Воля
• Воля в широком смысле – всякая произвольная регуляция поведения. Сила воли заменяется силой мотива, потребности. • В узком смысле – как «сила воли» , акты человеческого поведения, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий. • Понимание воли сквозь призму свободы воли человека (что хочу, то и делаю, вопреки необходимости, ситуации) противоречит пониманию воли, как ограничению своих желаний, побуждений, исходя из целесообразности, обстоятельств. • Воля как саморегуляция с участием второй сигнальной системы (речевые самоприказы) – физиологический подход.
Исторические подходы: • 1 этап: воля как механизм осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. Аристотель ввел понятие воли, чтобы отличать поступки, совершенные на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями.
• 2 этап: возникновение волюнтаризма как идеалистического течения в философии: волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. (Августин, Эпикур, Шопенгауэр, Э. Гартмана, И. Кант, Ницше). • Шопенгауэр. Всеобщая воля проявляется в объективном плане, как природа, включающая и человеческое тело, а в плане субъективном – как сознательная воля. Разнообразные природные явления - это объективация единой воли, при этом весь мир выступает в двух фундаментальных аспектах: как воля и представление.
• В противоположность влечению, воля представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность и поддерживается стремление к ее реализации. Воля может быть направлена только на нечто, субъективно ценное, она зависит от индивидуальной иерархии ценностей. Каждый волевой мотив порождает контрмотив, от силы которого зависит, будет ли воля иметь своим следствием некоторое действие. Воля как духовный акт является свободной даже по отношению к биологической детерминации, т. е. человек может выбирать среди многих мотивов даже такой, который противоречит его жизненным потребностям. Благодаря этому человек – единственное существо, способное добровольно действовать наперекор своим инстинктам и даже уничтожать себя.
• 3 этап: воля связана с проблемой выбора и борьбой мотивов. • 4 этап: воля – механизм преодоления препятствий и трудностей на пути к достижению цели.
• Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать трудности в ходе выполнения действий и поступков. • Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
• Первые ростки воли заключены в потребностях. Сильные отрицательные эмоции сигнализируют организму, что требуется выйти из подобной ситуации. Дальнейшее в ней пребывание может привести к сбоям в жизнедеятельности, а иногда и к гибели. Эмоции переключают внимание на необходимость устранить боль, переменить позу, принять пищу и так далее. В действие приводится мотивация самого исходного, нижнего уровня, отражающая потребности самосохранения. Не будут удовлетворены эти потребности — никаких других задач выполнить, скорее всего, не удастся.
• Но обстоятельства, с которыми сталкивается человек, бывают противоречивыми. Оценка всей ситуации неподвластна инстинктивному уровню регуляции, ведающему реализацией мотивов самосохранения. • Например, взявшись за кипящий чайник, у которого приоткрылась крышка, ребенок может импульсивно выпустить его из рук в стремлении устранить боль. В итоге он может обвариться кипятком. • Взрослый человек в подобной ситуации будет стараться терпеть боль, пока не поставит чайник на опору. Возможно, он получит легкий ожог руки, но избежит больших неприятностей. Делает он это, руководствуясь разумом, оценивая ситуацию в целом. Он осознает последствия, затрагивающие более важные потребности, более значимые мотивы.
Зачатки воли у животных • Животным в большей степени воля не свойственна. Ими в основном управляют инстинкты. Если животное начнет противиться своим инстинктам - оно либо очень быстро погибает, либо приобретает бесценный опыт и становится вожаком. • Сетон-Томпсон описывал койота, который научился уходить от догоняющих его собак. Этот койот не убегал, а поворачивался и повиливая хвостом шел навстречу собакам. Собаки проносились мимо него, потому что обучены были бежать за убегающим зверем, а не за стоящим и виляющим хвостом.
• Проявление зачатков воли свойственно больше хищникам, которым нужно иметь выдержку для охоты на жертву, уметь побеждать сиюминутное желание броситься в атаку. Это делает возможным у домашних хищников (а именно собак) развить качество, схожее в проявлении с волей: собаку реально научить сидеть там, где сказали, а не там, где хочется и не подбирать с земли вкусное, хотя инстинкты говорят обратное.
Преодолеть мотивы самосохранения • Выходит, даже для того, чтобы спасти себя, самосохраниться в целом, надо в ряде случаев преодолеть действие непосредственно испытываемых мотивов самосохранения. Чтобы не оказаться во власти импульсивных желаний, нужно противопоставить им силу своего разума, волю. Особенно ярко такое противопоставление может происходить при стремлении к социально значимым целям. Здесь мотивы социальные, случается, сталкиваются с биологическими, с мотивами самосохранения, продолжения рода и другими.
Сущность воли • (Ильин Е. П. ) в сознательном и преднамеренном управлении поведением и деятельностью человека. Воля (или произвольность) – это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения ( «свобода воли» ), но и в инициации действий, их осуществлении и контроле.
• Произвольное управление, являясь более общим феном, организует произвольное поведение (включая и волевое), реализуемое через произвольные (сознательные, преднамеренные) действия. Волевая же регуляция, являясь разновидностью произвольного управления, реализуется через разновидность произвольных действий – волевые действия, для которых более существенным становится проявление волевых усилий и которые соотносятся с волевым поведением.
ВОЛЯ (произвольно е управление или самоуправле ние) Самодетерм инация (мотивация) Самоинициа ция и самотормож ение Самоконтро ль Самомобили зация (внимание) и самостимуля ция
Волевая регуляция ( «сила воли» ) • Волевые действия – разновидность произвольных действий, которые характеризуются использованием при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения. Таким образом, волевая регуляция является механизмом самомобилизации. • К волевым действиям относят: всматривание (пли плохой видимости), прислушивание, принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости.
Основные признаки волевых усилий: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
Признаки волевых действий • • первый – осознание свободы осуществления действий, чувство принципиальной «непредопределенности» собственного поведения; • • второй – обязательная объективная детерминированность любого, даже кажущегося предельно «свободным» действия; • • третий – в волевом действии (поведении) проявляется высший уровень психической регуляции.
• Реализация наших целей часто наталкивается на преграды, которые могут быть внешними и внутренними. Внешние препятствия – время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и т. д. Внутренние препятствия – установки человека, болезненное состояние, усталость и т. д. • Препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. • Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, который мобилизует внутренние ресурсы человека и создает дополнительные мотивы к действию.
• Трудно ли перелезть через высокий забор? Если трудность заключается лишь в необходимости поиска дополнительной опоры, то воле тут делать нечего. • Когда же потребуется подтянуться на руках, перевалить на другую сторону забора, используя их силу, то физически нетренированному человеку воля потребуется, чтобы преодолеть стремление разжать руки из -за боли в мышцах. • В итоге внешняя трудность оказалась внутренней — воля направлена на преодоление себя.
• Результат как критерий наличия или отсутствия волевой регуляции (волевого поведения). • Однако можно изо всех сил стараться преодолевать трудность, но не преодолеть ее. В этом случае неправомерно делать заключение об отсутствии волевого поведения (волевой регуляции). Человек старался преодолеть затруднение, прилагал дополнительные волевые усилия, почему же его поведение было не волевым?
Воля проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять движения, действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. • Человек может соответствующим образом организовать свою психическую деятельности и направить ее. Например: воспринять нужный в данный момент предмет (преднамеренное восприятие), запомнить материал (преднамеренное запоминание), создать образ, идею (преднамеренное воображение) и т. д. • Усилием воли человек может сдержать внешнее проявление своего эмоционального состояния, а порой даже показать совершенно противоположное.
Функции воли • 1. Инициирующая, или побудительная функция - заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия; • 2. Стабилизирующая функция связана с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних или внутренних помех разного рода; • 3. Ингибирующая, или тормозная функция состоит в затормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности (и поведения) в тот или иной момент времени. • Человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.
Структура волевого процесса I. Исходный этап (доволевой) 1. Первичное побуждение (неосознанное влечение) II. Подготовительный этап (до действия) 1. Осознание элементов волевого акта: а) осознание и опредмечивание мотивов (осознанное влечение); б) представление целей (желание); в) представление средств (хотение); г) представление возможных последствий (долженствование)
• 2. Преодоление внутренних препятствий: • а) борьба мотивов (обсуждение и оценка целей, средств, последствий); • б) принятие решения (выбор целей и средств). • III. Исполнительный этап (действие) • 1. Активное действие (преодоление внешних препятствий). • 2. Задержка действий (преодоление внутренних препятствий.
• IV. Заключительный этап (после действия). • 1. Осознание и оценка полученного результата (соотнесение с целью, затратами и последствиями). • 2. Вынесение самооценки. • 3. Подготовка новых целей как побудителей к новым действиям.
• Фазы борьбы мотивов и принятия решения наступают не обязательно дождавшись окончания фазы представления последствий. • За осознанием цели (средств) сразу же может начаться их оценка и выбор. Регуляционный процесс вообще может не выходить на уровень хотения и долженствования. • Задержка может присутствовать и на этапах борьбы мотивов или принятия решений. • В волевом процессе могут отсутствовать фазы, а то и целые этапы. Тогда речь идет о незавершенном волевом акте (неисполненное желание), либо о простом. • В простом волевом действии свернут подготовительный этап. Побуждение непосредственно переходит в действие. Желание пить тут же удовлетворяется.
• Воля человека – это единство тенденции долженствования и тенденции влечений, соотношение между которыми может складываться различно. Воля - управление действиями в соответствии с формулой «надо» в отличие от «хочу» . «Хочу» выражает действие человека по его мимолетному желанию, капризу, под влиянием стихийных импульсов. «Надо» — отражение усилия, которое следует совершить, чтобы должное стало реальным.
Слово «надо» • Важно, кто его произносит. • Если сам человек, выполняющий действие, то на чем он основывается? • На том, что просто повторяет сказанное другими? • Или самостоятельно осознает необходимость совершать действие? Человек должен верить в то, что он делает. Осознавать значимость этого дела — в том числе и для себя. Он должен получать моральное удовлетворение и реальное вознаграждение за меру своего труда, видеть его ценность. Если эта ценность важна для других — она должна входить в систему его ценностей. Только тогда он способен преодолевать трудности, прилагать усилия не из-под палки, а исходя из своих мотивов и целей.
«Волевой взгляд» , «волевой голос» - влияние воли на других людей. Воля у каждого своя и взаймы не дается. Приведенные примеры волевых воздействий формируют у другого человека его внутреннюю трудность. Волевой взгляд надо преодолеть собственными усилиями, а их может оказаться недостаточно.
Волевой голос заставляет подчиненного задуматься о серьезных последствиях, если указание не будет выполнено, и тем самым помогает справиться с инстинктивными побуждениями, готовыми овладеть человеком. Принуждение, в том числе и к учебе, может мобилизовать волю, направленную на избежание наказания. • Как только прекращаются наказания — прекращаются и действия. • Более того, человек будет всегда стремиться обойти принуждение, чтобы все-таки реализовать игнорируемые потребности. • Воля формируется и в этом случае, но однобоко. Цели одного человека и других людей противопоставляются.
Три типа ситуаций, которые требуют волевой регуляции поведения человека: • 1. ситуация, когда отсутствует достаточная мотивация поведения человека и необходимо волевое усилие для восполнения недостатка побудительных мотивов к действиям; • 2. ситуация конфликта различных мотивов, целей, задач, потребностей, видов деятельности и необходимость выбора между ними; • 3. ситуация, требующая произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических состояний, процессов и явлений.
1. Отсутствие достаточной мотивации • Е. А. Климов, обследование умственных способностей школьников: среди двоечников, так же как и среди пятерочников, нет ребят с низким уровнем интеллекта. Гораздо больше их среди троечников или старательных четверочников. А двоечниками ребята стали в основном потому, что их интересы не удалось совместить с целями школьного обучения. • В результате получается, что подросток с увлечением может мастерить сложные радиоприемники, которые не каждому студенту под силу, а в школе числиться безнадежно отстающим, способным разве что продемонстрировать свои похвальные знания по одному разделу физики. Можно поставить такому ученику двойку, повторять, что учиться надо, — от этого мало что изменится. Но если показать ему значимость целей, которые требуется достигнуть, если заинтересовать его, он горы свернет.
• Следовательно, важнейшей составляющей воли является осознаваемая значимая цель. Имея ее, человек способен действовать самостоятельно, не прятаться за «объективными причинами» . А в результате и добиваться даже большего, чем от него требовалось. Действуя ради значимой цели, человек может успешно справляться и с борьбой мотивов. Возможна будет организация единой ясной линии поведения. В таких условиях и формируется воля. Она направлена на преодоление реально побуждающих, но менее значимых мотивов ради мотивов более значимых, но связанных с отдаленными результатами.
2. Конфликт мотивов • Если вы стоите перед мотивами, одинаковыми по значимости (например, пойти погулять по лесу или отправиться в гости), то воля здесь не нужна. Разве что для прекращения затянувшихся колебаний. Но если выбор нужно сделать между мотивами разного уровня (например, прогулкой и штудированием учебника, хотя до экзаменов еще далеко), то налицо ситуация борьбы мотивов. Борются мотивы разного уровня организации деятельности. • Исход будет зависеть от воли. Под влиянием очевидной прелести отдыха вы можете принизить значимость занятий, сославшись на имеющийся запас времени. И подчеркнете преимущества отдыха, еще больше оправдав себя. Разум окажется под влиянием мотива, дающего ближнюю выгоду. И, только направляя усилия воли на поддержание ясности цели, ее устойчивости, вы будете способны противостоять размывающим поведение мотивам. Воля делает неуправляемые мотивы управляемыми, поддерживает «разноэтажность» значимости мотивов, установленной ранее разумом.
• На описанном механизме поддержания волей разноуровневости мотивов основан метод повышения мотивации. • Мотивы различных уровней представим в виде мотивов со знаками «плюс» и «минус» . Предположим, вам нужно заниматься уроками на завтра, а вы очень хотите спать. Значит, есть причина со знаком «плюс» — надо работать. И со знаком «минус» — надо спать. • Наличие разнонаправленной мотивации для волевого усилия обязательно, потому что если вы только хотите заниматься и ничего больше, то для того, чтобы приступить к урокам, никаких волевых усилий не нужно.
• У человека существует одновременно не один и не два мотива, а целая их иерархическая система. Какие-то из них имеют положительный знак, какие-то — отрицательный. Бывает так, что эти мотивы друга уравновешивают — тогда волевое усилие не появится. Для его рождения нужно, чтобы положительные мотивы перевесили. Дополнительную «гирьку» для этой цели мы можем положить на одну из чаш весов и искусственно. Допустим, поставив перед собой какую-то очень конкретную цель. Если эта цель для вас важна — родится и волевое усилие.
• Как можно искусственно организовать неравновесие мотивов? Как добиться, чтобы положительные причины перевешивали отрицательные? • Есть два варианта. • 1. Усилить положительную мотивацию, добавив «гирьку» со знаком «плюс. Первый вариант — убедить себя, что зарядка принесет вам огромную пользу, вы станете стройным, гибким, красивым. • 2. Уменьшить отрицательную, т. е. убрать «гирьку» со знаком «минус» . Отсутствие утренней гимнастики будет вам мешать, вы целый день будете вялым и не сумеете выполнить все свои важные дела.
• Самая трудная волевая ситуация создается тогда, когда разность между мотивами со знаком «плюс» и со знаком «минус» минимальная. Неравновесие оказывается неустойчивым. • Требуется постоянное волевое усилие, чтобы его поддержать. Прибавляя «гирьки» со знаком «плюс» , усиливая значимость мотива, можно увеличить неравновесие, сделать его устойчивым. Волевого усилия потребуется меньше. Цель станет настолько привлекательной, что окажется стойкой к размывающему влиянию мотивов со знаком «минус» .
• Цели наряду с борьбой мотивов — важнейшее условие возникновения и реализации волевых усилий. • Всякое действие начинается с постановки цели. • Потом находятся веские внутренние аргументы, дополнительные побуждения к действию. • Далее нужно продумать практические шаги, которые помогут добиться поставленной цели. • И только на последнем этапе начинается реализация задачи. • Но каждый из этих этапов требует какого-то волевого усилия. • Получается почти замкнутый круг: чтобы воспитать волю, нужно сделать какие-то шаги, а чтобы сделать какие-то шаги, нужно волевое усилие.
• Какие цели мы должны ставить перед собой? Какая цель может побудить нас к активным действиям? • Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться аналогией. Разрабатывая систему работы с актерами, Станиславский определял для них три круга общения: большой, средний и малый. Малый круг — это сам актер со своими внутренними переживаниями, т. е. , чтобы хорошо сыграть роль, он должен вжиться в нее, прочувствовать изнутри, проникнуться чувствами человека, которого предстоит изобразить. Средний круг — это взаимоотношения актера с партнерами. Его игра должна быть такой, чтобы и партнер поверил в искренность. Большой круг — это взаимодействие актера с залом, стремление обратить в свою веру зрителей. Казалось бы, достаточно одного круга — третьего. Ведь именно для зрителей играет актер. Однако если бы он не ставил перед собой малую и среднюю цели, то общение с залом превратилось бы в плохую игру, работу на публику.
• Подобный подход к постановке цели должен быть у нас и при воспитании воли. Нам нужны не только дальние конечные цели, но и ближние и средние. История знает немало великих людей, которые планировали себе цели на всю жизнь. Например, Отто Юльевич Шмидт запрограммировал себе столько разнообразных дел, что при самом приблизительном подсчете оказалось, что на их выполнение уйдет 350 лет. Тогда Шмидт сократил количество дел, чтобы не получилось распыления сил. Дел осталось «всего лишь» на 150 лет, но тем не менее он сумел их выполнить в течение жизни практически все. • Это удалось сделать только потому, что кроме дальних глобальных целей он обязательно намечал и более близкие. Всю длинную дорогу разбивал на более мелкие этапы со своими вехами. Каждая ближняя цель делала его на шаг дальше от начала пути, работала на дальнюю цель.
• • Известно, каких сильных, волевых людей воспитывал Антон Семенович Макаренко. Воспитывал по собственной системе, формирующей волю. Он писал: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. . . Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные» . Таким образом, лучшим стимулом для достижения цели станет радость, которую вы от этого получите. Понятно, что ждать радость в течение многих лет не у всякого хватит терпения. Вот потому-то и нужны более мелкие, ближние цели. Кроме целей дальних и ближних — малого и большого круга — должна быть еще и цель средняя. Достаточно крупная, но вполне достижимая в обозримом будущем. Ведь если вы будете ориентироваться только на дальнюю цель (а так как она слишком далека, то ваше внимание все равно будет сконцентрировано на малых целях), у вас есть опасность сбиться с пути, уйти в сторону или, во всяком случае, сделать крюк. Наличие же средней цели не позволит вам свернуть с дороги.
3. Произвольная регуляция • Самое большое усилие требуется от нас именно на том этапе, когда программа действий разработана и нужно приступать к ее реализации. Как заставить себя сделать этот первый шаг? Для начала нужно постараться поставить себя в такие условия, когда не сделать его просто невозможно. • «Чем меньше времени, тем больше успеваешь» . • Нужно, чтобы времени постоянно было мало. В безвыходной ситуации ваша способность к рациональной трате каждой свободной минуты не только обостряется, но и тренируется. А чтобы времени было мало, нужно загрузить себя всевозможными делами. • Злоупотреблять этим методом не стоит. Иначе можно перегрузить себя так, что дело закончится нервным срывом или истощением.
• Предпринятые действия будут выполнены только тогда, когда человек контролирует свою деятельность. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. • Заниженная самооценка может привести к потере уверенности в себе, к угасанию стремления к достижению цели и поставленная цель не будет достигнута. • Завышенная самооценка также не приводит к достижению цели, или же значительно усложняет возможность ее реализации.
Физиологические основы воли • Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток ( «клеток Беца» ), расположенных в одном из слоев коры головного мозга в области передней центральной извилины. В них зарождаются импульсы к движению, и отсюда берут начало волокна, образующие пирамидальный путь. Пирамидный путь определяет управление произвольными движениями верхних и нижних конечностей и мимики.
• Участки коры головного мозга, которые находятся спереди от передней центральной извилины – премоторная зона – отвечают за координацию тонких движений и обеспечивают плавность движений. При повреждении данных участков у человека отмечается значительная неловкость. • Важнейшую роль в волевом акте играют структуры, направляющие и поддерживающие целенаправленность волевого действия. Участки коры расположенные в лобных долях удерживают цель действия на протяжении всего выполняемого действия. Это так называемые префронтальные участки коры головного мозга.
Апраксия и абулия • Апраксия – патологическое торможение коры головного мозга. Сложное нарушение целенаправленности действий, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта. • Абулия – это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к действию, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. • Люди с подобными поражениями характеризуются спонтанным поведением, неспособностью дифференцировать просьбы, переживать, строить планы на будущее, они не доводят ни одно дело до конца или выполняют его «слишком» . При этом у них пассивное поведение резко сменяется повышенной откликаемостью.
Выделяют 3 уровня волевых качеств человека: • Первичный или базовый уровень – это те волевые качества, которые определяют поведение человека: • Сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Чем серьезнее препятствие, которое было преодолено на пути к поставленной цели, тем сильнее сила воли. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. • Настойчивость – умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей • Выдержка – умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения
Вторичный уровень • это те качества, которые проявляются в единстве с характером и поэтому рассматриваются как характерологические. Вторичные волевые качества развиваются в онтогенезе позже, чем первичные: • Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения • Смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия
• Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Разделяют целеустремленность стратегическую и оперативную • Самообладание – умение контролировать чувственную сторону своей психики • Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, отвлекающих от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе собственных взглядов и убеждений
Третичный уровень • - это морально ориентированные качества и проявляющиеся в отношении к трудовой деятельности: • Ответственность – качество, характеризующее личность с точки зрения для выполнения ею нравственных требований • Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку • Принципиальность – верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении
• Обязательность – умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их. • Инициативность – умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину, предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей • Исполнительность – старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей • Организованность – разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности • Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.
Мифы о качествах безвольности • Миф1. Негативизм – проявление безволия. • Негативизм - немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, хотя разумные соображения не дают оснований для этого. разумность доводов - довольно шаткий критерий, чтобы выносить приговор человеку как безвольному. Одному разумным кажется одно, другому - другое. Тогда, с точки зрения спорящего, при несогласии оппонентов с его доводами все они становятся безвольными.
• Миф 2. Упрямство- проявление безволия. Упрямый не владеет своей волей, так как она не подчинена его разуму. Воля упрямого - неразумная воля. Упрямство расценивается как безволие на том основании, что оно является необоснованной настойчивостью. По критерию необоснованности в разряд проявлений безволия попадает и любопытство как необоснованная любознательность.
Миф 3. Внушаемость – проявление безволия. • «Безвольные" ученики и спортсмены в некоторых ситуациях проявляют исключительную волю и самостоятельность, не поддаваясь внешнему воздействию других людей, а с другой стороны, спортсмены, высочайшее развитие отдельных волевых качеств у которых не вызывает сомнения, в ряде ситуаций оказываются легко внушаемыми.
• При соревновательном поединке с неизвестным соперником, если к тому же поединок протекает в равной борьбе и конечный его результат неизвестен, у спортсмена нередко возникает состояние неуверенности в своих силах, он затрудняется в выборе средств и способов дальнейшего ведения поединка и вполне сознательно ориентируется на других людей, принимая их внушающие воздействия. Человек легко воспринимает воздействие других людей не столько потому, что он не волевой, а в силу того, что сами объективно складывающиеся условия взаимодействия принуждают его поступать именно таким образом. Эта тенденция свойственна спортсменам как с высокой личной внушаемостью, так и трудно внушаемым и волевым. Видимо, в конкретных условиях деятельности и общения требуется особое сочетание определенных волевых качеств и внушаемости. • Поэтому соотношение между "силой воли" и внушаемостью сложное, и по внушаемости человека в определенной ситуации делать заключение о его "безволии" опасно.
Миф 4. Если слабоволен, то во всем. • Слабоволие как общая характеристика личности. Нет "вообще" безвольных и "вообще" волевых людей; каждый человек в чем-то "волевой", а в чем-то «безвольный» . Кроме того, если исходить из понимания воли не как "силы воли", а как произвольного управления, то безвольных людей, т. е. не обладающих произвольным способом управления, вообще быть не может.
• Волевые проявления человека в значительной мере определяются тем, кому человек склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям, называется локализацией контроля.
• Есть люди, которые склонны объяснять причины своего поведения внешними факторам (судьбой, обстоятельствами, случаем и т. д. ). В данном случае говорят о внешней (экстернальной) локализации контроля. Таких людей отличает безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление откладывать осуществление своих намерений. • Если индивид принимает на себя ответственность за свои деяния, у него преобладает внутренняя (интернальная) локализация контроля. Такие люди более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы.