Скачать презентацию Внешние условия Снижение значения религиозно-мифологических практик связанных с Скачать презентацию Внешние условия Снижение значения религиозно-мифологических практик связанных с

Презентация ФГО (Античная философия).pptx

  • Количество слайдов: 15

Внешние условия: Снижение значения религиозно-мифологических практик, связанных с традиционной политической жизнью q o демократические Внешние условия: Снижение значения религиозно-мифологических практик, связанных с традиционной политической жизнью q o демократические революции и политические реформы VII-VI вв. до н. э. Внутренние условия: Оформление границ интеллектуального сообщества q выделение интеллектуального сообщества через обращение к новым темам и стандартам аргументации, отличным от традиционных космогонических систем и мифологем. o если прежде категории естественного мира (Природы) задавались в терминах антропоморфных божеств, то теперь социокультурные условия, подорвавшие традиционные религиозно-мифологические культы, открывают новое пространство для аргументации, возникают первые светские интеллектуалы – философы v

 ранняя космогоническая поэзия сообщество, занятое темами протофилософии, формируется в среде ранних космогонических поэтов ранняя космогоническая поэзия сообщество, занятое темами протофилософии, формируется в среде ранних космогонических поэтов (Гесиод, Алкман), которые упорядочивают разрозненные религиозные мифы и описывают происхождение Космоса (Природы и порядка) через генеалогию антропоморфных божеств; o поздняя космогоническая поэзия поздние космогонические поэты (Ферекид, Ксенофан) уже сознательно дистанцируются от мифов, через новое их толкование и критику; o первые натурфилософские системы (Ионийская философия) наконец, появляются первые собственно натурфилософские системы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), в которых старый культурный капитал космогонических поэтов переплавляется в новое проблемное пространство. Центром внимания теперь становятся предельные составляющие Космоса (Природы и порядка). o

философское творчество появляется не в единстве, а в соперничестве, первые появившиеся школы устанавливают несколько философское творчество появляется не в единстве, а в соперничестве, первые появившиеся школы устанавливают несколько претендентов на звание основных элементов Космоса (Природы и порядка): антропоморфные боги космогонических поэм (позиция постепенно теряющая сторонников, особенно в среде светских интеллектуалов философов); o физические элементы (вода – Фалес, воздух - Анаксимен); o нефизические элементы (апейрон - Анаксимандр); o квазифизические целостности (числа - Пифагор); o

Первая попытка сформулировать проблему первоначала мира. Космогонические Пифагорейцы Милетская Диалектики Все из воды, которая Первая попытка сформулировать проблему первоначала мира. Космогонические Пифагорейцы Милетская Диалектики Все из воды, которая есть некое поэты Основа мира не качества, а количества. школа конкретное и чувственное начало. Числа – это уровень реальной сущности Первоначало мира есть архе, ГЕСИОД всех вещей. Начало мира – единицакоторое можно определить как (единство), за ней двоица – различие апейрон (беспредельное) и которое ФАЛЕС противоположность и т. д. есть абстрактное начало, данное Одна из первых попыток упорядочить и нам в мышлении. систематизировать космогонические Первоначало мира есть аэр, или ПИФАГОР ФЕРЕКИД мифы. Автор космологической поэмы воздух – нечто, одновременно «Теогонии» , в которой Космос (Природа соединяющее АНАКСИМАНДР в себе черты и порядок) описывается как генеалогия конкретного/чувственного и Происходит онтологический поворот: антропоморфных богов. религиозноабстрактного/мыслимого начала. формулируется в явном Отход от традиционного виде проблема Мир состоит из четырех стихий – огонь, бытия. Тавтологичное суждение: мифологического рассмотрения бытие земля, вода, воздух – и двух сил: любовь КСЕНОФАН – нет, – расширяет область ГЕРАКЛИТ есть, небытия космогонических мифов; аллегорическое и вражда, которые действуют на стихии, АНАКСИМЕН существующего до всего, что может их толкование. заставляя их то соединяться , то Завершил Мышление о бытии и бытие мыслиться. процесс секуляризации разъединяться. История мира циклична и Источником происхождения ранней натурфилософской мысли. есть одно и то же. состоит из 4 -х этапов. вещей является отдельных Утверждал, что мифология есть продукт противоречие. Мир есть движение, человеческого воображения; Боги в котором каждая вещь пребывает в созданы ПАРМЕНИД людьми как свои подобия. ЭМПЕДОКЛстановлении – все постоянном Элейская школа течет, все меняется. Поздняя натурфилософия - эклектика

 Внешние политические условия сломали локальную структуру ионийской философии (в конце 500 -х г. Внешние политические условия сломали локальную структуру ионийской философии (в конце 500 -х г. до н. э. начинается персидское завоевание Ионии). созданный ионийской философией культурный капитал переплавляется в идеи италийской философии: элеаты Парменида, эклектика Эмпедокла; o Возникшие в пространстве ионийской философии позиции, ищущие и открывающие первоэлементы, определяющие порядок Природы, и обосновывающие их с использованием тех или иных аргументов, стали столь многочисленны, что ничто не давало преимущества ни одной из них. В этих условиях идет перегруппировка философских позиций и новая кристаллизация философских идей, путем освоения (рецепции) или критики идей первоэлементов, заданных в ионийской философии.

 Возникает критика, направленная против всего движения по поиску первоэлементов: Гераклит, Парменид; o Гераклит Возникает критика, направленная против всего движения по поиску первоэлементов: Гераклит, Парменид; o Гераклит хорошо знакомый с идеями милетской школы, двигался к полному отрицанию конкретного уровня при философском рассмотрении Природы. Согласно Гераклиту, составляющие Космоса суть не конкретные вещи, но процесс, или поток, а также структура, регулирующая его и задающая ему порядок – Логос. По сути, Гераклит начинает переосмысление наследия милетской школы, открывая новый – онтологический – уровень абстракции; o

Эмпедокл, учитывая достижения диалектики, эклектичным образом синтезировал достижения милетской школы, создав четырехэлементную схему их Эмпедокл, учитывая достижения диалектики, эклектичным образом синтезировал достижения милетской школы, создав четырехэлементную схему их разделения и смешения под действием амбивалентных сил; o Парменид также как и Гераклит преодолел границу «конкретного» милетцев при философском рассмотрении Природы, отвергнув сам уровень такого рассмотрения. Парменид полагал, что ключевой вопрос состоит не в том, «что» именно существует и какова природа первоэлементов, составляющих Космос, но в том, почему нечто «есть» . Чем бы ни был искомый первоэлемент, для него важнейшим является его «существование» , а значит, проблему милетцев следует очистить от всего конкретного, переформулировав ее в виде онтологического вопроса «Почему есть нечто, а – не ничто? » . При этом основываясь на чисто логических аргументах о том, что Бытие не может быть самим собой, если оно включает в себя различения и перемены, или движение, Парменид сформулировал позицию альтернативную не только милетской школе (поиску первоэлементов), но и диалектическому учению Гераклита о существовании как потоке непрерывного становления; o

диалектика КК милетский КК ПАРМЕНИД Критика со стороны Парменида. ЭМПЕДОКЛ значимости самой проблемы и диалектика КК милетский КК ПАРМЕНИД Критика со стороны Парменида. ЭМПЕДОКЛ значимости самой проблемы и предложенных натурфилософами Поздняя натурфилософия - эклектика Элейская школа Мир состоит из атомов и сочетавшихся пустоты. решений , Атом – это предел делимости, Эмпедоклом, ведет к закату поскольку конечная вещь. Однако сама эклектики. не может состоять из бесконечного числа как интеллектуальная Диалектика стратегия Медики частей, а Атомисты значит, может быть Учение Парменида заимствуется не подхвачена софистами, была Вводит в центр философского рассмотрения проблему делима до бесконечности. формулировавшими как источник парадоксальных сознательно Пустота Доктрина диалектики его была необходима длясубъекта и и влияния на процессы познания мира. движения утверждений о невозможности парадоксы сочетая несочетаемое. КРАТИЛ ГИППОКРАТ ЛЕВКИПП непосредственно позаимствована любая вещь содержит в себе как минимум два Так как сочетания атомов, образующих изменений и движения. у Кратила, противоположных начала, то ее мерой может быть то есть за основу Формулирует радикальные релятивистские отдельные вещи. бралось утверждение о мире как против идеи вещей. только человек Гераклита об Школа врачевателей или медиков, аргументы, направленные мера всех Доводит идею – он есть наследует эклектику Эмпедокла, потоке, познаваемости мира: ничего нет; даже если бы чтоно без учета царящего изменчивости мира до логического Софисты переплавляя ее над ним Логоса. Теперь либо существовало, точто нельзябы непознаваемо; в теорию четырех конца, утверждая, оно было даже противоречие бы и познаваемо, то – невыразимо. а если усматривается не и ту жетемпераментов. ДЕМОКРИТ единожды войти в одну реку. только Постулирует различие существующего и мыслимого, в вещах мира, но и в ПРОТАГОР Отвергает идею Логоса, открывая природе самого субъекта. мыслимого и высказываемого. возможность для устранения идеи о единстве мира. ГОРГИЙ

 Новое изменение внешних политических и социокультурных условий, связанное с Персидскими войнами, возвышением Афинского Новое изменение внешних политических и социокультурных условий, связанное с Персидскими войнами, возвышением Афинского морского союза и Пелопонесской войной. интенсифицируются внутренние связи в греческой культуре; o появляются софисты – интеллектуалы, которые, в отличие от ионийских и италийских досократиков, не были прочно укоренены имущественно или политически; o складываются условия для профессионального учительства и организованных школ; o происходит изменение акцентов в философской проблематике: прежние натурфилософские и онтологические вопросы теряют свое прежнее значение, в центре теперь социальная (дискуссии о законе и природе) и антропологическая тематика (исследование роли человека как субъекта познания); o дальнейший рост абстрактности философских идей (строительство систем, основанных на осознанной игре с парадоксами); o

Мегарики придали этический характер элеатской метафизике, основывая в явном виде этические Успех философии Аристотеля Мегарики придали этический характер элеатской метафизике, основывая в явном виде этические Успех философии Аристотеля во многом связывается с тем, что осознал чрезмерность Атомисты Софисты стандарты Сократа в некоторой объективной в разнообразии сократических школ. Аристотель избирает синтез через критикукак онтологии, чего вовсе не предполагал Сократ, Учение Парменида заимствуется ДЕМОКРИТ интеллектуальную стратегию – задачей становится насколько это возможно широкое ПРОТАГОР отказывая, подобно софистам, вопросам онтологии в виде утверждения о том, что преодоление разногласий между школами. Аристотель впервые прибегает к историков какой-либо значимости. Главный тезис мегариков: Бытие всегда едино. Майевтика философскому обоснованию своей энциклопедической системы. Против школ ГОРГИЙбытие едино, то и единственным благом если жизненного стиля (киников и киренаиков) создается этическая доктрина среднего пути – одно и то же, , как впрочем Против являетсяито, что всегда. СОКРАТ и – поэтому они в защиту условности и умеренности. и любой отдельной вещи, логиков спорщиков (мегариков Истинно сущим является нечто неизменное; критиковали Платона и Академиков за разбиение скептиков) создается оригинальная логическая система – силлогистика. Наконец, чистого Бытия на множественность идей, а Этическая сторона учения Сократа – идея его и следует изучать. против идеалистической теории форм (Платон и Академия) создается учение о четырех Аристотеля за Субъектцентризм то есть того, что неизменно в самой Субъектцентризм философии Сократа его концепцию возможности как блага, причинах, опирающееся на различение возможного и действительногодля софистов Субъектцентризм философии. Проблема субъекта для него, как и бытия : в основе Сократа дополнительного измерения бытия. Киренаики вещи, лежат следующие причины – природе Элидо. Киники Мегарики всего сущего, как впрочем и отдельной человека. Академия Скептики, отбросив любые изучать ключевая. Однако, в человеке следуетположительные материальная (то из чего), формальная (то что), в нем неизменно – кто), целевая (то отстаивали АРИСТИПП то, эритрейская (тот это егоонтологии, ЕВКЛИД доктрины вроде АНТИСФЕН лишь что действующая элеатской этическая для чего) – вместе определяющие ее сущность. ПЛАТОН понимание философии как совесть. составляющая, ее основной элемент – искусства поиска ФЕДОН парадоксальных путем самопознания СТИЛЬПОН Добродетели складываются аргументов в пользу – ДИОГЕН Следовали субъектцентристской позиции Сократа Ликей зло от незнания. СПЕВСИПП непознаваемости мира-как-он-есть-на-самом-деле. Платон отличался от в противовес все и софистов, принимаяостальных последователей Платону и МЕНЕДЕМ АРИСТОТЕЛЬ КРАТЕТ ЕВБУЛИД Сократа, позицию о реальном существовании Проповедовали эпохе – воздержание от суждения Академии прежде всего, широтой и охватом своей КСЕНОКРАТ Отождествление благаонтология. с удовольствием. – в качестве философии жизненного стиля. Атомистическая спора. Диалектика как техника системы, ощущений. Это позволило Аристиппу лишь телааитакже вниманием к организационной Этика киников и Элидооснове. АРКЕСИЛАЙ заключение о том, что человек Эпикурейцы Стоики Скептики сделатьсвоей школы. этики Сократа (благо есть знание), субъектцентристскую этическое Сохранили ядро Онтологизировал Сохранили этическую и эритрейской школы. философию Сократа: идея – что благо внечувственно и подлинная и может управлятьидею ожизнью – благо доступно отстаивали своей том, ориентацию Сократа. Критиковали Платона и ПИРРОН неизменная сущность всякой вещи, а мир идей – только в рамках гедонэ – чувственногоследовательно, целиком принадлежит сознанию, Академию за утверждение мира идей как мир подлинного существования. Материя невозмутимый ЭПИКУР ЗЕНОН наслаждения. нравственности является – сама по идеалом единственно существующего. Для них ТИМОН себемудрец. есть только то, что позволяет единой и существующим признавалось только телесное. единственной идее тиражироваться в вещах. Соответственно благо заключалось в Истинное познание – есть припоминание идей, освобождении тела от всего ему чуждого. которые душа созерцала в их мире.

 Около 200 -100 -х гг. до н. э. происходит изменение геополитической ситуации: в Около 200 -100 -х гг. до н. э. происходит изменение геополитической ситуации: в области Средиземноморья возникает единый центр силы – Рим, вбирающий в себя все более и более разнообразные культуры, племена и территории. в 86 г. до н. э. над Грецией устанавливается Римский патронат; o роль Рима как арбитра интеллектуальной жизни приводит к упадку оригинальности в философии и росту эклектики (эклектика характерная черта римской политики и в социальном устройстве и в культурной жизни); o прежняя организационная основа – школы как автономные и независимые сообщества, существующие на пожертвования разрушается (исчезает большая часть сократических школ – элидо-эритрейская, киническая, киренская); o возникают новые формы организационной поддержки философских и интеллектуальных сообществ: муниципальные кафедры и муниципальные школы, – содержавшиеся за счет средств города-учредителя; o

Для противостояния новой общей угрозе языческой культуре – христианству, возникает коалиционное движение языческих философов Для противостояния новой общей угрозе языческой культуре – христианству, возникает коалиционное движение языческих философов - неоплатонизм: к середине III в. н. э. вокруг реорганизованной Плотином доктрины формируется объединенный языческий фронт. Прежние интеллектуальные конфликты теряют остроту и критика сменяется тенденцией к эклектике и синкретизму. Учение Платона активно сплавляется с доктриной Аристотеля в дуализм идей и материи, стоическая этика включается как Ликей Эпикурейцы Стоики Академия Скептики один из элементов общей системы – поскольку этика уже не результат рациональных , как впрочем и любой ЭПИКУР отдельной вещи, ЗЕНОН размышлений, а нравственная позиция, свободная от любой онтологии, которая ТЕОФРАСТ АРКЕСИЛАЙ СЕКСТ приемлема для любого интеллектуала. Однако ядром неоплатонизма становится МЕТОДОР КЛЕАНФ ЭМПИРИК доктрина творения альтернативная христианству и опирающаяся на привычные для языческой культуры нормы: из ничего и не возникает. Принцип творения КАРНЕАД ГЕРМАРХ ХРИСИПП неоплатоников включает в себя 3 -стадии в иерархии мира Ум-Дух-Душа-Материя: 1) содержание сотворенного в творящем, 2) выделение уже сотворенного из творящего, 3) ГАЛЕН творящее само становится творцом. Стоики включили вего последователи восприняли атомизм и свой состав этические идеи Аркесилай и Эпикур. Неоплатонизм Карнеад производят революцию в киников и. Демокрита и гедонизм киренаиков, формируя явно элидо-эритрейской школы. Однако, во учении Академии: они отбросили идеалистическое время реформ Хрисиппа экстремизм киников и материалистическую доктрину. Одновременно с учение о формах Платона и его теорию познания, ПЛОТИН отрицание условностей были удалены и жизненного стиля, этим, в результате упадка школьных приняв на вооружение ультраскептицизм – догм Стои: новая Стоя резко противопоставила После того, как Академия освободившуюся нишу: переживают вновь перейдет к эпикурейцы ЯМВЛИХ негативный. Аристотеликипредпологавший критику скептицизм, смещаются всерьезную себя эпикурейцам, выдвинув на учения, формируя созданию позитивного первый план модернизациюэпикурейцев напоминала организация своего учения: нестабильность в всех остальных школ без каких-либо позитивных религиозное уважение к социальным сторонамколлективной жизни неоплатоническую традицию, скептицизм как сообщество с. ПРОКЛ практикой жизни; идеалом элементов Греции и появление нового, в большей степени учения. становится выполнение вся останется востребованным в ХРИСТИАНСТВО критика всех и кем-либо своего долга церемониях ориентированного на квазирелигиозных в центрированной на науку, чем на философию, рамках центра в Александрии обязательств. принятыхримской скептической к миграциивыросшей рамках основателя своей школы. в честь социальных привело традиции, из уже ставшей самостоятельной школы здесь сторонников Аристотеля в Египет. Именно медиков. происходят все значимые систематизации научной мысли античности: геометрия – Евклид, математика – Эратосфен, астрономия – Аристарх Самоский, механика – Ктесипп и Архимед.

 Новым стимулом становится появление в поздней античности автономной организации – растущей Христианской Церкви. Новым стимулом становится появление в поздней античности автономной организации – растущей Христианской Церкви. происходит формирования общеязыческого фронта под эгидой неоплатонизма, включившего в себя почти все в тот момент действующие античные школы, кроме скептиков, сохранявших критическую традицию рациональной мысли; o формальная и организационная структура муниципальных школ и кафедр оказалась разрушена вследствие серьезных социальных потрясений (распад единой Римской империи и многочисленные гражданские войны); o христианство одерживает победу над аполитичной философской мыслью, предложив власти инструмент господства, который ей никак не могла дать светская рациональная традиция (философия) – идеологию; o

 Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем» , считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого» . Эти три положения Горгий обосновывает следующими аргументами: Если сущее вечно, то оно беспредельно, а если беспредельно, то оно нигде, а если нигде, то его нет. Если сущее не вечно, то оно произошло или из сущего, что невозможно, так как тогда бы сущее было прежде себя самого, либо из несущего, что также невозможно, поскольку из несущего не ничего не происходит. Следовательно, сущее не вечно и не не вечно. Следовательно, его вообще нет. (Также Горгий ведет рассуждение, о том, что сущего нет, поскольку оно ни единое, ни множественное). Если даже существует, то оно не мыслится, поскольку мыслимое не тождественно сущему, иначе существовали бы в реальности Сцилла и Химера. Если сущее и мыслится, то оно неизъяснимо другому, поскольку изъясняем мы посредством слов, а слово не тождественно обозначаемому им предмету и не может его объяснить, поскольку напротив, слово мы объясняем, указывая на предмет.