Скачать презентацию Влияние ценностей и социодемографических факторов на креативное поведение Скачать презентацию Влияние ценностей и социодемографических факторов на креативное поведение

4591977d818e4c2c438cd287801db896.ppt

  • Количество слайдов: 28

Влияние ценностей и социодемографических факторов на креативное поведение в различных сферах деятельности Влияние ценностей и социодемографических факторов на креативное поведение в различных сферах деятельности

 • Креативность названа наиболее важным экономическим ресурсом XXI века [Florida, 2002]. Это объясняет • Креативность названа наиболее важным экономическим ресурсом XXI века [Florida, 2002]. Это объясняет наличие обширного множества исследований, направленных на определение социальных, культурных, личностных и других детерминант креативности. • Термин «креативность» противоречиво интерпретируется в современных общественных науках

Определения креативности • качество индивидуума или процесса, способного предоставить подходящие новые и нетипичные решения Определения креативности • качество индивидуума или процесса, способного предоставить подходящие новые и нетипичные решения проблемы [Mayer, 1999]. • создание продукта, который удовлетворяет критериям полезности и новизны, и оценивается таковым экспертами в своих отраслях [Amabile, 1983, 1996; Brown, 1989; Hennessey, Amabile, 2010; Mayer, 1999; Piffer, 2012]. • определение креативности, разработанное Amabile [1996]: • (1) продукт или действие являются креативными по соглашению соответствующих независимых наблюдателей в лице индивидуумов или организаций, знакомых со сферой, в которой данный продукт создан, либо данное действие имеет место; • (2 ) продукт или действие является креативным, если представляет новизну, отвечает на поставленную задачу, и задача сама по себе эвристическая нежели алгоритмическая (требующая находчивости нежели решения по алгоритму).

 • трехкомпонентная модель креативности: (1) навыки, требуемые в определенной области, (2) общие навыки • трехкомпонентная модель креативности: (1) навыки, требуемые в определенной области, (2) общие навыки и способности, ассоциирующиеся с высоким уровнем креативности, (3) мотивация для решения определенной проблемы (Amabile, 1983, 1988) • черты и навыки, требующиеся для креативности в определенной области, настолько специфичны и уникальны, что не могут быть транслированы на другие сферы (Baer, 1994)

 • модель креативности, которая фокусируется на взаимодействии индивидуума как субъекта креативности и сферы • модель креативности, которая фокусируется на взаимодействии индивидуума как субъекта креативности и сферы деятельности в целом. Только стиль активности развивается независимо от контекста, тогда как все способности и навыки формируются в контексте конкретной деятельности и сильно различаются от сферы к сфере (Csikszentmihalyi, Wolfe, 2000).

 • Исследования креативности в сторону специфичных или частично-специфичных моделей поставило вопрос о том, • Исследования креативности в сторону специфичных или частично-специфичных моделей поставило вопрос о том, чтобы найти стабильную систему, которая бы выделяла требования к субъекту креативности. • Gardner идентифицировал семь сфер: музыкальную, математическую, вербальную, символичную, телеснокинестетичную, пространственную, межличностную и внутреннюю. • Kaufman и Baer [2004] идентифицировали следующие сферы: наука, межличностное общение, литература, искусство, коммуникация и отношения с другими, решение личных проблем, математика, прикладные искусства (работа по дереву, починка предметов, строительство, кулинария, и т. д. ) и различные типы физической активности (такие как танцы, спорт и т. д. ). • В различных культурах могут цениться проявления креативности в разных сферах, например, в западной культуре ценится математическая и вербальная креативность, в других культурах - натуралистическая или пространственная креативность.

 • Ценности действуют как мотивы для индивидуального и группового поведения в достижении желаемой • Ценности действуют как мотивы для индивидуального и группового поведения в достижении желаемой цели [Schwartz, 1992, 2005]. Из-за специфических характеристик, индивидуальные ценности являются универсальными предикторами поведения, определяются выбором и оценкой поведения и событий и носят иерархический характер [Schwartz, 2010].

 • Ценности - важные детерминанты креативности в рамках социо-культурного подхода. • Эмпирически подтверждено • Ценности - важные детерминанты креативности в рамках социо-культурного подхода. • Эмпирически подтверждено влияние социального окружения/среды, общественных норм и ценностей на форму и выражение креативности [Dollinger et al. , 2010; Kharkurin, Motalleebi, 2008; Shane, 1992; Lebedeva, Schmidt, 2011].

Гипотезы исследования • Существуют региональные различия в ценностях и частоте креативного поведения в различных Гипотезы исследования • Существуют региональные различия в ценностях и частоте креативного поведения в различных сферах деятельности. • На креативное поведение в различных сферах положительно влияют ценности Открытости изменениям и негативно – ценности Сохранения; • Влияние ценностей, пола и образования на креативное поведение отличается в зависимости от сферы деятельности.

Описание выборки Федераль ные Мale Female N Mean округа Централь Age SD Mode Min Описание выборки Федераль ные Мale Female N Mean округа Централь Age SD Mode Min Max 1020 488 48 532 52 38, 84 12. 33 22 18 60 Кавказск 1026 489 48 538 52 36, 64 12. 37 22 18 60 ный Североий

 • Социально-психологического опрос, в котором использовались следующие методики: • Обновленный ценностный опросник Ш. • Социально-психологического опрос, в котором использовались следующие методики: • Обновленный ценностный опросник Ш. Шварца (PVQ-R) для определения преобладающих ценностей респондентов • Методика оценки креативного поведения С. Доллингера для выявления степени креативности в повседневной деятельности • Вопросы относительно пола и образовании респондента

 • Обработка данных: • t-test для независимых выборок при помощи SPSS 19. 00, • Обработка данных: • t-test для независимых выборок при помощи SPSS 19. 00, • CFA • структурное моделирование с помощью SPSS AMOS 19. 00.

Результаты исследования: • • • Выделены 5 сфер креативного поведения: Визуальное искусство Выступление Литература Результаты исследования: • • • Выделены 5 сфер креативного поведения: Визуальное искусство Выступление Литература Прикладное искусство Организационная креативность

Результаты конфирматорного факторного анализа на объединенной выборке и внутри регионов Сфера креативного Вопрос Объединен Результаты конфирматорного факторного анализа на объединенной выборке и внутри регионов Сфера креативного Вопрос Объединен ЦФО ная поведения Северный Кавказ выборка Визуальное искусство Нарисовал . 421*** . 428*** . 366*** . 611*** . 591*** . 533*** постеры, . 680*** . 676*** . 682*** собственную картину Делал скетчи, наброски, граффити Рисовал плакаты (в том числе для общественных мероприятий)

Сфера креативного Вопрос Объединенная ЦФО Северный поведения выборка Кавказ Выступление Играл на музыкальном . Сфера креативного Вопрос Объединенная ЦФО Северный поведения выборка Кавказ Выступление Играл на музыкальном . 609*** . 650*** . 527*** . 640*** . 713*** . 612*** . 607*** . 587*** . 665*** Сочинил или поставил танец . 520*** . 498*** . 601*** Участвовал в качестве актера в . 644*** . 639*** . 601*** инструменте на концерте или на улице Пел сольно, в составе ансамбля или хора на сцене или на улице Танцевал один или в составе труппы на сцене или на улице пьесе или другой театральной постановке или в кино (исключая массовку), или в качестве «живой скульптуры»

Сфера Вопрос Северный выборка креативного Объединенная ЦФО Кавказ поведения Литература Сочинил или написал . Сфера Вопрос Северный выборка креативного Объединенная ЦФО Кавказ поведения Литература Сочинил или написал . 546*** . 538*** . 529*** . 587*** . 597*** . 517*** . 692*** . 680*** . 664*** слова к музыкальному произведению Написал короткий рассказ, роман, поэму, балладу, пьесу или другое произведение литературы Подготовился и выступил с оригинальной речью

Сфера Вопрос Северный выборка креативного Объединенная ЦФО Кавказ поведения Прикладное Сделал предмет декоративного искусство Сфера Вопрос Северный выборка креативного Объединенная ЦФО Кавказ поведения Прикладное Сделал предмет декоративного искусство . 726*** . 755*** . 565*** . 662*** . 735*** . 499*** Создал оригинальную цветочную. 584*** . 553*** . 629*** искусства (из металла, пластика, стекла, кожи, керамики, дерева, бисера, украшений) Сделал маскарадный или праздничный костюм, смоделировал и создал элементы одежды (шитье, вязание, вышивание), вышивку по своему собственному эскизу, и т. п. композицию или компоновку растений и цветов в своем саду

Сфера креативного Вопрос поведения Объединенная ЦФО выборка Организационная Нарисовал картину, сделал креативность Северный Кавказ Сфера креативного Вопрос поведения Объединенная ЦФО выборка Организационная Нарисовал картину, сделал креативность Северный Кавказ . 570*** . 544*** . 608*** коллаж, веб-сайт, с . 616*** . 649*** . 498*** . 522*** . 557*** . 498*** Нарисовал мультфильмы или. 381*** . 323*** . 555*** использованием компьютерной графики (графических редакторов) Разработал что-то новое для работы или организации (новые процессы, правила, организационные механизмы), что было принято/одобрено Разработал новый продукт (устройство, компьютерные комлектующие/программы, и т. п. ) компьютерную анимацию

Межрегиональные различия в ценностях в двух регионах Ценности ЦФО M Открытость изменениям Сохранение Северный Межрегиональные различия в ценностях в двух регионах Ценности ЦФО M Открытость изменениям Сохранение Северный α t p . 73 6. 91 <. 001 . 83 -3. 97 <. 001 Кавказ SD M SD 4. 09 . 44 3. 96 . 43 4. 08 . 40 4. 15 . 41 Открытость изменениям значимо выше в ЦФО, а Сохранение – на Северном Кавказе

Межрегиональные различия в частоте креативного поведения Сферы креативного поведения Северный ЦФО α t p Межрегиональные различия в частоте креативного поведения Сферы креативного поведения Северный ЦФО α t p <. 001 Кавказ M SD M Визуальное искусство 1. 34 . 63 1. 15. 40 . 67 8. 39 Прикладное искусство 1. 61 . 82 1. 28. 55 . 69 10. 70 <. 001 . 66 9. 53 <. 001 Организационная SD 1. 29 . 52 1. 11. 30 Литература 1. 41 . 68 1. 17. 45 . 70 9. 24 <. 001 Выступление 1. 28 . 51 1. 17. 43 . 79 6. 26 <. 001 креативность

 • Креативное поведение во всех сферах деятельности слабо выражено у представителей обоих регионов. • Креативное поведение во всех сферах деятельности слабо выражено у представителей обоих регионов. • Тем не менее, все виды креативного поведения более распространены в Центральной России, чем на Северном Кавказе

Влияние ценностей, пола и уровня образование на креативное поведение Unified sample: CMIN/DF=5, 422; CFI Влияние ценностей, пола и уровня образование на креативное поведение Unified sample: CMIN/DF=5, 422; CFI = , 929; RMSEA =. 047; PCLOSE =, 958; Multigroup (Central Russia + North Caucasus): CMIN/DF=3, 836; CFI = , 907; RMSEA =. 038; PCLOSE =1, 000. • simultaneous multi-group structural equation modelling

Influence of gender and education on creative behaviour in different domains (regression weights) Influence of gender and education on creative behaviour in different domains (regression weights)

 • Женщины чаще демонстрируют креативное поведение в различных сферах и особенно в прикладном • Женщины чаще демонстрируют креативное поведение в различных сферах и особенно в прикладном искусстве • Для мужчин организационная креативность является более типичным и частным типом креативного поведения, особенно в Центральной России • Высшее образование способствует организационной креативности и визуальному искусству в обоих регионах и литературе на Северном Кавказе.

 • Ценности Открытости изменениям позитивно влияют на креативность во всех сферах деятельности в • Ценности Открытости изменениям позитивно влияют на креативность во всех сферах деятельности в ЦФО и на Северном Кавказе (кроме прикладного искусства) • Ценности Сохранения негативно влияют на все сферы креативного поведения в ЦФО (кроме прикладного искусства) и на Северном Кавказе

Выводы • Получена пятифакторная структура креативного поведения • Ценности Открытости изменениям способствуют креативности во Выводы • Получена пятифакторная структура креативного поведения • Ценности Открытости изменениям способствуют креативности во всех сферах в обоих регионах • Ценности Сохранения препятствуют креативности в изучаемых социо-культурных контекстах. • Влияние пола и образования на креативное поведение в различных сферах отличается: прикладное искусство является «женской» сферой, тогда как организационная креативность – «мужской» ; • Высшее образование способствует визуальному искусству и организационной креативности в обоих регионах, а также литературе в Северо-Кавказском федеральному округе. • Существуют региональные различия в ценностях и креативности в разных регионах России: ценности Сохранения преобладают на Северном Кавказе, тогда как ценности Открытости изменениям и частота креативного поведения во всех сферах более распространены в Центральной России.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!