Воображение.ppt
- Количество слайдов: 35
Воображение
Дени Дидро l «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком. . . Воображение — это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей»
l l Воображение — способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства.
l Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов.
Воображение выражается в: l l построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.
Виды воображения l l В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как: пассивное активное.
Активное воображение l l воссоздающее творческое.
пассивное воображение l l преднамеренное непреднамеренное.
Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение
Воссоздающее воображение - воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
Творческое воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: l l новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.
Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии.
l l Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь. Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Формы воображения l l l мечта; фантазия; грезы; сновидения; галлюцинации.
Мечта l l создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы в мечтах отличаются l l ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями; слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции); эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности; стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
К. Г. Паустовский сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту» .
Фантазия l l l форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научнопознавательной ценностью
Зигмунд Фрейд (1856 -1939) l l l фантазия - так называемые сны наяву - это бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний форма выражения конституциональных свойств личности, ее вытесненных стремлений, влечений и желаний, посредством которой человек с помощью воображения сглаживает недостатки реального мира и собственные неудачи. фантазии-желания воплощаются либо опосредованно - путем художественного и научного творчества, либо ведут к неврозу.
Грезы l l беспочвенные мечтания пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.
Н. В. Гоголь «Мертвые души» . «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах» .
сновидения l l l И. М. Сеченов — это «небывалые комбинации бывалых впечатлений» характерными для сновидений являются: — их чувственная достоверность — когда человек видит сон, он часто ни на минуту не сомневается, что все это происходит с ним наяву. — невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов; — явная или скрытая связь образов сновидений с насущными потребностями человека
Галлюцинация l l l форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции патологическое нарушение состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств с точки зрения материализма - продукт внутреннего мира, проекция представлений в реальное пространство. Возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих, спонтанно возникших в сознании, образов как объективной реальности.
по соотношению образов с действительностью l l реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события фантастическое воображение, которое "отлетает" от действительности
Физиологическая основа воображения — образование новых сочетаний из врe менных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.
Механизмы воображения l l l агглютинация - соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гипреболизация или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей; заострение - подчеркивание каких-либо признаков; схематизация - сглаживание различий и умаление черт сходства между ними. типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. . . Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. . .
агглютинация (от лат. agglutinare — приклеивать). l l частный случай комбинирования способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств — например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет
Акцентирование l l l подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто пользуются при рисовании карикатур и дружеских шаржей, преувеличивая, заостряя отдельные черты персонажей а) утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета; б) гиперболизация — преувеличение или миниатюризация — преуменьшение (мальчик с пальчик, великан, Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).
Противопоставление l наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным - «сделай наоборот» . Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке «По щучьему велению» — печка начинает ездить.
К. Дункер Человеку дают весы с двумя чашами (на одну чашу кладется предмет, а на другую — гирьки), набор разных мелких предметов, среди них коробок спичек и свеча. Предлагается установить свечу и остальные предметы на весах так, чтобы сначала чаши оказались в равном положении, а через некоторое время это равновесие само собой нарушилось.
Типизация l выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Этот механизм часто используется при создании литературных образов — на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей.
Э. В. Ильенков «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве. . . Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты»
Воображение.ppt