Современные религии.pptx
- Количество слайдов: 14
• Внеконфессиональные, неканонические религиозные движения. • Распространялись в течение XX века • Синкретичность учения • Имеют специфические формы организации
1. Неоориенталистские объединения • Связаны с восточными религиями ( «Ориент» – восток) • Принимают идеи, близкие к другим мировым религиям (Христанство, Ислам) • Широкое использование медитативных практик, восточные культовые практики • Акцент на личном опыте человека • «Общество сознания Кришны» , «Дзен-буддистский Центр» , «Тантрический буддизм»
2. Неохристианские объединения • Слияние христианских идей с элементами восточных религий • Идеи конца света и мессианства • Противостоят потребительским ценностям (являются специфическим способом потребления) • Автократический способ организации • «Церковь объединения» , «Церковь Последнего завета» , «Белое братство»
3. Сайентологические направления • Представления о связи Земли с высшими космическими силами • Идеи слияния космических сил с божеством • Толкование экологических и психологических проблем современных людей • Мистическая трактовка физических и биологических явлений. • «Дианетика» (Р. Хаббард)
4. «Новая Магия» • Интерес к неевропейским культам и европейским историческим религиям • Противостояние ценностям европейской цивилизации • Интерес к экстазам, практикам неевропейской медицины. • Учение Карлоса Кастанеды
5. Сатанизм • Религиозные движения протеста • Долгая европейская традиция Сатанизма • Идеи индивидуализма (романтизм) • Современные идеи обаятельного зла • Голливудские образы
• Современные религиозные движения имеют особенности организации. • В начале XX века М. Вебер в работе «Хозяйство и общество» выделил два типа религиозных организаций: секта и церковь. • Оба типа являются идеальными моделями и имеют методологический смысл (идеальные типы М. Вебера)
Церковь • Не противопоставляет себя «миру» . • Церковь имеет свое место в картине мира. • Универсальность учения. Каждый человек – член церкви (прихожане) • Спасение дается богом • • Секта Противостоит внешнему миру. Неприятие мирских порядков. Опирается на учение об «избранности» . Фундаментализм. Спасение достигается особым поведением или участием в обрядах.
Церковь • Признает не сознательное вступление. Крещение во младенчестве. • Предъявляет умеренные требования к своим членам. • Требует дисциплины и конформности в умеренных пределах Секта • Требует сознательного членства. Посвящение взрослых. • Предъявляет строгие требования к своим членам (аскетизм). • Требует высокой степени дисциплины и конформности.
Церковь • Бюрократическая организация постов и должностей. • Руководители административного типа. • Специальная подготовка «профессионалов» . • Формализованное богослужение • • Секта Мистическое единство «равных» . Руководитель харизматического типа. Каждый член секты имеют определенную компетенцию. Неформализованное богослужение с высокой степенью эмоциональности.
• По мнению М. Вебера любая секта с течением времени трансформируется в церковь. • Р. Нибур предложил идею о промежуточной форме организации – Деноминации ü Теряет замкнутый характер ü Исчезает правило сознательного вступления ü Принятие мирового порядка !!! Но нет универсализма в учении
• По мнению Р. Нибура секта существует на протяжении одного поколения людей, а затем трансформируется в Деноминацию. • Какие могут быть доказательства и опровержения этого тезиса?