Средневековье и Возрождение.pptx
- Количество слайдов: 49
Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения
Введение В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось к XVII в. В рамках эпохи Средних веков в исторической науке обычно выделяют три периода: § V–X вв. – раннее Средневековье; § XI–XIV вв. – развитое, или Высокое, Средневековье; § XIV–XVI вв. – позднее Средневековье, или эпоха Возрождения.
Характерные особенности эпохи: • • • Господство христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества; Формирование могущественного феодального государства (духовные феодалы — «князья церкви» . ) феодальная раздробленность, феодальные войны, в том числе крестовые походы; Господство натурального хозяйства; Наличие сословий: священнослужители, феодалы, зависимые крестьяне, купцы, ремесленники; Разработка эффективные систем обучения.
Раннее Средневековье (V–X вв. ) Сформировался новый тип школы – христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как «школу Христа» , в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога.
Августин Аврелий Блаженный (354– 430) По Августину, в основе содержания образования лежит знание, заключенное в Библии. При определении образовательного минимума христианина Августин ставил «словесные» науки и историю на первое место как особенно важные для понимания Священного Писания, затем шли математика и естественные дисциплины. В частности, христианский философ настаивал на том, чтобы в программу обучения были включены не только теологические, но и светские знания, необходимые христианскому полемисту и проповеднику, – языки, история, диалектика, риторика, основы математики. Придавал особое значение вере и авторитету учителя.
в VII в. церковные школы подразделяются на: § Закрытые – внутренние – для подготовки к монашескому постригу § Открытые – внешние – для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора.
В церковных школах существовали разные уровни обучения: § Элементарный (чтение, письмо, счет, пение); § Средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); § Повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки). Основной книгой для обучения грамоте служил Псалтырь.
Во время правления Карла Великого (768 – 814) была предпринята попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения. Открывались школы при монастырях и церковных приходах. В них учили: чтению, письму, церковному пению, латинской грамматике и счету. Однако во второй половине IX в. светские тенденции в культуре постепенно угасали, образовательная деятельность вновь сосредоточилась в монастырях, многие школы были закрыты.
Высокое Средневековье (XI –XII вв) В период XI–XIII вв. на смену идеологии раннесредне-вековой школы пришло новое философское учение – схоластика (от греч. shcolastikos – школьный, ученый).
Философ и теолог Фома Аквинский (1226– 1274) разрабатывал схоластику как вероучение в научной форме, соединяя постулаты учения Аристотеля и католического богословия, веру и научное знание, отдавал при этом приоритет божественному, считая его наивысшим интеллектуальным учением.
В монастырях учреждались: • Школа средней ступени; • Школа высшей ступени. Курс обучения был рассчитан на 6– 8 лет: два года изучалась философия, два года – богословие, церковная история и право, два года углубленно – богословие. По завершении средней ступени образования изучался тот же цикл, но на более высоком уровне. Через 13– 16 лет обучения молодой человек получал степень бакалавра и высший духовный сан.
В период Высокого Средневековья сформировалась система учебных заведений различных уровней: § Приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян. Здесь получали начальное образование, где уровень ограничивался элементарными знаниями; § Монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала; § Соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.
В содержание образования входили нормы христианской морали, обучение чтению и письму, теология, философия. В этих школах дети 7— 15 лет обучались грамматике, риторике и «диалектике» , а в более крупных учебных заведениях такого типа, наряду с указанными предметами, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью, музыка - в сумме своей «семь свободных искусств» . Среди изучаемых книг значились Священное Писание, сочинения отцов церкви, а также некоторых античных авторов – Аристотеля, Платона, Вергилия, Овидия, Горация, Цицерона и др.
Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII —XIV вв. нового типа учебных заведений Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников. Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей. В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.
В XII—XIII вв. В результате расширения торговых связей, развития мануфактуры, проникновения в духовную жизнь Западной Европы арабской культуры Стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным, появляются первые университеты.
Рыцарская система воспитания (обслуживавшая интересы феодалов) Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей» : • Верховая езда, • Плавание, • Владение копьем, • Фехтование, • Умение охотиться, • Играть в шахматы, • Заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах.
В рыцарской системе образования мальчик в возрасте 10– 12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа. В 14– 16 лет подросток становился оруженосцем, занимался разносторонней военной и физической подготовкой. В 18– 21 год молодой человек посвящался в рыцари, в этот период священник обучал юного феодала богословию.
Девочки из знатных семей воспитывались дома под руководством учителя-монаха либо посещали монастырские или частные школы для знатных девушек. Женское воспитание предусматривало: наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным, но обычно знатные девушки умели читать и писать, хорошо разбирались в поэзии, слагали стихи, умели петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать. Женщины из феодального сословия часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греческим и латинским языками.
В XIII в. наметился значительный прогресс в области естественных наук. Было положено в основу образование, рациональное познание основанное на эмпирическом исследовании. К XII–XIII вв. выделилось сословие учителей, получавших за свой труд вознаграждение или постоянное жалованье, авторитет и социальный статус
Возникновение и развитие средневековых университетов Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов» , целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания. Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Университет обладал целым рядом прав и привилегий: - Право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. - Право получать часть церковных доходов на обучение. - Право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi). - Особая подсудность для школяров - по своему выбору или перед учителями или перед местным епископом. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа), но не местному суду горожан. - право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.
В структуру университета входили четыре факультета: • • Артистический (изучалось «семь свободных искусств» ), ; Юридический (рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. ); Медицинский; включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата. Богословский (Изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).
На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.
Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.
Основной формой обучения было чтение профессором лекций. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах Диспут (disputatio). Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Темы диспутов были самые разнообразные.
Эпоха Возрождения 14 -15 века Характеристика эпохи: • Появлением внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства • Развитием мануфактуры и торговли • Возникновением прогрессивного тогда класса- буржуазии, которая возродила культуру античного мира, в частности греческую культуру периода её рассвета, способствовала бурному развитию науки и искусства.
Особенности культуры и образования эпохи Возрождения стали: • Светский характер; • Гуманистическая философия; • Обращение к античному культурному наследию. Источником всех идей эпохи Возрождения служила античная культура, которая была пропитана верой в человека. Именно она предложила новой эпохе высокие и прекрасные образцы, готовые формулы для конструирования своего мировоззрения.
Родиной одного из величайших движений, которое когда-либо переживало человечество, – Возрождения – стала Италия. В XIV– XV вв. Италия представляла собой государство, в котором сосредоточилась политическая, экономическая, религиозная, культурная, образовательная жизнь.
Да нте Алигье ри (1265 — 1321) — итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка. Франче ско Петра рка (1304— 1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса. Джова нни Бокка ччо (1313, Париж, Франция — 21 декабря 1375, Чертальдо, Италия) — итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.
Рафаэ ль Са нти (1483 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Леона рдо да Ви нчи (1452 — 1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения Микела нджело Буонарро ти, (1475 - 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
Ввиду того что в культуре 14 -15 вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической ( от латинского слова humanusчеловеческий). Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Распространение книгопечатания в конце XV в. Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывали с его целенаправленным воспитанием моральный и социальный прогресс общества. Особый акцент делался на интеллектуальные, нравственные, эстетические элементы воспитания. Получили признание потребность и ценность физического воспитания подрастающего поколения.
Основой образования и воспитания гуманисты, опираясь на идеи М. Ф. Квинтилиана, считали совокупность природных способностей ребенка, которые развиваются в обучении с помощью руководства, наставления и упражнений. Педагоги настаивали на необходимости выявления путем наблюдения природных склонностей детей, учета их индивидуальных особенностей и применения различных методов воздействия на учеников в зависимости от их характеров и способностей.
Внесены дополнения в содержание «семи свободных искусств» , расширялся тривиум, в него включались история, моральная философия, поэзия. К XVI в. возрастает внимание к дисциплинам естественно-научного цикла, считалось важным наблюдение природных явлений, знакомство с различными ремеслами и искусствами. В это же время формулируется положение о необходимости обучения на родном языке.
В эпоху Возрождения сложилось новое понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радостного, с чем связаны и методы обучения – принцип «мягкой руки» , широкое применение морального поощрения. Схоластическое образование уступило место грамматикориторическому (классическому), суровая дисциплина Средневековья сменилась на более мягкую и гуманную. Все настойчивее звучала мысль о внимательном, бережном отношении к личности ребенка.
Педагогическая мысль эпохи Возрождения Наиболее ярко педагогическая представлена трудами: • Итальянских (гуманистические тенденции); • Немецких (демократические тенденции); • Французских ученых-гуманистов (аристократические тенденции).
Итальянская педагогическая мысль Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378– 1446). Основал школу «Дом счастья» . Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера» .
Ядром содержания обучения являются классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. В программу обучения входят: алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение играм, экскурсиям, занятиям на природе и беседам с детьми. В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом.
Пьетро Паоло Верджерио (1350– 1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, нравственный и физический компоненты. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка
Немецкая педагогическая мысль Эразм Роттердамский (1469– 1536) Формулируя цель воспитания, превыше всего ставил благочестие и нравственность. По его мысли, населению, которому недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Протестовал против суровой школьной дисциплины, требовал, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно женщинам, а особое место в их образовании должны занимать классические языки.
Французская педагогическая мысль Франсуа Рабле (1494– 1553) Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» , в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение.
Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств» . Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел.
Мишель Монтень (1553– 1592) Рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. По мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Выступал против телесных наказаний, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.
Развитие практики образования Распространение получили латинские (городские) школы: • Низшая (осуществлялось элементарное обучение, главным предметом был латинский язык: дети учились читать Библию. ) • Высшая (программа состояла из трех классов: в первом учили читать по-латыни, писать, обучали молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (чаще отсутствовал) читали римских поэтов Вергилия, Овидия, Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики. Данный тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, государственного управления и торговли, получил широчайшее распространение.
Из латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа– гимназия. Первые гимназии появились в Германии. Одной из известнейших стала гимназия педагога Иоганнеса Штурма (1507– 1589), которая объединяла все ступени образования – начальную, среднюю и высшую – и предполагала 10 ступеней обучения. Позднее эта школа была преобразована в Академию, а в 1621 г. на ее базе был открыт Страсбургский университет. Основу обучения в этой школе составляли древние языки, классическая античная литература, особенно произведения Цицерона, предметы тривиума.
Исключением на фоне гуманитарноориентированных школ повышенного типа являлось учебное заведение, созданное Михаилом Неандером в г. Ильфельде (Германия). Школа была рассчитана на небольшое количество учащихся, в программу обучения входили традиционные предметы и дисциплины ярко реалистического научного характера: математика, история, география, физика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, сельское хозяйство. В организации процесса обучения создатель школы выходил за рамки традиционных форм и отдавал предпочтение экскурсиям, лабораторным и практическим занятиям.
К середине XVI в. огромное развитие получили школы иеронимитов – монашеского ордена братьев общей жизни. Школы учреждались религиозными общинами, процесс обучения и его организация основывались на гуманистических идеях и возглавлялись крупными педагогами-гуманистами. В содержание образования включались классические языки и литература, родной язык, разнообразные науки, исключалась схоластика. Бесспорной заслугой гуманизма эпохи Возрождения стоит считать признание ценности человеческой личности. Провозглашая человека центром мироздания, гуманизм отразил стремление целой эпохи к идеалу его гармоничного развития.
Время Фильма!
Средневековье и Возрождение.pptx