2 пара.pptx
- Количество слайдов: 41
Внешнее оформление летописей
Актуальность проблемы Из древних летописей мы узнаем то, что было много веков назад, историю нашей страны. Благодаря им, мы можем узнать как жили наши далекие предки.
Цель Изучить какие события из истории образования Древнерусского государства были отражены в летописях
Объект исследования Древнерусские летописи Методы 1. Проблемно-поисковой 2. Сравнительный 3. Обобщающий 4. Анализ
Ход работы 1. Поиск и знакомство с материалами по теме исследования. 2. Постановка цели и задач исследования, выдвижение гипотезы 3. Обсуждение и анализ вопросов по темам исследований. 4. Изучение внутренних и внешних особенностей древнерусских летописей 5. Обсуждение результатов. 6. Оформление и презентация результатов исследования. 7. Обработка и обобщение результатов полученных в ходе исследования.
Выводы Познакомившись с традициями летописания на Руси (Повесть временных лет) , мы пришли к следующим выводам: 1. Текст древнерусской летописи был оформлен по определенным правилам, в нем имелся набор обязательных элементов (орнаментов), сама летопись была написана на старославянском языке с применением вязи и скорописи. 2. Изучив текст летописи, мы пришли к выводу, что сам текст летописи сложен для прочтения, поэтому когда в древности летописи переписывались, то допускались определенные ошибки, искажавшие основные события. 3. Ознакомившись с литературой, мы обратили внимание на то, что летописи составлялись в монастырях, при дворах князей и царей. Летописцы выполняли поручения или заказы духовных или светских властителей. В ходе чего мы можем заключить, что летописи противоречили другу именно из-за этого. Исходя из своих политических представлений, летописец иногда пропускал то или иное событие, изредка сопровождал их собственными краткими политическими комментариями. 4. Обобщив изученный материал, мы пришли к выводу, что изучить историю образования Древнерусского государства по летописям очень тяжело, для этого необходимо иметь определенные навыки и умения лингвиста-историка.
Ле топись (или летописа ние) — исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …» ), отсюда название — летопись. В Византиианалоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
Русские летописи сохранились в большом количестве списков 15 – 17 веков. Под списком подразумевается «переписывание» ( «списание» ) с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий делятся на разряды первоначальная киевская Новгородские псковские и т. д. Списки делятся на изводы (редакции). Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные) Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).
Каждая летопись имеет своё название. Особенно по месту хранения Ипатьевская Кёнигсбергкая Академическая Археографическая Называется по имени их заказчика, составителя, редактора Лаврентьевский список Никоновская летопись По городам Новгородская летопись Московский свод 1486 Нумерация 1, 2, 3, 4, 5, …. ( никак не связана хронологически мб)
Включают хронологические записи за год(погодные) документы (международные договора, частные и публичные акты) самостоятельные литературные произведения (чаще всего фрагменты) Повести Слова Агиографические материалы Сказания
Представляют из себя комплекс списков, объединенных в одну редакцию(Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись ) Летописание на Руси велось с 11 по 17 век, включительно. Практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей Протографы (предполагаемые тексты)
Понятие авторства. Почти все известные летописи – результат работы нескольких поколений летописцев , и зачастую установить подлинное авторство не предстоит возможным. Летописцы или переписывали ранние тексты или описывали события действительности. Следует отметить что тексты при переписи сильно искажались и орфографические знаки зачастую и попросту отсутствовали. Цель летописания «Летописец не пробует понять, что он пишет и переписывает, и , похоже одержим одной мыслью – записывать всё, как есть »
Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX века. Русские летописи обычно начинались словами «Въ лѣто» + «дата» , что означает сегодня «в год» + «дата» . Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000
Несторовский список Другое название — Хлебниковский список. Список этот С. Д. Полторацкий получил у известного библиофила и собирателя рукописей П. К. Хлебникова. Откуда этот документ появился у Хлебникова — неизвестно. В 1809— 1819 Д. И. Языков перевёл её с немецкого на русский язык (перевод посвящён Александру I), так как первое печатное издание Несторовской летописи было опубликовано на немецком языке А. Л. Шлецером, «немецким историком на царской службе» .
Лаврентьевский список Лаврентьевская летопись была открыта графом А. И. Мусиным. Пушкиным, происхождение её неизвестно. Она имеет заголовок «Эти повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» . Под этим заголовком можно ещё прочесть: «Книга Рожественского монастыря Володимирского» . Лаврентьевская летопись содержит самый ранний из сохранившихся список «Повести временных лет» , который составляет более половины содержания.
Ипатьевский список Ипатьевская летопись получила своё название по месту нахождения — историк Н. М. Карамзин обнаружил список XV века в Ипатьевском монастыре под Костромой.
Радзивилловский список Названа по имени первого известного владельца из рода Радзивилловская летопись написана полууставом конца XV века и богато иллюстрирована (604 рисунка). Первыми по времени считаются дошедший до нас в многочисленных списках (самые древние — XIV века) свод Лаврентьевский, названный так по имени монаха Лаврентия, списавшего его, как видно из его приписки, в 1377 году, и Ипатьевский. Оба эти списка сопровождаются различными продолжениями: Лаврентьевский — сводом суздальским, Ипатьевский — киевским и волынско-галицким. Составление первоначального свода относят к началу XII века, на основании приписки (в Лаврентьевском списке и в Никоновском) после 1110 года, в которой читаем: «Игумен Селивестр св. Михаила написах книгы си летописец, надеяся от Бога милость прияти, при кн. Володимире, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игумянящю у св. Михаила, в 6624, индикта 9 лета (1116)» .
Таким образом ясно, что в начале XII века Селивестр, игумен Михайловского Выдубецкого монастыряя в Киеве, был составителем первого летописного свода. Слово «написах» никак нельзя понимать, как думали некоторые учёные, в значении переписал: игумен Выдубецкого монастыря был слишком большим лицом для простого переписчика. Свод этот отличается особым заглавием: «се повести временных лет (в иных списках прибавлено: черноризца Федосьева монастыря Печерского), откуда пошла есть Русская земля, кто первое в Киеве нача княжити и откуда Русская земля стала есть» . Нестор известен по своим сочинениям: «Сказания о Борисе и Глебе» , «Житие Феодосия» . Сочинения эти входят в противоречия с летописями, указанные П. С. Казанским. Так, автор сочинения, вошедшего в летопись, говорит, что он пришёл к Феодосию, а Нестор, по собственным словам его, пришёл при преемнике Феодосия, Стефане, и о Феодосии повествует по преданию. Рассказ о Борисе и Глебе в летописи принадлежит не Нестору, а Иакову Черноризцу. Повествования того и другого сохранились в отдельном виде, и сличение их произвести легко. Вследствие этого приходится отказаться от мысли, что составителем первого свода был Нестор. Впрочем, имя составителя не важно; гораздо важнее то обстоятельство, что свод есть произведение XII века и что в нём встречаются материалы ещё более древние.
Новгородские летописи Летописи в Новгороде начались рано: в рассказе о крещении Новгорода видны следы записывания современников: «преставися архиепископ Аким новгородский и бяше ученик его Ефрем, иже ны учаше» . До нас дошло несколько новгородских летописных сборников — так называемые летописи I, III, IV, Софийская летопись, Супрасльская летопись и сходная с нею, вошедшая в так называемую «Летопись Авраамки» ; в этой последней драгоценны сведения о последнем времени независимости, прерываемые незадолго до падения Новгорода, а также «Летопись архангелогородская» . Большая часть новгородских известий записаны при церквях и монастырях; в одном из летописных новгородских сборников (Новгородский II) есть указание, что «игумен смотрел в монастыре на Лисей Горе летописец» . Есть также несколько известий, принадлежащих, очевидно, частным лицам, которые могли быть занесены в списки готовых летописей или с полей рукописи, куда вносились в виде календарных заметок, или могли быть перенесены из какихнибудь частных записок. Новгородские летописи отличаются (по замечанию С. М. Соловьёва) особой сжатостью, слогом как бы деловым. Составители так дорожат временем (а может быть, и пергаментом), что пропускают слова: «а вы братия, в посадничестве и в князех» , говорит в летописи Твердислав, не добавляя «вольны» — и так поймут. Ни поэтических красок, ни драматических разговоров, ни обильных благочестивых размышлений — отличительных черт киевской летописи — нет в новгородских сводах; событий неновгородских в них мало, и те попали случайно.
Псковские летописи Летописи Псковские начались позднее Новгородских: их начало можно отнести к XIII веку, когда сочинена повесть о Довмонте, лёгшая в основу всех псковских сборников. Псковские летописи (особенно "Вторая") богаты живыми подробностями об общественном быте Пскова; мало только известий о временах до Довмонта, да и те заимствованы. К летописям новгородским по происхождению долго относили «Повесть о граде Вятке» , касающуюся только первых времён вятской общины, но подлинность её подвергнута сомнениям: рукописи её слишком поздны, а потому лучше не считать её в числе достоверных источников.
Киевские летописи Летопись Киевская сохранилась в нескольких очень близких между собой списках, в которых она непосредственно следует за Летописью первоначальной (то есть «Повестью Временных лет» ). Этот киевский свод оканчивается во всех своих списках 1199 г. Он состоит, в основном, из подробных рассказов, по своему изложению имеющих много общего с рассказами, вошедшими в состав «Повести временных лет» . В настоящем своём виде свод заключает в себе много следов летописей разных русских земель: Смоленска, Чернигова, Суздаля. Есть и отдельные сказания: «Сказание об убиении Андрея Боголюбского» , писанное его приверженцем (вероятно упоминаемым в нём Кузьмищем Киянином). Таким же отдельным сказанием должен был быть рассказ о подвигах Изяслава Мстиславича; в одном месте этого рассказа мы читаем: «рече слово то, яко же и пережде слышахом; не идет место к голове, но голова к месту» . Отсюда можно заключить, что рассказ об этом князе заимствован из записок его соратника и перебит известиями из других источников; к счастью, сшивка так неискусна, что части легко отделить. Следующая за смертью Изяслава часть посвящена, главным образом, князьям из рода смоленских, княжившим в Киеве; может быть, источник, которым главным образом пользовался сводчик, не лишён связи с этим родом. Изложение очень близко к «Слову о Полку Игореве» — как будто тогда выработалась целая литературная школа. Известия киевские позднее 1199 г. встречаются в других летописных сборниках (преимущественно северо-восточной Руси), а также в так называемой «Густынской летописи» (позднейшая компиляция). В «Супрасльской рукописи» (изданой князем Оболенским) есть краткая киевская летопись, датированная XIV веком.
Галицко-волынские летописи С «Киевской» тесно связана «Волынская» (или галицко-волынская), ещё более отличающаяся поэтическим колоритом. Она, как можно предположить, была писана сначала без годов, а годы расставлены после и расставлены весьма неискусно. Так, мы читаем: «Данилови же приехавшю с Володимера, в лето 6722 бысть тишина. В лето 6723 Божиим повелением прислаша князи литовстии» . Ясно, что последнее предложение должно быть соединено с первым, на что указывает и форма дательного самостоятельного и отсутствие в некоторых списках предложения «бысть тишина» ; стало быть, и два года, и это предложение вставлены после. Хронология перепутана и применена к хронологии Киевской летописи. Роман убит в 1205 г. , а волынская летопись относит его смерть к 1200 г. , так киевская оканчивается 1199 г. Соединены эти летописи последним сводчиком, не он ли расставил и года? В некоторых местах встречается обещание рассказать то или другое, но ничего не рассказывается; стало быть, есть пропуски. Летопись начинается неясными намёками на подвиги Романа Мстиславича — очевидно, это обрывки поэтического сказания о нём. Оканчивается она началом XIV в. и не доводится до падения самостоятельности Галича. Для исследователя летопись эта по своей сбивчивости представляет серьёзные затруднения, но по подробности изложения служит драгоценным материалом для изучения быта Галича. Любопытно в волынской летописи указание на существование летописи официальной: Мстислав Данилович, победив мятежный Брест, наложил на жителей тяжкую пеню и в грамоте прибавляет: «а описал есть в летописец коромолу их» .
Летописи северо-восточной Руси начались, вероятно, довольно рано: от XIII века. В «Послании Симона к Поликарпу» (одной из составных частей Патерика печерского), мы имеем свидетельство о «старом летописце Ростовском» . Первый сохранившийся до нас свод северовосточной (Суздальской) редакции относится к тому же времени. Списки его до начала XIII в. — Радзивилловский, Переяславский-суздальский, Лаврентьевский и Троицкий. В начале XIII в. первые два прекращаются, остальные разнятся между собой. Сходство до известного пункта и различие далее свидетельствуют об общем источнике, который, стало быть, простирался до начала XIII в. Известия суздальские встречаются и ранее (особенно в «Повести временных лет» ); поэтому следует признать, что записывание событий в земле суздальской началось рано. Чисто суздальских летописей до татар мы не имеем, как не имеем и чисто киевских. Сборники же, дошедшие до нас, характера смешанного и обозначаются по преобладанию событий той или другой местности. Летописи велись во многих городах земли Суздальской (Владимире, Ростове, Переяславле); но по многим признакам следует признать, что большинство известий записано в Ростове, долго бывшем центром просвещения северо-восточной Руси. После нашествия татар Троицкий список делается почти исключительно ростовским. После татар вообще следы местных летописей становятся яснее: в Лаврентьевском списке встречаем много тверских известий, в так называемой Тверской Летописи — тверских и рязанских, в Софийском Временнике и Воскресенской летописи — новгородских и тверских, в Никоновской — тверских, рязанских, нижегородских и т. д. Все эти сборники — московского происхождения (или, по крайней мере, большей частью); оригинальные источники — местные летописи — не сохранились. Относительно перехода известий в татарскую эпоху из одной местности в другую И. И. Срезневский сделал любопытную находку: в рукописи Ефрема Сирина 1377 г. он встретил приписку писца, который рассказывает о нападении Арапши (Араб-шаха), бывшем в год написания. Рассказ не окончен, но начало его буквально сходно с началом летописного рассказа, из чего И. И. Срезневский правильно заключает, что перед писцом было то же сказание, которое послужило материалом для летописца. По отрывкам, частично сохранившимся в русских и белорусских летописных сводах XV—XVI вв. , известна Смоленская летопись.
Московские летописи Летописи северо-восточной Руси отличается отсутствием поэтических элементов и редко делает заимствования из поэтических сказаний. «Сказание о Мамаевом побоище» — особое сочинение, только внесённое в некоторые своды. С первой половины XIV в. в большей части сводов северно-русских начинают преобладать московские известия. По замечанию И. А. Тихомирова, началом собственно Московской летописи, лёгшей в основание сводов, надо считать известие о построении храма Успения в Москве. Главные своды, заключающие в себе московские известия, — «Софийский Временник» (в последней своей части), Воскресенская и Никоновская летописи (тоже начинающиеся сводами, основанными на древних сводах). Существует так называемая Львовская летопись, летопись изданная под названием: «Продолжение Несторовой летописи» , а также «Русское Время» или Костромская летопись. Летопись в Московском государстве всё более и более получала значение официального документа: уже в начале XV в. летописец, выхваляя времена «оного великого Селиверста Выдобужского, неукрашая пишущего» , говорит: «первии наши властодержцы без гнева повелевающа вся добрая и недобрая прилучившаяся написывать» . Князь Юрий Димитриевич в своих исканиях великокняжеского стола опирался в Орде на старые летописи; великий князь Иоанн Васильевич послал в Новгород дьяка Брадатого доказывать новгородцам старыми летописцами их неправду; в описи царского архива времён Грозного читаем: «списки черныи что писать в летописец времен новых» ; в переговорах бояр с поляками при царе Михаиле говорится: «а в летописец будем это для будущих родов писать» . Лучшим примером того, как осторожно надо относиться к сказаниям летописи того времени, может служить известие о пострижении Саломонии, первой жены великого князя Василия Иоановича, сохранившееся в одной из летописей. По этому известию, Саломония сама пожелала постричься, а великий князь не соглашался; в другом рассказе, тоже, судя по торжественному тону, официальном, читаем, что великий князь, видя птиц попарно, задумался о неплодии Саломонии и, посоветовавшись с боярами, развёлся с нею. Между тем, из повествования Герберштейна мы знаем, что развод был насильственный.
Эволюционирование летописей Не все летописи, однако, представляют типы официальной летописи. Во многих изредка встречается смесь повествования официального с частными заметками. Такая смесь встречается в рассказе о походе великого князя Иоанна Васильевича на Угру, соединённом с знаменитым письмом Васиана. Становясь всё более и более официальными, летописи, наконец, окончательно перешли в разрядные книги. В летописи вносились те же факты, только с пропуском мелких подробностей: например, рассказы о походах XVI в. взяты из разрядных книг; прибавлялись только известия о чудесах, знамениях и т. п. , вставлялись документы, речи, письма. Были разрядные книги частные, в которых родовитые люди отмечали службу своих предков для целей местничества. Появились и такие летописи, образчик которых мы имеем в «Летописях Нормантских» . Увеличилось также число отдельных сказаний, которые переходят в частные записки. Другим способом передачи является дополнение хронографов русскими событиями. Таково, например, сказание князя Кавтырева-Ростовского, помещённое в хронограф; в нескольких хронографах встречаем дополнительные статьи, писанные сторонниками разных партий. Так, в одном из хронографов Румянцевского музея есть голоса недовольных патриархом Филаретом. В летописях новгородских и псковских встречаются любопытные выражения неудовольствия Москвой. От первых годов Петра Великого имеется интересный протест против его нововведений под заглавием «Летопись 1700 г. » .
Степенная книга Уже в XVI веке появляются попытки прагматизировать: сюда относятся Степенная книга и отчасти «Никоновская летопись» . Рядом с общими летописями велись местные: архангелогородская, двинская, вологодская, устюжская, нижегородская и др. , в особенности монастырские, в которые вносились местные известия, в кратком виде. Из ряда этих летописей выдаются особенно сибирские. Лицевой летописный свод — летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40— 60 -х гг. 16 в. (вероятно, в 1568— 1576 гг. ) специально для царской библиотеки Ивана Грозного в единственном экземпляре.
Сибирские летописи Начало летописания сибирского приписывается Киприану, митрополиту Тобольскому. До нас дошло несколько сибирских летописей, более или менее отклоняющихся одна от другой: Кунгурская (кон. 16 в. ), написанная одним из участников похода Ермака; Строгановская ( «О взятии Сибирской земли» ; 1620 -30 или 1668 -83), основанная на несохранившихся материалах вотчинного архива Строгановых, их переписки с Ермаком; Есиповская (1636), составленная Саввой Есиповым, дьяком архиепископа Нектария в память о Ермаке; Ремезовская (кон. 17 в. ), принадлежащая С. У. Ремезову, русскому картографу, географу и историку Сибири
Белорусско-литовские летописи. Важное место в русском летописании занимают так называемые литовские (скорее западнорусские или белорусские, поскольку до XVI века литовской письменности и историографии не было , официальным языком ВКЛ был русский) летописи, существующие в двух редакциях: «Краткой» , начинающейся со смерти Гедимина или, скорее, Ольгерда и оканчивающейся 1446 г. и «Подробной» , от баснословных времён до 1505 г. Источник летописи «Краткой» — сказания современников. Так, по случаю смерти Скиргайлы автор говорит от себя: «аз того не вем занеже бых тогда мал» . Местом записи известий можно считать Киев и Смоленск; в изложении их не заметно тенденциозности. «Подробная» летопись (так называемая Хроникой Быховца) представляет в начале ряд баснословных сказаний, затем повторяет «Краткую» и, наконец, заключается мемуарами начала XVI в. В текст её вставлено много тенденциозных рассказов о разных знатных литовских фамилиях. Примечательна Белорусско-литовская летопись 1446, рассказывающая о событиях Руси, Великого княжества Литовского и Украины с середины IX до середины XV в.
Украинские летописи Украинские (собственно казацкие) летописи относятся к XVII и XVIII векам. Такое позднее их появление В. Б. Антонович объясняет тем, что это скорее частные записки или иногда даже попытки прагматической истории, а не то, что мы теперь разумеем под летописью. Казацкие летописи, по замечанию того же учёного, имеют своим содержанием, главным образом, дела Богдана Хмельницкого и его современников. Из летописей наиболее значительны: Львовская, начатая в середине XVI века, доведённая до 1649 года и излагающая события Червонной Руси; летопись Самовидца (от 1648 по 1702 г. ), по заключению профессора Антоновича, — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью; обширная летопись Самуила Величко, который, служа в войсковой канцелярии, мог многое знать; труд его хотя и расположен по годам, но имеет отчасти вид учёного сочинения; недостатком его считают отсутствие критики и витиеватость изложения. Летопись гадячского полковника Грабянки начинается 1648 года и доведена до 1709 года; ей предпослано исследование о казаках, которых автор производит от хазар. Источниками служили частью летописи, а частью, как предполагают, иностранцы. Кроме этих обстоятельных компиляций, существует много кратких, преимущественно местных летописей (черниговские и т. п. ); существуют попытки прагматической истории (например «История руссов» ) и есть общерусские компиляции: Густынская Летопись, основанная на Ипатской и продолженная до XVI века, «Хроника» Сафоновича, «Синопсис» . Вся эта литература завершается «Историей Руссов» , автор которой неизвестен. Это сочинение ярче других выразило взгляды украинской интеллигенции XVIII века.
Летописцы широко пользовались трудами Византийских «хронистов» , описывающих всеобщую историю от сотворения мира до современных событий. Начало общерусского летописани великих князей московских, заложившего начало основы официального летописания 16 века, относится к 15 веку. С начала 16 века на Руси существовала уже единая общерусская летописная традиция, связанная с великокняжеской канцелярией. По справедливому замечанию Я. С. Лурье в 16 веке летописание велось с большой тщательностью и полнотой, но было сугубо индивидуальным и жестко централизованным. Летописания 16 века почти никогда не спорят между собой. С 16 века активизируется Митрополичье летописание
Важным этапом в завершении унификации русского летописания под эгидой Москвы стала Никоновская летопись. Составлена в конце 20 х годов 16 века. Целью создания стала подготовка к собору 1531, на котором подверглись осуждению взгляды «Нестяжателей» на церковное землевладение. Между 1542 и 1544 – Воскресенская летопись – официальная летопись первой половины 16 века. В неё включено Сказание о князьях Владимирских (20 -е годы) объединившее легенды о происхождении русской великокняжеской династии от римского императора Августа через легендарного Пруса. К концу 50 -х годов 16 века – Летописец начала царств. Самым крупным летописно-хронографическим произведением средневековой России стал – Лицевой свод Ивана Грозного. Иллюстрированная редакция Никоновской летописи. Три тома посвящены Всемирной истории Последующие семь – Русской
Лицевой свод – последний общероссийский свод После него Летописная традиция угасла. Самое крупное произведение – Новый летописец. Цель написания – попытка дать историкополитическое обоснование воцарению новой династии Романовых. Патриаршее летописание 1679 -1680 Устюжский летописец ( светское произведение )
Хронографы на смену летописям пришли исторические произведения в 17 веке Хронографы, Гронографы В них поэтично излагалась всемирная история от сотворения мира. В хронографах не только излагались исторические события. В них содержались сведения естественнонаучного характера, пересказывались произведения античной литературы, приводились выдержки из святоотеческих текстов, христианские апокрифы, агиографические данные.
Печатные издания: Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб, 1997. М. Д. Приселков. История русского летописания XI—XV вв. СПб. , 1996 Рассказы Начальной русской летописи. – М. : Дет. лит. , 1982. – 149 с. Малов В. Книга. – М. : Слово, 2002. – 48 с. Ремнева М. Л. Аз, Буки, Веди. – М. : Московский рабочий, 1985. – 133 с. Щепкин В. Н. Русская палеография. – М. : АСПЕКТ Пресс, 1999. – 270 с.
2 пара.pptx