восприятие цвета.pptx
- Количество слайдов: 10
Восприятие цвета
Согласно современным представлениям, то, что мы видим как цвет, “представляет собой комбинированное воздействие: 1) спектрального распределения светового потока из дающего энергию источника света; 2) физических и/или химических свойств всех материалов, пропускающих или отражающих световой поток (по меньшей мере часть светового потока, переориентированную в сторону глаза); 3) физиологической реакции глаза на световой поток, включающей в себя нервные импульсы, передаваемые в ту часть коры головного мозга, которая отвечает за зрение; 4) переработки нашим мозгом этих сигналов в сочетании с сигналами из соседних областей поля зрения, нашими воспоминаниями о сходных ситуациях, имевших место в прошлом опыте”
Физика цвета Согласно Гуку, свет — это импульсы сжатия, распространяющегося с бесконечно большими скоростями. Гюйгенс предположил, что свет — это волна, исходящая от источника света и распространяющаяся с большой скоростью. Волновая теория была развита Юнгом и Френелем. В 60 -е годы XIX века Максвелл выдвинул теорию единого электромагнитного поля, а затем Герц впервые получил электромагнитные волны. Поведение радиоволн имело аналогию с поведением света, и Фуко, Майкельсон, Лебедев опытно подтвердили, что свет — электромагнитная волна. В конце XIX века выяснилось, что свет излучается и поглощается не непрерывно, а порциями — квантами. В 1900 году Планк создал квантовую теорию электромагнитных процессов, а затем Эйнштейн — квантовую теорию света. Согласно последней, свет — поток световых частиц, фотонов, движущихся со скоростью, равной скорости света, и обладающих конечной массой и импульсом. Свет, который способен воспринять глаз человека, называется в оптике видимым светом и на шкале электромагнитных волн лежит между инфракрасным и ультрафиолетовым излучением. Свет различных длин волн X возбуждает разные цветовые ощущения.
Свет воздействует на человеческий глаз, передавая ему энергию, переносимую световой волной. Однако интенсивность зрительных ощущений человека не имеет прямой зависимости от интенсивности светового потока, по этому в оптике существует ряд фотометрических величин, по которым оцениваются энергетические характеристики света и цвета, исходя из зрительных оценок. Здесь же выявлена неодинаковая чувствительность глаза к разному цвету. Кривая чувствительности глаза, названная кривой относительной спектральной световой эффективности К имеет максимум при 555 нм. Это означает, что глаз лучше всего видит зеленый цвет.
Процесс возникновения цветовых ощущений принято разделять на несколько уровней. 1 рецепторы сетчатки. “трехкомпонентная теория” Юнга. Гельмгольца. Трихроматическая теория оказалась полезной в качестве основы для различных процессов воспроизведения цвета
Если яркое зеленое кольцо окружает серый круг, то последний в результате одновременного цветового контраста приобретает красный цвет. 2. От “первичных детекторов” сетчатки возбуждение передается далее на группу “градуальных нейронов”, составляющих второй детекторный уровень. В настоящее время считается, что существует три вида детекторов этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый и черно-белый (яркостной), хотя существует обоснованное мнение, что их должно быть не менее четырех. Это связано с выявлением в структуре процесса цветоразличения не только анализатора яркости, но и так называемого “униполярного темнового механизма”, т. е. анализатора “белизны”, что соответствует ощущению насыщенности цветового тона. На этом уровне характер обработки цветового раздражения хорошо укладывается в “теорию оппонентности” Эвальда Геринга. Четыре основных цвета: красный, зеленый желтый, синий. Они неизменными по цветовому тону при различных стимульных условиях и субъективно выделяемых большинством людей в качестве главных элементов цветовой гаммы. Явления одновременного цветового контраста и последовательного цветового контраста послужили основой для теории оппонентных цветов, предложенной в XIX в. Герингом. Четыре цвета попарно связаны с помощью двух антагонистических механизмов - зеленокрасного механизма и желто-синего механизма. Постулировался также третий оппонентный механизм для ахроматически дополнительных цветов - белого и черного. Таким образом, теория оппонентных цветов постулирует наличие антагонистических цветоспецифических нейронных механизмов. Например, если такой нейрон возбуждается под действием зеленого светового стимула, то красный стимул должен вызывать его торможение.
3. Дальнейшая обработка информации в цветовом анализаторе предполагает процесс сличения раздражителя с “узкополосным эталоном”, позволяющий идентифицировать мелкие цветовые поля на фоне крупных. Существует также гипотеза о дублировании всего множества селективных детекторов цвета нейронами образной памяти (Соколов, Вартанов, 1987). Пройдя весь сложный путь от глаза до зон цветового анализатора в коре, электромагнитные колебания бесцветного света “превращаются” в то, что мы воспринимаем как Цвет. Этот путь в настоящее время может быть представлен как последовательная “сортировка” количественных данных (частот спектра) на некие все более дробные “качества” в форме специфических реакций полей детекторов или ансамблей нейронов.
Основные характеристики цвета тон (Hue), светлота (Lightness), насыщенность (Saturation) Модель (HSL) - описание свойств цвета. Тон/Глубина - степень яркости или приглушенности тональности цвета, определяемое длиной волны. Яркие цвета отражают большую часть спектра, темные - поглощают. Светлота/Яркость - степень разбеленности ( % присутствия в цвете белого и светло-серого тонов). Светлота определяется амплитудой волны. Насыщенность - % присутствия темно-серого и черного тонов. Определяется содержанием примесей черного.
Цвет — иллюзия, созданная и воспринимаемая глазом конкретного человека. Каждый человек видит цвет по-разному и трудно объяснить другому человеку, о каком цвете идет речь, хотя основные насыщенные цвета можно определить приблизительно словами, например, красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый. Единственный способ не ошибиться при коммуникации — это показать этот цвет на предмете или эталоне. около 6% мужчин и 1% женщин дальтоники, и они видят цвет по-другому. И так как цвет иллюзия и для каждого человека это иллюзия индивидуально обусловлена, то и появляются сложности с объективным определением цвета, его толкованием и интерпретацией. До сего дня не решена проблема преодоления границы между физическими закономерностями, организующими работу физического аппарата восприятия, и возникновением психического феномена: “Ни теория Юнга-Гельмгольца, ни теория Геринга не могут полностью объяснить, как сигналы преобразуются в мысленный образ объекта” (Тонквист, 1983). «Квалиа» — от лат. qualia (мн. ч. ) — свойства, качества, quale (ед. ч. ) — какого сорта или какого рода. Термин, используемый в философии, преимущественно в англоязычной аналитической философии сознания, для обозначения сенсорных, чувствительных явлений любого рода. Введен американским философом К. И. Льюисом в 1929 г. Квалиа — это «необычный термин для обозначения самой обычной из возможных для нас вещи: того, как вещи выглядят для нас» . Они могут быть определены как качества или ощущение, вроде, например, красноты или боли, и рассматриваются отдельно от их влияния на поведение, а также от любых физических условий, которые могли их вызвать.
КРАСНОСТЬ – КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР КВАЛИА Д. Деннет идентифицирует четыре свойства, которые обычно приписываются квалиа. Согласно им, квалиа являются: Невыразимыми - это значит, что они не могут быть переданы в сообщении и не могут быть постигнуты каким-либо другим образом, кроме прямого переживания; Присущими - это значит, что они являются свойствами, не связанными с отношениями, и они не изменяются в зависимости от взаимосвязи переживания с другими объектами; частными- это значит, что любые межперсональные сравнения квалиа теоретически невозможны; прямо и непосредственно воспринимаемыми сознанием - это означает, что переживать квалиа автоматически означает знание о том, что ты переживаешь квалиа, а знать квалиа значит переживать его. Если квалиа такого рода существуют, тогда человек с нормальным зрением, который видит красный, не сможет описать переживание этого восприятия таким образом, чтобы слушающий, который никогда не видел этого цвета, смог бы узнать всё, что можно знать об этом переживании. Хотя можно привести аналогию, например: «красное выглядит как горячее» , или предоставить описание условий, при которых это переживание происходит, вроде: «это цвет, который вы видите, когда свет длинной волны 700 нм направлен на вас»