Восприятие текста • Ортега-и-Гассет «Восстание масс» => • Бахтин : • 1 этически вжиться • 2 эстетически дистанцироваться
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов Картина М. А. Врубеля «Дуэль Печорина с Грушницким»
Цель • понять и изобразить героя его времени;
Прикольная композиция: • «Спиральная композиция» : герой в зеркалах (т. Набоков)
• Рассказчик 1 — не названный по имени путешественник, скорее всего, писатель, который сначала знакомится с Максимом Максимычем, выслушивает от него историю Белы, а потом встречается с самим Печориным и рисует его психологический портрет. • Рассказчик 2 — Максимыч. • Рассказчик 3 — сам Печорин.
В итоге мы видим героя не в его развитии, изменении, а в трех ракурсах, трех зеркалах, с трех разных точек зрения: • глазами простодушного штабс-капитана, • искушенного Рассказчика 1, • наконец, изнутри, в восприятии и самоанализе самого центрального персонажа.
Ром-м или Реализм? • Романтические + реалистические черты
Печорин • – романтический байронический герой (одинокий, противопоставленный обществу, разочарованный в жизни), модификация байронического героя на русской почве, которую можно назвать демоническим типом.
• ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – I. Бэла – II. Максимыч • Журнал Печорина – Предисловие – I. Тамань • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина) – II. Княжна Мери – III. Фаталист
• • • Тамань Княжна Мери Бэла Фаталист Максимыч Предисловие к журналу
• в пяти текстах разных жанров (повести “Бэла” и “Княжна Мери”, новеллы “Тамань” и “Фаталист”, очерк “Максимыч”). Однако они дают не завершенную историю героя времени, а фрагменты, эпизоды жизни Печорина, хронологическую, фабульную последовательность которых приходится реконструировать.
• “Герой нашего времени” — первый в русской прозе “личный” (по терминологии, принятой во французской литературе) или “аналитический” роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (“жизнь и приключения”), а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс” (Б. М. Эйхенбаум. “Герой нашего времени”).
• начало русского психологического романа.
• Любовь Печорин понимает как схватку, поединок, в котором кто-то обязательно должен оказаться победителем, господином, а другой, следовательно, рабом
• В “Княжне Мери” герой сравнивает себя с вампиром, монстром, злодеем, нравственным чудовищем, которое питается кровью других людей.
• Печорин и Онегин
• Грушницкий.
• Печорин — человек без биографии и предыстории.
• Время и пространство – важные категории. • Есть ли тут «историческое время» ? Печорин как внутренний человек живет в своем личном времени.