • Правильное сосредоточение – путь к нирване.