Беларусь 1Х-ХУШ век.ppt
- Количество слайдов: 31
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век
План 1. Общая характеристика просвещения и воспитания в древнебелорусских землях 2. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского. 3. Беларусь в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. — 1569 г. ). 4. Просветительская деятельность Ф. Скорины. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского и др. 5 Содержание, формы и методы обучения в братских школах. Историче ская роль протестантских и католических школ, Виленского университета в развитии просвещения на территории Беларуси в период Возрождения и Ре формации.
Воспитание и просвещение на территории Беларуси Х ХШв. Монастыри, княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки – центры распространения грамотности Письменность не только среди князей, но и среди простых людей. Цент культуры – Полоцкое княжество
Софийский собор
Евфросинья Полоцкая
• Ефросинья Полоцкая (1110— 1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. • Решив посвятить себя служению богу, в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. • Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.
• По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его стенах совершались богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости» , но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.
Кирила Туровский
Кирилла Туровский (1130— 1190). • родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь сво бодных искусств. • С целью постижения книжной премудрости ушел послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове.
взгляды Туровского на воспитание • Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. • Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
Франциск Скорына
Франциск Скорина (1490 — не позднее 1551). • Основательное образование, полученное им в ведущих университетах Европы (Краковский и Падуанский), разносторонние знания в различных областях, помноженные на гуманистическое мировоззрение, поставили его в один ряд с выдающимися просветителями эпохи.
• Библия Скорины утверждала гуманистические идеи: достоинство человека, важность его дел и знаний, уважение к лично сти, служение родине. • Библейские сказания, притчи, заповеди звучат в авторской интерпретации по новому, полны оптимизма и веры. • Автор делает акцент на земное, приближенное к чело веку содержание Библии, практическую пользу, которую можно извлечь из ее чтения — обогатить себя знанием истории, опытом прошлых поколений. • Скорининская Библия — не только религиозное, но и историческое, литературное произведение, собрание различных сведений. • Просветитель снабдил Библию своими предисловиями и послесловиями, в которых раскрыл идею каждой книги, сообщая, при каких исторических обстоятельствах она написана, как звучит ее название на других языках.
Симон Будный (1530— 1593).
• получил блестящие знания по истории, философии, теологии и литературе, хорошо владел языками (латинским, греческим, белорусским, польским, древнееврейским). • Окончил Краковский университет со степенью бакалавра философии.
• Выступал за широкое распространение грамотности среди всех слоев населения, за развитие светской школы, считал, что изучение античной литературы и культуры — необходимое условие образования. • Принимал активное участие в создании Несвижской типографии. • в 1562 г. издал первый печатный учебник для школы на древнебелорусском языке — «Катехизис» . • Свои этические и педагогические идеи развивал в богословских сочинениях — «Библия» (1572), «Новый завет» (1574), «О важнейших статьях христианской веры» (1576) и др.
Католические школы • . Они были представлены иезуитскими коллегиумами, базилианскими, доминиканскими, школами каноников, кармелитов, бернардинцев, сесионеров, пиаров и других католических орденов. Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифицированные педагогические кадры. • Виленский иезуитский коллегиум, открытый в 1570 г. , через восемь лет был реорганизован в академию, а на следующий год стал университетом, первым в Восточной Европе. Ректор академии блестящий проповедник Петр Скарга поддержал унию, что еще больше расширило полномочия университета. • С целью привлечения к католичеству молодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорусском языке (Несвиж, Орша, Берестье, Городня, Бобруйск, Могилев, Слоним, Витебск, Пинск, Мстиславль и др. ). В некоторых из них преподавался также французский и немецкий языки. Одновременно учащиеся получали исторические, географические, математические и природоведческие знания.
Протестанские школы • были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими учебными заведениями по имени основателей протестантских течений: француза Ж. Кальвина (1509 1564), немца М. Лютера (1483 1546), итальянского и польского теолога Ф. Социна, идеолога антитринитаризма. Протестантские проповедники начали вести свою деятельность в Беларуси с 1545 г. , хотя идеи лютерантства стали проникать еще в начале 16 в. . Активизация Реформации в различных ее течениях способствовала дальнейшему росту гуманизации и просвещения.
Протестанские школы • Виленское пятиклассное кальвинистское училище, в котором преподавали талантливые педагоги. • В 1617 г. Януш Радзивилл создал в Слуцке кальвинистское училище, которое называли «Слуцкими Афинами» . Принципы его организации, методы обучения и воспитания, правила поведе ния учащихся нашли отражение в Уставе, который был напечатан 11 годами позже. • Протестантские школы отличались четкой орга низацией, основательностью образования, давали такую подго товку, которая позволяла продолжить обучение в университете.
Арианские школы • Арианские школы притягивали к себе значительную часть молодежи независимо от ее конфессиональной принадлежности. Воспитанников этих школ зачастую приглашали в качестве домашних учителей в дома знати. • Каждая община антитринитариев имела свою школу, программа которой включала изучение языков, философии, медицины, права, естественных наук и ма тематики. • Считается, что арианская педагогика стояла на более высоком уровне, чем кальвинистская [
Униатские школы • предназначались в основном для бедного населения, в них изучались катехизис, языки. Уровень обучения был невысоким. • Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году в Борунах, Жировичах, Красноборье, Минске,
ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ • Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и назывались по их имени. • Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все вопросы решались на собраниях коллегиально, большинством голосов (хотя руководящую роль играли зажиточные братчики), избираемое руководство отчитывалось перед собранием. При братствах создавались православные школы.
братские школы • • • сеть братских школ — в Вильно (1585), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633). Братские школы считались наи более демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Между тем большая часть учени ков принадлежала к среднему классу. ]. Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» , строго контро лировали деятельность школы. Занятия начинались в 9 часов. После молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял пис менное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учите ля или старших учеников учащиеся выполняли домашнее зада ние, спрашивали и проверяли друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные фор мы обучения в братских школах с течением времени менялись. На первых порах преобладало индивидуальное обучение, но по степенно оно уступает место коллективным занятиям, а в пер вой четверти VII в. X повсеместно утверждается классно уроч ная система
• • • Образование ориентировано на изучение языков, поэтому назывались греко славянскими. Позже были включены латинский и польский языки. Активно изучались произведения православных авторов (И. Златоуст, В. Великий, И. Дамаскин) и деятелей братских школ (Л. Зизаний, И. Копинский, М. Смотрицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Большое место отводилось православному вероучению. Имели типографии. Обименивались произведениями, школьными учебниками; учителя переходили из школы в школу, что способствовало обмену опытом, поиску новых методов обучения. отличались строгой дисциплиной. Пропуск занятий в течение нескольких дней исключение. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете, блуде. Физические наказания применялись редко. Важнейшей задачей учебно воспитательного процесса было воспитание добродетельного христианина. У детей надлежало воспитывать такие качества, как благочестие, послушание, кротость, уважение и почитание старших, рассудительность. Высокие требования предъявлялись к учителям, которые должны были быть высоконравственными и образованными людьми.
• Школы были двух типов: повышенные и элементарные. В первых углубленно изучались семь свободных искусств. Преподавание в основном велось на славянском языке. Обучение носило активный характер. Так, например, при изучении греческого один из учеников задавал вопросы другому на этом языке, а тот отвечал по славянски, если же вопрос ставился на славянском, то отвечать можно было «простою моваю» , т. е. на живом белорусском языке. В братских школах Беларуси и Украины впервые применили классно урочную систему, опыт которых был позднее обобщен Яном Коменским и стал мировым достоянием.
ВАСИЛИЙ ТЯПИНСКИЙ (1530 – 1600) • Василий Тяпинский (родовая фамилия Омельянович) впервые перевел на белорусский язык Евангелие, сделал к нему предисловие и издал в типографии, открытой в собственном поместье. Друг Будного, он разделял его взгляды антитринитария, т. е. поддержал следующую трактовку догмата Троицы: Богом является только Отец; святой дух – сила божья; Христос же вообще никакого отношения не имеет до божественного товарищества, поскольку он по своему происхождению абсолютный человек; однако же возведенный в божественный сан благодаря своим моральным качествам и заслугам в пропаганде христианства.
. МЕЛЕТИЙ СМОТРИЦКИЙ (ок. 1575 – 1633) • выдающийся славянский ученый филолог, общественный деятель, публицист, педагог. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из за границы стал учителем братской школы в Вильно. • Его основной лингвистический труд – «Грамматика (1619). Более 500 лет существовало восточно славянское государство, более 500 лет на старославянском разговаривали, писали летописи и художественные произведения, государственные акты и законы, а грамматики этого языка не было. Именно учебник Смотрицкого наряду с «Арифметикой» Магницкого М. В. Ломоносов называл вратами своей учености. • дал ряд орфографический и пунктуационных рекомендаций: об употреблении прописных букв, раздельном написании слов и знаках препинания.
Беларусь 1Х-ХУШ век.ppt