![Скачать презентацию Влияние микросоциального фактора на человека Выполнили Толкунова Скачать презентацию Влияние микросоциального фактора на человека Выполнили Толкунова](https://present5.com/wp-content/plugins/kama-clic-counter/icons/ppt.jpg)
Толкунова, Самсонова, Новоселова, Таратунина, 29П153. Микросоциальный фактор.pptx
- Количество слайдов: 12
Влияние микросоциального фактора на человека Выполнили : Толкунова А. С. Таратунина А. С. Самсонова Ю. В. Новоселова А. О.
Определение фактора Микросоциальный фактор – это фактор, описывающий влияние на формирование и развитие человека его ближайшего окружения (семья, друзья).
Авторы, рассматривающие влияние микросоциального фактора на развитие человека: Э. Берн З. Фрейд К. Хорни А. Адлер Э. Фромм Э. Эриксон Ю. Гиппенрейтер К. Роджерс
Э. Берн выделял 3 эго – состояния: родитель – ребенок – взрослый. Которые определял феноменологически, как последовательную систему чувств, связанных с объектом, операционно - как набор последовательных моделей поведения и прагматически - как систему чувств, которая мотивирует набор связанных между собой моделей поведения. У каждого человека в любой момент времени присутствуют все три Эго-состояния, но на отдельном временном отрезке доминирует лишь одно из них. Изменение Эго-состояний зависит от трех факторов: силы и продолжительности воздействия на каждое Эго-состояние, проницаемости границ между Эго-состояниями, и значимости каждого из Эго-состояний для личности, для сценарного процесса. Модель будущей деформации Эго -матрицы закладывается в детском возрасте под влиянием семейных ожиданий и примера значимых взрослых.
З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности: Оральная (0 – 18 мес. ) Анальная (18 мес. – 3 года) Фаллическая (3 года – 6 лет) Латентная (6 – 12 лет) Генитальная (период полового созревания и до 22 лет). Исходя из стадий можно сделать вывод, что недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.
К. Хорни писала о комплексе маскулинности - продукте мужского доминирования и характерных особенностей в семье девочки. Причины: материнское запугивание, разочарование в отношениях с отцом и братьями, брат – фаворит у родителей. Не согласившись с комплексом кастрации Фрейда, Хорни связала комплекс маскулинности с важностью возможности осуществить себя. Базальная тревога – чувство беспомощности перед враждебным миром, которые ребенок смягчает с помощью защитных стратегий: движение «к людям» - погоня за любовью, «от людей» - агрессия, «изоляция» . Это происходит от патогенных условий жизни ребенка, где он не чувствует себя любимым, ценным и в безопасности.
А. Адлер создал теорию влияния порядка рождения детей на их развитие. Так, первому ребенку принадлежит все внимание родителей, а с появлением второго, ему приходится быть сильнее и умнее младшего, благодаря чему старшие дети вырастают заботливыми, инициативными, хранят очаг. Но если разница в рождении более шести-семи лет они сохраняют характеристики единственного ребенка. Средний ребенок борется за любовь родителей с младшими, а также мотивирован побивать рекорды старших. Младший ребенок окружен вниманием со всех сторон, его любят и родители и старшие дети. Он может вырасти либо самым успешным, обойдя своих старших сестер и братьев, либо будет чувствовать себя неполноценно, перекладывать ответственность на других. Позиция единственного ребенка уникальна, у него есть все возможности для развития и никто не пожалеет на это денег и сил. Но помимо эгоцентричности, может возникнуть излишняя привязанность к родителям, а также ожидание помощи от всех вокруг.
Э. Фромм утверждал, что способность любить – важнейшая черта человеческой личности. Фромм рассматривает различные виды любви, выявляя их особенности и вместе с тем показывая, что во всех них проявляется одна и та же "ориентация характера" человека; т. е. если я способен любить какого-то человека, то это – проявление моей способности (ориентации характера) любить вообще – других людей, жизнь, родину, себя и т. д. 1. Эротическая любовь – это любовь к единственному человеку, имеющая психофизиологическую основу и предполагающая желание всецело слиться с ним. Ее можно в виде треугольника, сторонами которого являются страсть, интимность и преданность. Но, увы, страсть обречена на угасание. И при благоприятном стечении обстоятельств превращается в любовь-дружбу, и если чувство было крепким и обоюдным, дружеская любовь укрепляется. 2. Материнская любовь(безусловная) и отцовская(обусловленная) – это любовь защищенного к беззащитному, сильного к слабому, имущего к неимущему. Возникая на инстинктивной основе, она далее укрепляется, расширяется, приобретает новое содержание в процессе воспитания детей, заботы о них. 3. Братская любовь – это любовь между людьми равными. Она одинаково распространяется на всех близких людей. 4. Любовь человека к себе как ценности. Это основа всех основ. Еще не так давно этим понятием пренебрегали из-за господства идеологии. Бытовало мнение, что любить других — высшая добродетель, а любить самого себя – грех. Однако на самом деле человек, не любящий себя, не способен любить и других. Библейское изречение «Возлюби ближнего как самого себя» несет в себе мысль именно такого характера. И это — не эгоизм, желающий всего того, что нужно отдавать людям, это та любовь, которая является первоосновой любви вселенской. 5. Любовь к Богу. Неся в себе элементы всех вышеперечисленных видов, этот вид любви означает Высшую Добродетель. Невозможно любить Бога и не любить создание его — человека. В личности с глубоким внутренним миром живут все виды любви.
Э. Эриксон выделил 7 факторов, влияющих на формирование личности. 1. Доверие/недоверие. Если в младенческом возрасте удовлетворяются потребности ребенка, и ему достаточно внимания, то его общее впечатление о мире будет как о безопасном месте. 2. Автономия/стыд, сомнения. Когда ребенку удается сделать что-либо сделать самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. 3. Инициатива/чувство вины. В возрасте 4 -5 лет дети переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются общаться с людьми и вещами конструктивным способом, они обретают чувство инициативы. 4. Трудолюбие/чувство неполноценности. В этот период сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими. 5. Идентичность/смешение ролей. В отрочестве и юности важно разобраться с ролями. 6. Близость/изоляция. Успех при установлении близких отношений зависит от того, как были разрешены предыдущие 5 конфликтов. 7. Генеративность/стагнация. Неудача при разрешении предыдущих конфликтов приводит к чрезмерной поглощенности собой.
Ю. Гиппенрейтер считает, что наибольшее влияние на формирование и развитие человека оказывает семья, в особенности родительское воспитание. Она выделяет важные правила успешного воспитания детей: 1. Безусловное принятие (Любить ребёнка просто так) Ребёнку очень важно знать, что его принимают и любят без всяких условий. "Воспитание ребёнка — это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы» . 2. Не мешать его естественному развитию Ребенок проявляет любознательность, необходимую для его развития. Лучшее, что можно сделать — это не мешать. Любознательность может быстро угаснуть, если ребёнок только и слышит «не задавай глупых вопросов» , «вырастешь — узнаёшь» и «хватит тебе дурацкими делами заниматься» . Участие родителей в развитии ребёнка должно поддерживать его естественные стремления, а не гасить их, подменяя другими, более важными или полезными с их точки зрения. 3. Поощрять самостоятельность «Воздержитесь от критики! Если вы проявите искренний интерес к его делу, то ваше взаимное уважение и принятие усилятся. К тому же взрослому не следует вмешиваться, если ребёнок занят делом и не просит помощи. Таким невмешательством родитель сообщает: ты справишься, у тебя хватит сил» . 4. Позволить ребёнку брать на себя ответственность 5. Не путать заботу и родительский диктат «Родители, безусловно, должны участвовать в жизни ребёнка — но ни в коем случае не проживать её за него. Независимо от их нереализованных амбиций, у ребёнка будут свои желания и интересы. Заботиться — значит, в первую очередь прислушиваться к желаниям ребёнка, а не следовать принципу «я знаю, как для него будет лучше» . 6. Не критиковать Доверие строится на добром отношении: если первой реакцией на откровения ребёнка будет критика, осуждение или невнимание, во второй раз он уже ничего не расскажет. 7. Говорить ребёнку о своих чувствах Понимать ребёнка — важно, но не менее важно и доносить до него то, что чувствует родитель. Чтобы искренность не приобретала форму обычных упрёков, используются «Я-сообщения» — так можно выразить свои негативные чувства в неконфликтной форме.
К. Роджерс считал, что родительские качества и поведение влияют на представление ребенка о себе. В поисках образа «Я» ребенок выбирает значимого взрослого и подражает ему. Так же влияние оказывает тип взаимоотношений между ребенком и родителем. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом.
Выводы Таким образом, многие авторы считали микросоциальный фактор основным в развитии и формировании человека, также данный фактор рассматривался многими авторами как дополнительный, но также оказывающий влияние на воспитание ребенка.