волейбол история вед.спортсмены.ppt
- Количество слайдов: 93
Волейбол
Волейбол – это игровой вид спорта, пользующийся немалой популярностью. Занятия этим видом спорта способствуют развитию многих физических данных: силы рук и плечевого пояса, прыгучести, быстроты реакции, координации движений в пространстве и во времени.
История волейбола Родиной волейбола считают Соединенные Штаты Америки. Автором игры был преподаватель физической культуры колледжа в г. Гелиок штата Массачусетс, директор местного клуба Вильям Морган придумал эту игру для бизнесменов среднего возраста, которым весьма популярный баскетбол был не по силам. Теннисная сетка была подвешена на высоте 197 см. Любое число игроков, помещающихся на площадке, могло играть. Морган назвал игру «минтонет» . В 1895 г. Морган разработал правила новой игры.
В 1896 г. «минтонет» демонстрировался на конференции ИМКА (Союз христианской молодежи) в Спрингфилде. Так как основная идея игры заключалась в том, чтобы «ударять руками по мячу, заставляя его перелетать через сетку» , игра по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда была переименована в «волейбол» (летающий мяч). Первые правила игры были обнародованы в 1897 году и имели всего десять параграфов. В 1900 г. американская фирма «Сполдинг» изготовила первый волейбольный мяч и были приняты первые официальные правила игры. В 1912 г. правила были пересмотрены. Ширилась популярность волейбола, менялись, совершенствовались и правила игры.
Превращение волейбола в официально признанную спортивную игру с определенным регламентом и организацией соревнований произошло в период с 1917 по 1925 г. Наибольшую популярность в этом периоде волейбол приобрел в США. Мексике, Бразилии, Японии, Китае, на Кубе, в Корее, а в Европе — в Чехословакии, Румынии, Польше, Франции, СССР.
После проведения в Бруклине в 1922 г. первых официальных соревнований по волейболу, собравших большое число зрителей, США выступили с ходатайством о включении этой игры в программу VIII Олимпийских игр. Однако предложение было отклонено из за недостаточного числа участников. С распространением игры в большинстве стран Европы, Америки и Азии совершенствуются и уточняются многие пункты правил: ограничивается число игроков команды до шести, увеличиваются размеры поля до 9, 1 Х 18, 2 м, уточняется высота сетки (243 см), разрешается только три удара по мячу. Счет начинают вести до 15 очков (с учетом перевеса в два очка при счете 14: 14).
С эволюцией правил постепенно развивается техника и тактика волейбола. Игра начинает проводиться в три касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противодействия нападающему удару появляется блокирование. Техника волейбола дифференцируется, она включает в себя такие элементы, как подача, передача, нападающие удары и блокирование. Возникают основы тактики игры, состоящие на первых порах в более слаженных действиях группы игроков и их равномерном расположении на площадке в момент подачи противника.
Позднее (1929— 1936 гг. ) техника игры приобретает более целесообразный характер: подача из средства введения мяча в игру применяется как средство нападения (сильная боковая подача), нападающие удары становятся более агрессивными и разнообразными, совершенствуются приемы передачи, начинают применяться различные приемы мяча в бросках и падениях, появляется групповое блокирование. В дальнейшем эволюция техники и тактики продолжается (1936— 1939 гг. ). Против группового блока применяются удары с края сетки ( «со столба» ), появляется страховка блокирующих игроков для нейтрализации обманных ударов, многие волейболисты достигают виртуозности в приеме и передаче мяча.
В 1934 г. предпринимается попытка создания первой международной комиссии по волейболу. В комиссию вошли представители 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 стран Азии. После второй мировой войны в 1947 г. в Париже создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), которая вскоре проводит в Риме (1948 г. ) первый чемпионат Европы среди мужских команд. Советские волейболисты в этом соревновании не участвовали; первое место в нем заняли волейболисты Чехословакии.
Первый чемпионат мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин проводились в Праге (1949 г. ). Победителями этих состязаний стали советские волейболисты и волейболистки. Послевоенный этап развития волейбола характеризуется популяризацией игры во всем мире. ФИВБ проводит большое количество соревнований — первенства Европы и мира, розыгрыш Кубков европейских чемпионов. Немалый вклад в развитие волейбола в этот период вносят советские волейболисты, демонстрирующие передовую школу техники и тактики игры и передающие свой опыт многим командам Европы и Азии. В 1964 г. волейбол впервые включается в программу Олимпийских игр в Токио.
В 1965 г. впервые проводился розыгрыш Кубка мира среди мужских команд. Он проходил под знаком омоложения состава в большинстве команд. Сборная СССР завоевала первое место. Это были первые официальные соревнования, проводившиеся по новым правилам. Они показали, насколько возросло значение блока.
В 1984 г. после 37 бессменных лет на посту президента ФИВБ Поль Либо ушел в отставку. Новым президентов ФИВБ избран Рубен Акоста (Мексика). Поль Либо Рубен Акоста
В 1985 году в Холиоке открыт волейбольный Зал славы, в который заносятся имена наиболее выдающихся игроков, тренеров, команд, организаторов, судей. В 1990 г. ежегодно начинают проходить соревнования «Мировой Лиги» . В 1993 г. начинается проведение соревнования «Гранд При» для женских команд. Международный Олимпийский комитет признал пляжный волейбол Олимпийским видом спорта. В 1999 г. изменена система подсчета очков — игра в каждой партии до счета 25 по системе «тай брейк» . Введена функция защитника — «либеро» .
С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун. Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Вэй Цзичжун Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2010), среди женщин — сборная России (2010).
Развитие волейбола в СССР и России Появление волейбола в СССР относится к 1920— 1921 гг. Официальной датой его рождения в советской стране считается 28 июля 1923 года, когда на Мясницкой улице состоялся матч между командами Высших художественно технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственного техникума кинематографии. В 1925 г. Московский Совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила проведения соревнований по волейболу. В 1927 г. состоялась первая товарищеская междугородная встреча между студентами Москвы и Харькова, в которой москвичи одержали победу. В 1928 г. в Москве проводился чемпионат, входивший в програм му Первой всесоюзной спартакиады. В нем принимают участие команды Москвы, Украины, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Закавказья. Победителем стала команда Украины. В 1932 году была создана Всесоюзная секция волейбола, в 1948 м вступившая в FIVB, а в 1959 м преобразованная в Федерацию волейбола СССР.
С 1933 года проводятся розыгрыши чемпионатов СССР, волейбол присутствовал в программе всех Всесоюзных спартакиад. К 1935 году относятся первые международные матчи советских волейболистов со спортсменами из Афганистана, а в 1947 году волейбольная команда из СССР принимала участие на первом Всемирном фестивале демократической молодёжи в Праге. Выйдя на международную арену, советские волейболисты сразу становятся лидерами мирового волейбола — 1949 год ознаменован победами мужской сборной СССР на чемпионате мира и женской на чемпионате Европы. Чемпионат мира 1952 года, проходивший на стадионе «Динамо» , стал первым крупнейшим международным спортивным соревнованием, организованным Советским Союзом. В 1964 году в Токио мужская сборная СССР стала победителем первого олимпийского волейбольного турнира. Побеждала она также на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов.
Советские волейболисты — 6 кратные чемпионы мира, 12 кратные Европы, 4 кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 — Европы, 1 — на Кубке мира. В волейбольный Зал славы приняты игроки: Инна Рыскаль, Юрий Чесноков, Константин Рева, Нина Смолеева и Иван Бугаенков, тренеры: Вячеслав Платонов, Гиви Ахвледиани и Николай Карполь, а также Владимир Саввин как один из лучших волейбольных функционеров. Иван Бугаенков Инна Рыскаль Константин Рева Нина Смолеева
Гиви Ахвледиани Николай Карполь Вячеслав Платонов Владимир Саввин
Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1992 году. Председатель Наблюдательного совета ВФВ — Николай Патрушев, Президент организации — Станислав Шевченко. Мужская сборная России — победитель Кубка мира 1999 и Мировой лиги 2002 и 2011 годов. Женская команда побеждала на чемпионатах мира 2006 и 2010 годов, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов 1997. Николай Патрушев Станислав Шевченко
Правила волейбола Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным. Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 18 х9 м, окруженный со всех сторон свободной зоной шириной минимум 3 метра. Свободным игровым пространством является пространство над игровым полем, которое свободно от любых препятствий. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7 м от игровой поверхности. Ширина всех линий на площадке 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий. Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9 х9 м каждая. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до другой. На каждой площадке линия атаки, задний край которой нанесен на расстоянии 3 м от оси средней линии, ограничивает переднюю зону. На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и задним краем линии атаки. Зона подачи – это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см позади лицевой линии, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в ширину зоны подачи. Зона замены ограничена продолжением обеих линий нападения и простирается до столика секретаря. Зона замещения Либеро – это часть свободной зоны на стороне скамеек команд, она ограничена продолжением линии атаки и простирается до лицевой линии. Места разминки, размером приблизительно 3 х3 м, расположены за пределами свободной зоны в обоих углах со стороны скамеек команд. Место для удаленных, размером приблизительно 1 х1 м и оборудованное двумя стульями, расположено в контрольной зоне за пределами продолжения каждой лицевой линии. Они могут быть ограничены красной линией шириной 5 см.
Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2, 43 м для мужчин и 2, 24 м для женщин. Высота сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать официальную высоту более чем на 2 см. Сетка шириной 1 м и длиной 9, 50 10 метров (с 25 50 см. за боковыми лентами на каждой стороне) состоит из черных ячеек в форме квадрата со стороной 10 см. Верхний край сетки формирует горизонтальная лента шириной 7 см. Каждый конец ленты имеет отверстие, через которое пропущен шнур, привязывающий ленту к стойкам для ее натяжения. Внутри ленты находится гибкий трос для прикрепления сетки к стойкам и поддержания ее верхней части в натянутом состоянии. Внизу сетки имеется другая горизонтальная лента шириной 5 см, аналогичная верхней ленте, через которую пропущен шнур. Он предназначен для прикрепления сетки к стойкам и поддержания е нижней части в натянутом состоянии. Боковые ленты – две белые ленты, прикрепленные вертикально к сетке и расположенные прямо над каждой боковой линией. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки. Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1, 80 м и диаметром 10 мм. Антенна прикрепляется с внешнего края каждой боковой ленты. Антенны расположены на противоположных сторонах сетки. Каждая антенна возвышается на сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см, предпочтительно красного и белого. Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам площадь перехода. Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 0, 5 1, 0 м. за боковыми линиями. Высота стоек 2, 55 м и, желательно, чтобы она была регулируемой.
Мяч должен быть сферическим с покрытием, сделанным из эластичной натуральной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины. Его цвет может быть однотонным светлым или комбинацией цветов. Его окружность 65 67 см и его вес 260 280 г. Его внутреннее давление должно быть от 0, 30 до 0, 325 кг/кв. см. (от 4, 26 до 4, 61 psi) (от 294, 3 до 318, 82 мба или г. Па).
Команда может иметь в составе до 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача. На ФИВБ и Мировых соревнованиях для взрослых команда может состоять максимум из 14 игроков (максимум из 12 обычных игроков). Один из игроков, исключая Либеро, является капитаном команды, который должен быть отмечен в протоколе. Экипировку игрока составляют футболка, трусы, носки (форма) и спортивная обувь. Обувь должна быть легкой и гибкой с резиновыми или композиционными подошвами без каблуков. На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях запрещена обувь, которая имеет преимущественно черный цвет, с маркими подошвами. Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 18. На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 20. Капитан команды должен иметь на его/ее футболке полоску 8 х2 см, подчеркивающую номер на груди.
1. 2. 3. 4. 5. 6. Команда набирает очко: при успешном приземлении мяча на площадке соперника; когда команда соперника совершает ошибку; когда команда соперника получает замечание. Розыгрышем является последовательность игровых действий с момента удара на подаче подающим до того, как мяч выйдет из игры. Состоявшимся розыгрышем является последовательность игровых действий, в результате которых присуждается очко. Партия, (за исключением решающей 5 ой партии) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в два очка. В случае равного счета 24 24 игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка. Победителем матча является команда, которая выигрывает 3 партии. При равном счете 2 2 решающая партия (5 ая) играется до 15 очков с минимальным преимуществом в 2 очка.
В игре всегда должны участвовать 6 игроков от каждой команды. Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии. Цель игры — атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться. Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода права подачи переходит от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.
Официальные судейские жесты 1. Разрешение подавать. Движением руки указать направление подачи. 2. Подающая команда. Вытянуть руку в сторону команды, которая должна подавать. 3. Смена площадок. Поднять предплечья впереди и сзади, и повернуть их вокруг корпуса. 4. Тайм аут. Расположить ладонь одной руки над пальцами другой, удерживаемой вертикально (в форме Т), и затем указать запрашивающую команду. 5. Замена. Круговое движение предплечий вокруг друга. 6. Замечание за неправильное поведение. Показать желтую карточку для замечания. 7. Удаление. Показать красную карточку для удаления. 8. Дисквалификация. Показать обе карточки вместе для дисквалификации. 9. Конец партии (или матча). Скрестить предплечья с открытыми кистями перед грудью.
10. Мяч не подброшен или не выпущен при ударе на подаче. Поднять вытянутую руку с ладонью, обращенной вверх. 11. Задержка при подаче. Поднять восемь разведенных пальцев. 12. Ошибка при блокировании или заслон. Поднять обе руки вертикально, ладонями вперед. 13. Позиционная ошибка или ошибка перехода. Совершать круговое движение указательным пальцем. 14. Мяч «в площадке» . Указать рукой и пальцами в направлении пола. 15. Мяч «за» . Поднять вертикально предплечья с открытыми ладонями, обращенными к корпусу. 16. Захват. Медленно поднять предплечье с ладонью, обращенной вверх. 17. Двойное касание. Поднять два разведенных пальца.
18. Четыре удара. Поднять четыре разведенных пальца. 19. Сетка задета игроком – поданный мяч не перешел к сопернику через площадь перехода. Указать соответствующую сторону сетки. 20. Касание по другую сторону сетки. Расположить руку над сеткой, ладонью вниз. 21. Ошибка при атакующем ударе. Сделать движение предплечьем с открытой кистью вниз. игроком задней линии, либеро или по подаче соперника: П/R 13. 3. 3 * 13. 3. 4 * 13. 3. 5 * 23. 3. 2. 3 d, e * 24. 3. 2. 4 с передачи сверху пальцами, сделанной либеро в своей передней зоне или ее продолжении. 22. Переход на площадку соперника, мяч, пересекающий нижнюю площадь или, подающий касается площадки (лицевой линии) или игрок заступает за пределы своей площадки в момент удар на подаче. Указать на среднюю линию или на соответствующую линию. 23. Обоюдная ошибка и переигровка. Поднять оба больших пальца вертикально. 24. Касание мяча. Провести ладонью одной руки по пальцам другой, удерживаемой вертикально. 25. Предупреждение за задержку/замечание за задержку. Прикрыть запястье открытой ладонью, обращенной к судье (предупреждение), или указать на запястье желтой карочкой (замечание).
Официальные сигналы флагом судей на линии 1. Мяч «в площадке» . Указать флагом вниз. 2. Мяч «за» . Поднять флаг вертикально. 3. Касание мяча. Поднять флаг и коснуться его вершины ладонью свободной руки. 4. Ошибки площади перехода, касание мячом постороннего предмета, или заступ любого игрока во время подачи. Махать флагом над головой и указывать на антенну или соответствующую линию. 5. Невозможность принятия решения. Поднять и скрестить оба предплечья перед грудью.
Техника игры — это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат.
Основные стойки игроков. Перемещения. Исходное положение Стартовые стойки. Их задача — приобретение максимальной готовности к перемещению. Это возможно в том случае, если игрок принимает неустойчивое положение, при котором ему легко начать движение. Для принятия оптимальной стоки необходимы относительно небольшая площадь опоры и незначительное сгибание ног в коленях. Она позволяет в начале движения выполнить толчок ногой от опоры, быстро вывести ОЦТ тела за границу опоры и быстро, без больших усилий начать перемещение в любую сторону. Выделяются три типа стартовых стоек. Устойчивая стойка — одну ногу (чаще разноименную сильнейшей руке) ставят впереди другой. ОЦТ тела игрока проектируется между ног на середине площади опоры, ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено, руки согнуты в локтях и вынесены вперед. Основная стойка — обе ноги расположены на одном уровне, стопы параллельны на расстоянии 20 30 см друг от друга. ОЦТ тела игрока проецируется на середину опоры, вес тела равномерно распределен на обе ноги, согнутые в коленях. Туловище несколько наклонено вперед, согнутые в локтях руки вынесены перед туловищем. Неустойчивая стойка — обе ноги расположены на одном уровне, аналогично основной стойке. Игрок стоит либо на носках, либо на полной ступне; однако в последнем случае вес тела приходится на переднюю треть стоп обеих ног. Ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.
Основная стартовая стойка волейболиста. Приняв определенную стойку, игрок может либо стоять неподвижно на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая на обеих ногах, — это активизирует деятельность мышечного аппарата ног и помогает быстрее начать перемещение. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими.
В зависимости от предстоящих игровых действий волейболист занимает специфическую стойку, рациональную именно для определенного вида действия. Например, стойка, предшествующая нападающему удару (рис. 6), значительно отличается от стойки, применяемой при выборе места для приема мяча от нападающего удара (рис. 7). А стойка игрока, готовящегося к блокированию (рис. 8), отлична от стойки волейболиста, ожидающего мяч от удара или подачи противника.
Стойка характеризуется динамичностью и подвижностью опорно двигательного аппарата игрока, что достигается в результате переноса веса на переднюю часть стопы, сгибания ног в суставах и незначительного наклона туловища вперед. При этом предплечья согнутых в локтевых суставах рук находятся на уровне пояса. Внимание игрока сосредоточено на мяче, действиях своих партнеров и игроков команды противника. Находясь в игровой стойке, волейболист иногда незначительно перемещается из стороны в сторону или переносит вес тела с одной ноги на другую. Это способствует более быстрому включению мышечного аппарата в работу при передвижении спортсмена по площадке. Высота стойки определяется степенью сгибания ног в коленных суставах. В зависимости от угла сгибания ног различаются высокая (рис. 9), средняя (рис. 10) и низкая (рис. 11) стойки.
Перемещения в игре применяются при выборе места для атакующих и защитных действий. Перемещения волейболиста бывают самые различные. Иногда они должны быть предельно быстрыми и завершаться или мгновенной остановкой для приема мяча от удара, или падением, или перекатом, иногда — оптимально ускоренными для выполнения нападающего удара. Особенности перемещений обусловлены характером выполнения предстоящих действий. Однако все виды перемещений объединяет плавность и «мягкость» их выполнения, что достигается благодаря неполному выпрямлению ног в коленных суставах и отсутствию маховых движений руками. Классификация перемещений и способов их выполнения дана на схеме 2. Перемещение волейболиста для выполнения нападающего удара показано на рис. 12, два способа перемещения (приставным и обычным шагом) для блокирования изображены на рис. 13— 14. Перемещение игрока вперед для передачи мяча изображено на рис. 15, а перемещение назад — на рис. 16. Перемещение к мячу, летящему в стороне от игрока, осуществляется приставным шагом (рис. 17).
Рис. 16 Рис. 17
Исходным положением называется поза игрока, удобная для выполнения технического приема. Исходное положение волейболист принимает после передвижения к мячу или сразу же из игровой стойки. Отличительной чертой исходного положения является подготовка опорно двигательного аппарата спортсмена к выполнению конкретного технического приема. Исходное положение предшествует подготовительной фазе технического приема и применяется перед верхними (рис. 18) и нижними (рис. 19) передачами, перед блокированием (рис. 20) и нападающим ударом (рис. 21).
Рис. 18, 19 Стойка (а), исходн. положение (б). Рис. 20, 21 Стойка (а), исходн. положение (б).
Прием и передача мяча являются основными средствами ведения игры. С их помощью осуществляется подготовка и проведение оборонительных и атакующих действий. Техника выполнения различных приемов и передач имеет значительные отличия, которые обусловлены их тактическим назначением в игре, а также скоростью и направлением траектории полета мяча. Так, при высокой встречной скорости полета мяча вследствие технической сложности основным назначением способа будет не передача, а прием мяча. И, напротив, при незначительной скорости полета мяча и несложной его траектории, направленной прямо на игрока, назначением технического способа будет прием мяча с последующей точной передачей партнеру. Классификация техники приемов и передач дана на схеме 3.
Техника второй передачи обусловлена незначительной встречной скоростью полета мяча (5— 6 м/сек) и требованиями, предъявляемыми к траектории второй передачи. К этим требованиям относятся: соразмерность скорости полета мяча с ритмом и скоростью разбега нападающего и выбор такой траектории передачи, при которой атакующий игрок сможет произвести удар без блока или имея против себя одного блокирующего игрока соперника. Классификация второй передачи приводится на схеме 4. Техника второй передачи мяча состоит из исходного положения и трех последовательных фаз — встречного движения рук к мячу, фазы амортизации и вылета мяча и сопровождающего движения рук за мячом.
Наиболее распространенной является вторая передача мяча вперед из опорного исходного положения. Техника ее выполнения заключается в следующем. В исходном положении туловище волейболиста расположено вертикально, ноги согнуты в коленных и голеностопных суставах. Степень их сгибания зависит от высоты траектории полета мяча: чем больше нисходящая ветвь, тем меньше угол сгибания. В момент исходного положения смещение туловища предельно замедляется. При этом волейболист как бы фиксирует это положение, готовясь к активному движению в последующих фазах передачи мяча. В исходном положении степень напряжения мышц волейболиста, по данным электромиографических н наблюдений, является минимальной. В первой фазе движения (рис. 22) — смещении рук навстречу мячу — ноги, туловище и руки выпрямляются. Это движение выполняется слитно в течение 0, 1— 0, 15 сек. 12 Еще до момента соприкосновения пальцев с мячом углы между плечом и предплечьем, предплечьем и кистью увеличиваются. В конце этой фазы степень мышечного напряжения несколько возрастает. Причем в большей мере напрягаются мышцы предплечья и в меньшей — мышцы плеча.
Первая микрофаза рабочей фазы (амортизация) начинается от соприкосновения мяча с пальцами рук до максимальной потери скорости полета мяча и длится приблизительно 0, 025— 0, 03 сек. При этом общий центр тяжести волейболиста продолжает подниматься в результате непрекращающегося разгибания ног; руки, разгибаясь в локтевых суставах, постепенно увеличивают скорость своего движения в пространстве. Одновременно с этим значительно увеличивается тыльное сгибание кисти — угол между предплечьем и кистью становится больше. Этот процесс сопровождается значительным напряжением общего сгибателя кисти и пальцев, которое в данный момент превышает напряжение всех других поверхностных мышц руки. Под воздействием силы, образуемой массой и скоростью летящего мяча, указательный и средний пальцы при соприкосновении с мячом приходят также в положение тыльного сгибания (амортизация). Однако скорость движения рук продолжает постепенно повышаться, что происходит благодаря разгибанию рук и ног.
Вторая микрофаза рабочей фазы (сообщение мячу нового движения и его вылет из рук) длится 0, 025— 0, 03 сек. Сообщение мячу нового движения с определенной заданной траекторией требует увеличения мышечных усилий. Эти усилия проявляются в слитном, согласованном движении ног, туловища и рук. При траектории полета мяча, направленной под углом 60° к горизонтали, туловище волейболиста находится в вертикальном положении, ноги продолжают разгибаться, общий центр тяжести смещается несколько вверх вперед. В результате увеличения усилий, прилагаемых к опоре, пятка отрывается от поверхности площадки, вес тела переносится на носки обеих ног. Кисти и пальцы рук после тыльного сгибания, взаимодействуя с мячом, упруго и эластично выпрямляются, придавая мячу новое поступательное движение. Увеличение мышечных усилий в этой части рабочей фазы сопровождается нарастанием скорости движения рук в пространстве. Особенно активное разгибание рук в этом способе передачи происходит в локтевом суставе, благодаря чему к моменту вылета мяча руки почти полностью выпрямляются. В результате всех этих движений мяч вылетает из рук со средней начальной скоростью 11 м/сек (при встречной средней скорости 6 м/сек). В заключительной фазе — сопровождения мяча руками — ноги продолжают разгибаться почти до полного выпрямления. Туловище игрока и руки также выпрямляются и смещаются вверх назад. Степень мышечного напряжения постепенно снижается и приходит к исходному уровню. Динамографическая кривая реакции опоры имеет постепенно нарастающий и затем снижающийся волнообразный характер (рис. 22, в).
Рис. 22. Контурограмма (а), хронограмма (б), динамограмма (в)— 1—снижение давления на опору при сгибании ног, 2 — увеличение давления на опору при разгибании ног — и циклограмма (г).
Техника выполнения вторых передач назад (за голову) из зоны выходящего игрока имеет значительное своеобразие (рис. 23). Находясь в исходном положении, волейболист поднимает руки выше, чем обычно, располагая их тыльной стороной кисти над головой (рис. 23, а). При этом меняется и положение головы, которая для удобства контроля за мячом отклоняется назад. Начиная с подготовительной фазы, туловище и руки игрока смещаются в пространстве вверх назад. При этом в некоторой мере меняется характер соприкосновения пальцев с мячом. В частности, в рабочей фазе от начала соприкосновения с мячом до его вылета угол между кистью и предплечьем остается почти неизменным. Передача осуществляется не за счет значительного разгибания рук в локтевых суставах, а в результате вращения рук в плечевом суставе и движения туловища назад вверх с помощью незначительного прогибания в поясничной части позвоночника (рис. 23, б, в, г). Для большей точности передачи волейболист в момент ее выполнения должен располагаться боком к сетке или под некоторым углом (в полоборота) к ней. Выполнять передачу стоя спиной к сетке не рекомендуется, так как при таком положении трудно сориентироваться и точно передать мяч.
Рис. 23
Техника выполнения второй передачи мяча в прыжке имеет свои особенности (рис. 24). Прыжок может производиться как после разбега и имитации нападающего удара, так и с места с имитацией и без имитации последнего.
Техника первых приемовпередач. Техника первых приемов передач, как правило, при большой скорости и сложной траектории полета мяча имеет назначение приема, а при незначительной скорости полета мяча и несложной его траектории выступает в качестве передачи. Классификация приемов передач приведена на схеме 5.
В выполнении техники верхних (первых) передач при увеличении скорости полета мяча до 12 м/сек (приблизительная скорость полета мяча с подачи) наблюдаются значительные изменения в двигательной структуре по сравнению с техникой передачи при полете мяча со скоростью 5— 6 у/сек (рис. 25).
Рис. 25. Контурограмма (а), хронограмма (б), динамограмма (в) — 1 — снижение давления на опору при сгибании ног; 2 — увеличение давления на опору при разгибании ног — и циклограмма (г).
Техника выполнения верхней передачи с падением перекатом на спину (рис. 26) заключается в следующем. В исходном положении ноги игрока значительно согнуты во всех суставах, что почти полностью исключает возможность передвижения волейболиста. Игрок занимает исходное положение лишь после точного выбора места на площадке. В случае, если мяч летит в стороне от спортсмена, прием его может осуществляться только за счет падения. Рис. 26. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограмма (в) техники верхнего приема мяча с падением перекатом на спину.
Верхняя передача мяча с падением перекатом на бедро — спину (рис. 27) при полете мяча в стороне от игрока, находящегося в исходном положении или перемещающегося к мячу. При этом волейболист в подготовительной фазе делает выпад вправо или влево в сторону летящего мяча и подводит руки и туловище под мяч (рис. 27, б, в, г). Рабочая фаза протекает аналогично описанной выше (рис. 27, д). Исключение составляет падение перекат, которое здесь выполняется не на таз — спину, а на бедро — бок — спину. В том случае, когда прием мяча производится после быстрого передвижения к мячу в результате силы инерции, туловище игрока после переката приходит в положение упора лежа, из которого можно быстро встать и продолжать игру. При очень большой скорости полета мяча прием его может осуществляться не на пальцы, а на плотно сжатые ладони.
Техника приема мяча снизу Мячи, летящие с большой скоростью, в современном волейболе принимаются, как правило, снизу двумя руками и реже — одной рукой. Установлено, что в технике выполнения этих приемов имеются значительные различия в зависимости от встречной скорости полета мяча, высоты и направления его траектории по отношению к игроку. Поэтому необходимо дифференцирование рассматривать технику приема мяча снизу, исходя из воздействий вышеперечисленных факторов. Техника приема мяча снизу состоит из исходного положения и четырех последовательных фаз: подготовительной, основной (рабочей), заключительной и фазы последействия. Рациональность приема мяча снизу состоит в том, что волейболист, как правило, остается в опорном положении, позволяющем быстро включаться в последующие игровые действия.
Техника приема мяча снизу при незначительной скорости полета состоит в следующем (рис. 28). Техника приема мяча, летящего с незначительной скоростью, состоит из плавного движения выпрямленных рук, смещающихся вперед вверх, выпрямления туловища и активного разгибания ног, которое несколько притормаживается в момент соприкосновения рук с мячом.
Рис. 28. Контурограмма (а). хронограмма (б) и циклограмма (в) техники нижней передачи мяча, летящего со скоростью 6, 4 м. /сек.
Основной двигательный механизм рабочей фазы техники приема мяча, летящего на уровне пояса (рис. 29) со скоростью 19— 20 м/сек, заключается в максимальном снижении скорости движения рук в рабочей фазе, что достигается последовательным разгибанием ног в коленных суставах, отталкиванием от опоры назад вверх, выпрямлением туловища в тазобедренных суставах, смещением плечевого сустава и рук назад вверх.
Рис. 29. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм ма(в) техники нижней переда чи мяча, летящего со скоростью 18 м/сек.
Техника приема мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек представлена на рис. 30. Рис. 30. Контурограмма (а), хронограмма (б) техники нижнего приема мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек.
Перемещение в сторону полета мяча представлено на рис. 31. Перемещение выполняется на согнутых в коленных суставах ногах. Сделав несколько мелких приставных шагов, игрок производит последний широкий шаг выпад в сторону летящего мяча, одновременно опуская туловище к бедру опорной ноги (рис. 31, а, б, в). Сзади стоящая нога — прямая и касается внутренним сводом стопы поверхности площадки. Руки волейболиста выпрямлены (кисти соединены вместе) и вытянуты вперед вниз в сторону приближающегося мяча. В основной фазе волейболист, продолжая сгибание ноги, находящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от поверхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающийся мяч (рис. 31, г). После этого в заключительной фазе следует приземление на бедро—таз (рис. 31, д), перекат на спине и переворот через правое (левое) плечо с выходом в положение упора лежа (рис. 31, е, ж, з). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется благодаря развиваемой туловищем инерции, получаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выведения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на ноги и включиться в игру.
Техника приема мяча снизу одной рукой с падением перекатом на спину выполняется аналогично описанному выше способу, за исключением фазы приема мяча, который производится одной рукой (рис. 32). С помощью приема одной рукой можно еще больше увеличить обороняемый сектор площадки. Техника приема мяча снизу двумя и одной Руками с опорой на руки и падением перекатом на грудь—живот (рис. 33).
Подачи Классификация подач дана на схеме 8. Схема 8
Верхние подачи. Верхние прямые подачи могут выполняться несколькими способами: не сильным, но точным ударом, с незначительной точностью, но с предельной силой, а также с планирующей траекторией полета мяча, точность которой зависит от силы удара. Во всех этих случаях при схожести исходного положения техника подготовительных и основных рабочих фаз будет отличаться друг от друга в этих разновидностях верхней прямой подачи.
В исходном положении для всех способов техники верхних подач волейболист становится лицом к сетке или в полоборота к ней. Поддерживая мяч левой рукой на уровне пояса, игрок равномерно распределяет вес тела на обе ноги, правая рука, согнутая в локтевом суставе, подготавливается к замаху, взгляд игрока направлен на площадку соперничающей команды. Подготовительная фаза верхней подачи с несильным, но точным ударом (рис. 48) заключается в укороченной амплитуде замаха, незначительном сгибании правой, опорной ноги и очень небольшом отклонении туловища назад для его последующего активного движения в момент удара. При этом мяч подбрасывается вверх на 30— 40 см (рис. 48, а, б, в). Во второй фазе этого способа подачи волейболист, выпрямляя опорную ногу и перенося вес тела на впереди стоящую левую ногу, коротким прицельным ударом производит подачу, направляя мяч в намоченный участок площадки. В момент удара игрок переводит взгляд с поля противника на мяч и концентрирую г внимание на заключительной части ударного движения, которое производится главным образом за счет движения правой руки и почти без активного участия туловища и ног (рис. 48, г, д, е). В заключительной фазе сопровождающее движение руки за мячом почти отсутствует, туловище игрока остается в вертикальном положении.
Подготовительная фаза верхней прямой подачи, выполняемой с большой силой (рис. 49), отличается увеличением амплитудных показателей. Подбросив мяч и готовясь к сильному удару, игрок значительно больше сгибает опорную правую ногу, отклоняет туловище назад, отводя правую руку назад вверх (рис. 49, а, б). При этом высота подбрасывания мяча несколько увеличивается, что обусловливается большей амплитудой замаха. В основной фазе волейболист, разгибая правую ногу и выпрямляя туловище, производит энергичное ударное движение правой рукой по мячу, вкладывая в удар массу туловища (рис. 49, б). В послеударном движении происходит обгон проксимальных звеньев руки дистальными, как при сильном нападающем ударе. Удар осуществляется внутренней частью плотно сжатой ладони, которая накрывает мяч несколько сверху. В результате больших усилий туловище и рука игрока после удара по инерции продолжают смещаться вперед вниз (рис. 49, г). В качестве разновидности этой подачи может применяться подкручивание мяча, которое выполняется тремя способами. В первом случае подкручивание производится сверху вниз, и мяч по нисходящей ветви траектории опускается в пределах 4— 5 метров от сетки. Во втором вращение мяча производится справа налево и несколько сверху. В результате этого мяч срезается, и его траектория имеет кривую, последовательно отклоняющуюся влево. В третьем случае подкручивание мяча осуществляется слева направо, и после срезки мяч последовательно отклоняется вправо от подающего игрока в направлении зоны 5. Этот способ подачи целесообразнее производить, стоя ближе к левой отметке места подачи с тем, чтобы мяч не улетел за пределы поля.
Техника выполнения верхней боковой планирующей подачи (рис. 50) состоит в следующем. В исходном положении волейболист, стоя левым боком к сетке, мысленно воспроизводит предстоящие движения. Мяч поддерживается левой рукой на уровне пояса, вес тела больше смещен на пра вую ногу (рис. 50, а). В первой фазе правая рука отводится вниз в сторону на замах, правая нога начинает разгибаться во всех суставах, кистью правой руки игрок плавным движением подбрасывает мяч. Левая нога, находящаяся в безопорном положении, отводится в сторону и ставится стопой на поверхность площадки. Туловище игрока отклонено вправо, в сторону ударяющей руки (рис. 50, б, в). Во второй фазе волейболист какое то мгновение находится в положении двойной опоры, после чего выпрямлением правой ноги переносит вес туловища на левую ногу (рис. 50, г). Затем в результате поворота на носке стопы левой ноги и отталкивания от опоры туловище игрока начинает поворачиваться влево, а ОЦТ смещается вверх. Правая рука выпрямляется и движется навстречу мячу с нарастающей скоростью. Кисть руки имеет некоторый незначительный угол тыльного сгибания, пальцы сложены вместе. Далее до момента удара по мячу туловище волейболиста, находясь в безопорном положении, прекращает поворот влево. Правая рука, продолжая смещение навстречу опускающемуся мячу, в результате произвольного усилия также значительно теряет скорость (рис. 50, г). В момент удара по мячу правая рука почти выпрямлена и производит удар основанием ладонной поверхности кисти, которая по прежнему имеет некоторый угол тыльного сгибания. Туловище игрока предельно выпрямлено и находится в безопорном положении. Угол между плечом и туловищем почти не меняется. При этом кисть руки в момент ударного движения и после него не обгоняет предплечье, а предплечье не обгоняет плечо (рис. 50, д, в). Благодаря этому в момент удара отсутствует захлестывающее движение руки, вследствие чего мяч после удара не получает вращения, а имеет планирующую траекторию. В заключительной фазе сопровождение мяча рукой почти отсутствует, игрок полностью переносит вес тела на левую ногу.
Техника выполнения верхней боковой сильной подачи (рис. 51) состоит в следующем. В исходной позиции игрок занимает положение, аналогичное описанному выше (рис. 51, и). В первой, подготовительной фазе, игрок делает шаг вперед правой ногой (рис. 51, б), подбрасывает мяч и отводит правую руку вниз назад и в сторону. Постепенно увеличивая угол сгибания правой опорной ноги, волейболист отклоняет туловище вправо в сторону руки, отведенной для замаха (рис. 51, в). При этом левая рука для увеличения последующих усилий отводится вверх и в сторону. Взгляд игрока переведен с площадки противника на опускающийся после подбрасывания мяч. Рассчитав, когда мяч опустится на нужную высоту, волейболист начинает энергично разгибать в коленном суставе правую опорную ногу, одновременно выпрямляя туловище и делая правой рукой встречное движение к мячу. Усилия игрока в этой фазе постепенно наращиваются, и к моменту ударного движения скорость смещения правой руки в пространстве достигает своего предела. Это осуществляется посредством комплекса подготовительных и взаимосвязанных движений: разгибанием правой ноги и отталкиванием ею от опоры, маховыми движениями рук и энергичным сокращением растянутых мышц левой поверхности туловища (рис. 51, г). В момент удара ладонь правой руки производит сильное захлестывающее ударное движение, накрывая мяч несколько сверху (рис. 51, д). После удара движение руки не притормаживается, а продолжается почти с той же скоростью. В результате этого кисть обгоняет предплечье, предплечье — плечо, а плечо — плечевой сустав. В момент удара туловище игрока поворачивается на 90° и находит ся вбезопорном положении (рис. 51, е). После выполнения подачи игрок быстро входит в площадку и готовится к защитным действиям.
Разминочные и общефизические упражнения волейболистов КРУГОВЫЕ ВРАЩЕНИЯ РУК Примите положение игрока в гольф, стопы направлены вперед, спина прямая, руки перед собой, кисти сжаты, большие пальцы отставлены, как бы имитируя хват клюшки для гольфа. Выполняйте круговые вращения прямых рук, держа лопатки сведенными вместе. Сделайте 25 вращений вперед в таком положении, а затем 25 вращений с ладонями повернутыми вверх.
СВЕДЕНИЕ ЛОКТЕЙ Кисти у висков, пальцы сжаты, большие пальцы отставлены (см рисунок). Отведите лопатки назад, а затем сведите локти движением вперед. Упражнение выполняйте на два счета. Следите за осанкой. Тело нужно держать прямо, как у модели на подиуме. Начните с 15 повторений.
ПОТЯГИВАНИЯ ВВЕРХ Возьмите руки в замок, ладонями наружу. Поднимите руки над головой, ладонями вверх и потянитесь. Сделайте 5 глубоких, медленных вдохов.
СВЕДЕНИЕ ЛОПАТОК С УДЕРЖАНИЕМ ТЕЛА НА НОСКАХ Встаньте на возвышение таким образом, чтобы вес тела удерживался на носках, а пятки свисали вниз. Сохраняя баланс, сведите лопатки вместе. 2 подхода по 15 повторов разогреют плечи и улучшат осанку.
ПОДЪЕМ БЕДРА С ПОДДЕРЖКОЙ Лягте на пол. Угол расположения бедер и колен равен 90 градусам. Возьмите правую ногу и положите ее на левое бедро. Усилием мышц правой ноги, толкайте правое колено к стене. Обычно данное упражнение выполняется в течение 40 секунд на каждую ногу. Обратите внимание, что у большинства спортсменов одна сторона тела менее подвижна чем другая и они будут пытаться отрывать таз и бедра от пола компенсируя свою дисфункцию.
НАКЛОНЫ ВПЕРЕД Ноги шире плеч, колени прямо, квадрицепсы напряжены (следите за тем, чтобы они были напряжены во время всего упражнения). Переплетите большие пальцы и вытяните ладони к полу. Задержитесь в таком положении на 20 секунд, затем перенесите руки к правой ноге, но пальцы держите направленными строго вперед. Задержитесь на 20 секунд и перенесите руки к левой ноге, а потом в центр. Мышцы бедра остаются напряженными все время. Спортсмены выполняющие это упражнение впервые, замечали, что ноги начинают заметно дрожать.
КОШЕЧКИ – СОБАЧКИ Исходное положение – стойка на коленях и руках, руки расположены под плечами, колени сразу под бедрами. Колени должны находиться на ширине плеч. Мягко округлите спину, наклоняя голову вниз, затем медленно двигайтесь в обратном направлении, поднимая голову. Вы выполнили 1 повтор. Обычно выполняют 10 повторов.
ВЫПАД НА КОЛЕНО Выставьте ногу согнутую в колене вперед. Сомкните руки и поставьте их на колено. Делайте выпады вперед, не допуская, чтобы выдвинутое вперед колено, двигалось дальше лодыжки. Почувствуйте напряжение в паху. Смените ноги. Оцените, насколько ровно держится спина во время выполнения данного упражнения. Выполняйте упражнение по 40 секунд на каждую ногу.
СКРУЧИВАНИЯ ЛЕЖА НА ПОЛУ Обычно данное упражнение выполняется по 40 секунд на каждую сторону.
ПИРАМИДА Исходное положение то же, что и при выполнении упражнения КОШЕЧКИ СОБАЧКИ. Отожмитесь вверх и напрягите квадрицепсы, держа спину плоской. Первой вашей реакцией будет желание округлить плечи, а ваши ноги начнут дрожать. Гармонично развитому спортсмену будет достаточно легко удерживать кисти и ступни прижатыми к полу. Посмотрите, насколько просто это упражнение выполняют 10 летние дети. Удерживайте данное положение в течение минуты.
ВОЗДУШНАЯ СКАМЬЯ Облокотитесь о стену, опустив таз ниже колен, как будто вы сидите на воображаемой скамье. Ноги на ширине плеч и расположены на таком расстоянии от стены, чтобы образовался угол 90 градусов (ступни дальше колен). Руки за головой. Вы не должны видеть носки своих кроссовок. Прижмите нижний и средний отделы спины к стене, чтобы прочувствовать работу квадрицепсов. Если почувствовали боль в коленях, поднимите бедра немного вверх. Удерживайте данное положение в течение 2 4 минут. При выполнении упражнение в первый раз, вы можете ощущать дрожь в ногах.
ГУСЕНИЦА В данном упражнении вам необходимо сымитировать движение гусеницы. Выполняйте упражнения как показано на фотографиях и помните об осанке (спина должна быть плоской). Обычно достаточно выполнить 6 повторов. Исходное положение как на фото а), затем при помощи рук продвигайтесь вперед, пока не примете положение, изображенное на фото b). Держа руки прижатыми к полу, примите исходное положение шагая ногами вперед. (фото с).
УПРАЖНЕНИЯ С БАРЬЕРАМИ Потратьте 2 3 минуты на перемещения под и над барьерами для развития гибкости бедренного отдела.
Интересные факты Скорость полёта мяча при подаче у лучших игроков может достигать 130 км/ч. Рекорд посещаемости волейбольного матча был установлен 19 июля 1983 года. За товарищеской игрой сборных Бразилии и СССР на знаменитом футбольном стадионе «Маракана» наблюдали 96 500 зрителей. Первыми подавать в прыжке начали бразильские волейболисты в начале 80 х, что позволило им завоевать серебро на Олимпиаде 1984 года. Изменения системы подсчёта очков в волейболе не позволяют однозначно определить самую крупную в истории победу одной команды над другой. Если до 1998 года максимальный результат в партии (15: 0) если не часто, но встречался, то после введения системы «ралли пойнт» выиграть партию всухую стало практически невозможно. 10 ноября 1999 года в Сэндае в рамках женского Кубка мира сборная Италии выиграла одну из партий у Туниса со счётом 25: 3 (общий счёт матча — 25: 11, 25: 13, 25: 3). В 2005 году достижение итальянок превзошла женская сборная Китая, позволившая набрать соперницам из Иордании лишь 2 очка в первой партии матча за выход на чемпионат мира 2006 — 25: 2, 25: 4, 25: 3. Спустя четыре года также в отборочном цикле женского чемпионата мира этот результат был превзойдён — в Накхонпатхоме сборная Таиланда выиграла у Бангладеш 25: 1, 25: 3. В том же 2009 году впервые в истории большого волейбола, но на клубном уровне, была зафиксирована победа в партии со счётом 25: 0. 13 октября в рамках чемпионата России среди команд высшей лиги «А» «Хара Морин» из Улан Удэ обыграла читинскую «Забайкалку» — 25: 12, 25: 0, 25: 16. Рекорд по наибольшей продолжительности партии по новым правилам установили в 2002 году в рамках мужского чемпионата Италии « Кунео» и «Сислей» — второй сет этого матча длился 48 минут и завершился со счётом 54: 52 в пользу команды из Тревизо. В 2007 году в Афинах команды АЕК и ПАОК с таким же счётом в пользу гостей завершили вторую партию, причём продолжалась она 57 минут.
Презентацию подготовила Карасева Лилия, Группа БУ 08 1
волейбол история вед.спортсмены.ppt