Определение религии.pptx
- Количество слайдов: 14
Власова Татьяна Анатольевна
• • Re-ligia Re-ligare – «почитать» , «поклоняться» «Связывать» , «соединять» Имеется в виду как связь Бог (боги) – человек (люди) так и связи между людьми на основе общих религиозных верований.
• Чаще всего теологические определения дают авторами-христианами • Существование Бога принимается как аксиома • Религия определяется как связь человека и Бога • Религиозный опыт рассматривается как «естественный» для человека • Источник религиозных переживаний лежит за пределами мира, природы, истории, то есть является трансцендентным (от лат. Transcendens – выходящий за пределы) • Религия имеет субъективное и объективное измерения
• «…если отнологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то (…) религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. Другими словами, спасение (…) есть равновесие душевной жизни» П. А. Флоренский (1882 -1937)
• Философия испытывала необходимость отмежеваться от религии в рамках логики наука/религия. • Понятия религии используются в ином категориальном аппарате. • Различие между верой и знанием. • Человечество подменяло религиозными постулатами основания бытия (моральный закон И. Канта или бытие Абсолютного Духа у Гегеля). • Долгое время человечество использовало религию в качестве внешних ритуалов • Философия – «истинная религия»
«Религия (рассматриваемая субъективно) есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедей» И. Кант “. . . Религия есть соотношение духа с абсолютным духом. . . Это — не только отношение духа к абсолютному духу, но сам абсолютный дух есть относящееся к тому, что мы положили по другую сторону в качестве различенного; поэтому в более высоком понимании религия есть идея духа, относящегося к самому себе, самосознание абсолютного духа. (…) В наивысшей идее религия тем самым не есть дело человека, а есть в своей сущности высшее определение самой абсолютной идеи”. В. Г. Гегель
• Основа религии кроется в психологических процессах • Имеется религиозное чувство, выраженное в религиозном опыте. • Религия - тип переживания • Религия переводится из интеллектуальной сферы в эмоциональную (чувства) • Проблема специфической природы религиозного опыта • Индивидуальность религиозного переживания • Практическая значимость религиозного опыта: избавление от душевного страдания или травмы
• «Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает божеством» У. Джеймс
• Расширение границ психики • Бессознательное-сознание-сфера правил и норм • ОНО/Я/Сверх-Я • Механизм индивидуального невроза • Пример Эдипова комплекса • Религия как коллективный невроз и способ избежать болезненных симптомов
• Благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза”. З. Фрейд
• Основываются на этнографическом материале • Религия рассматривается как элемент культурноантропологического комплекса (фактов поведения, материальной культуры мифологии) • В классических работах Б. Малиновского устанавливается функция религии в сравнении с магией и наукой • Когда исчерпаны обычные средства достижения цели, тогда возникают эмоционально насыщенные состояния. Люди прибегают к квази-действиям. Приватные действия – магия, а публичные – религия.
• «Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса, таких, как кризисы жизненного цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение в племенные таинства, несчастная любовь и неудовлетворенная ненависть» Б. Малиновский
• Религия представляет собой общественный феномен • Религия связана с другими сферами жизни общества: экономикой, системой политической власти, социальной структурой • Религия встроена в структуру социальных смыслов и связана со специфическими действиями (ритуалами) • Религия задает систему норм, то есть обязательных предписаний, отличающихся в разных обществах • Религия имеет коллективных характер, люди разделяют догматы религии с другими представителя своего общества или местных сообществ • Религия укрепляет солидарность
• «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, (…) это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды» • «Бог есть общество» Э. Дюркгейм