Владимир Всеволодович Мономах.pptx
- Количество слайдов: 12
Владимир Всеволодович Мономах
• Владимир Всеволодович Мономах (1053 -1125) - великий князь Киевский, автор «Поучения» . Получил свое прозвище по линии матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. , и вместе с тем выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей.
• Как известно, в XI в. , особенно во второй его половине, развивается феодальная раздробленность Руси. Каждый князь претендует на самостоятельное управление своей отчиной. В. В. М не был противником все углублявшегося деления Русской земли на отдельные княжества, но стремился при этом сохранить политическое, военное и культурное единство Руси на новой моральной основе: на основе договоров о союзах князей между собой, скрепляемых целованием креста, взаимными обещаниями и сохранением за собой отчин без посягательств на отчины соседей. Свою идею союзов В. В. М. постоянно высказывал на княжеских съездах (1097, 1100 и 1103 гг. ). • Стремясь к миру и добровольному единству Руси при одновременном наличии многих ее «держателей» , В. В. М. покровительствовал летописанию, напоминая об историческом единстве княжеского рода и пропагандируя легенду о происхождении всех русских князей от одного князя – Рюрика. • Выступая за мир на основе договорных начал между князьями и принципа отчинного начала, В. В. М. стремился по возможности смягчить также и социальные противоречия.
Походы Владимира Мономаха.
• • Владимир Мономах начал ходить в походы с 13 лет: это были походы к Ростову, Смоленску, Владимиру, Турову, Переяславлю, а затем и Центральную Европу, до «Чешского леса» , на помощь полякам против чехов. В сентябре 1078 года, услышав о поражении отца на Сожице, Владимир поспешил к нему на помощь в Переяславль и едва пробился с дружиной сквозь половцев, которых Олег Святославич и Борис Вячеславич в множестве привели на Русь. Всеволод соединился с Изяславом Киевским и приступил к Чернигову, где тогда не было ни Олега, ни Бориса. Черниговцы защищались крепко. Владимир со своей дружиной пробился в восточные ворота города, поджег стены "окольного города", а защитников загнал в Кремль. 3 октября он бился с Олегом и Борисом на Нежатиной Ниве. В этом бою погиб великий князь Изяслав. Всеволод сел на княжение в Киеве, а Владимира посадил подле себя в Чернигове. В 1079 году Вячеслав Брячиславич Полоцкий разорил Смоленск. Мономах из Чернигова погнался за ним, но не застал под Смоленском, пошел по его следам и повоевал Полоцкую волость. Потом снова пошел с черниговцами к Минску, внезапно напал на город и не оставил здесь ни челядина, ни скотины, по его собственному выражению. В 1080 году Владимир усмирял переяславских торков. Но гораздо больше неприятностей доставляли Владимиру половцы, с которыми он имел 12 битв в одно только княжение Всеволода. В 1081 году ханы Асадук и Саук воевали под Стародубом. Владимир с черниговцами и ханом Белкатгином напал на них под Новгородом Северским, дружину побил и отнял полон, а вскоре после того, в 1082 году, отправился за Сулу к Прилуку, побил много половцев и среди них двух ханов Осеня и Сакзю.
• • В 1084 году Владимир прогнал князей Ростиславичей из Владимира Волынского и посадил туда княжившего ранее Ярополка Изяславича, а затем, когда сам Ярополк поссорился со Всеволодом и стал собирать против него войска, прогнал и его из Владимира, а в Луцке захватил его мать, жену, дружину и все имущество. В 1087 году Ярополк помирился с Владимиром, но вскоре погиб. В 1093 году Всеволод скончался на руках Владимира. Согласно летописи, Владимир стал думать так: "Если сяду на столе отца своего, то придется мне воевать со Святополком Изяславичем, так как стол этот Прежде принадлежал отцу его". И рассудив так, послал Владимир к Святополку в Туров, а сам поехал в Чернигов. Едва утвердившись на ижевском престоле, Святополк затеял неудачную войну с половцами, которая закончилась разгромом русских на Стугне. Владимир, потерявший в этом бою брата Ростислава, со слезами привел остатки дружины в Чернигов. В следующем 1094 году Олег Святославич привел под Чернигов со множеством половцев. Владимир бился с ним восемь дней и не впустил половцев в острог, но, наконец, пожалел христиан, горящие села и монастыри и, сказав: "Не хвалиться поганым", отдал Олегу Чернигов, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. В 1096 году Владимир вместе со Святополком ходил войной на Олега Святославича и выгнал его из Чернигова и Стародуба. А затем поспешил обратно в свое княжество, которое разорял половецкий хан Тугоркан. Владимир сходу ударил по врагу. Половцы бежали, а Тугоркан погиб. Тем временем Олег бился с сыном Владимировым, Изяславом, под Муромом. Молодой князь был разбит и пал в бою. Олег взял Суздаль, Ростов, но вскоре старший сын Владимиров, Мстислав, победил его под Ростовом, вернул обратно все потерянное, а потом взял Рязань и Муром. Свершив все это, он стал уговаривать отца помириться с Олегом, и Владимир написал Олегу письмо, предлагая мир.
• • • В 1103 году Владимир Мономах уговорил Святополка Изяславича идти большим походом на половцев. К двум старшим князьям присоединились и другие. Половцы ожидали русское воинство, но были наголову разбиты в сражении. Однако война с половцами еще далеко не закончилась. Но в следующий 1111 год по инициативе Мономаха князья пошли в поход на половцев к Дону. Здесь были Владимир Мономах, Святополк Изяславович и Давыд Святославич со своими сыновьями. Как и восемь лет назад предприятие завершилось полным успехом, и князья возвратились с большим полоном. Этот поход был последним крупным событием в княжение Святополка Изяславича. После Пасхи он разболелся и скончался 16 апреля 1113 года. 17 апреля киевляне собрались на вече и послали к Владимиру Мономаху, говоря: "Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский". Владимир сильно печалился о смерти Святополка, но не пошел в Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, напали на евреев, живших в Киеве, и разграбили их имущество. Мятеж начался из за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Бояре, боясь, что без князя не справятся с народом, послали еще раз просить к Владимиру: "Пойди, князь, в Киев. Если же не пойдешь, то много зла произойдет. Не только Путятин двор, или сотских, или евреев пограбят, но нападут еще и на невестку твою, и на бояр, и на монастыри". Услышав это, Владимир отправился в Киев и сел на великокняжеском престоле. Все люди были рады этому, и мятеж улегся. Желая облегчить судьбу малоимущих, Мономах собрал на Берестовском дворе знатнейших бояр и тысяцких и, посоветовавшись с ними, определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты (проценты), лишался уже и остальных своих денег (или капитала). Мономах включил этот закон в устав Ярослава. Так возникает Устав Владимира Мономаха.
«Поучение Владимира Мономаха»
• • • «Поуче ние Влади мира Монома ха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича» , «Завещание Владимира Мономаха детям» , «Поучение детям» ) — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. Обра ща ясь к своим детям и ко всем, кто когда либо про чтет его посла ние, князь Вла ди мир Моно мах при зы вает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и тво рить добро, памя туя о том, что дни чело века на земле ско ро течны и страшно уме реть, не рас ка яв шись в своих пре гре ше ниях. Жела ние запи сать свои завет ные мысли — плод зре лых раз мыш ле ний и бога того жиз нен ного опыта — воз ни кает у князя во время его поездки на Волгу, где он встре ча ется с послами своих бра тьев и бесе дует с ними. Бра тья пред ла гают князю высту пить вме сте с ними про тив Рости сла ви чей и отнять у них волость. Если же князь не захо чет при со еди ниться к их походу, то в слу чае войны пусть не рас счи ты вает на их помощь. Князь, огор чен ный меж до усо би цей, сидя в санях, откры вает наугад Псал тырь, и, уте шив шись муд рыми рече ни ями, заду мы вает напи сать книгу поуче ний для детей и вну ков, к кото рой будет при ло жен также прав ди вый и исчер пы ва ю щий рас сказ о его жизни. Князь при зы вает своих детей не лениться и все гда пом нить о том, что милость Божию можно обре сти не только стро гим затвор ни че ством, мона ше ством и постом: доста точно совер шить неболь шое дело, но если оно сде лано со стра хом Божьим и с искрен ним жела нием помочь ближ нему, оно зачтется чело веку. Князь убеж дает своих детей не забы вать о молитве, чем бы они ни зани ма лись. Но при этом он при зы вает их не пре не бре гать уче нием и при об ре те нием зна ний: он ста вит им в при мер сво его отца, кото рый «дома сидя, знал пять язы ков, оттого и честь от дру гих стран» . Князь ста ра ется вну шить своим детям пра вила нрав ствен но сти, уко ре нен ной в хри сти ан ской вере, а также дает им чисто прак ти че ские советы: все гда почи тать стар ших; на войне не пола гаться на вое вод, а самим уста но вить стро гий поря док и тре бо вать его соблю де ния; в неспо кой ные вре мена нико гда не рас ста ваться с ору жием; не поз во лять своим слу гам при чи нять вред кре стья нам; любить жену, но не давать ей вла сти над собой.
РАС СКАЗ МОНО МАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ • • Князь гово рит, что он начал само сто я тель ную жизнь в три на дцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вяти чей. Это был пер вый поход, а всего он насчи ты вает восемь де сят три боль ших похода. Не менее ста раз ездил Моно мах из Чер ни гова в Киев к отцу, девят на дцать раз заклю чал мир с поло вец кими кня зьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двух сот поло вец ких вои нов. Кроме того, князь — страст ный охот ник. Он рас ска зы вает о том, как в Чер ни гове «ловил сво ими руками диких коней» , в оди ночку охо тился на вепря, на мед ведя, на лося, на тура. При этом Моно мах не взва ли вал все обя зан но сти по содер жа нию охот ни чьего хозяй ства на одних только слуг: «что над ле жало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охо тах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя» . Закан чи вая повест во ва ние, князь выра жает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помыш лял о том, чтобы похва ляться перед ними своей сме ло стью и уда лью, но хотел лишь хва лить Бога и про слав лять милость Его за то, что Он обе ре гал его, греш ного, от всех напа стей. Князь при зы вает детей не бояться смерти, ибо только тогда чело век умрет, когда будет на то Божье соиз во ле ние.
ПИСЬМО МОНО МАХА К ОЛЕГУ СВЯ ТО СЛА ВИЧУ • При слу шав шись к совету сво его стар шего сына, кото рый кре щен его дво ю род ным бра том, Оле гом Свя то сла ви чем, кня пишет ему письмо в надежде на при ми ре ние. Стра дая из за смерти сына, кото рый был убит в битве с Оле гом, князь уве ще вает брата и сожа леет, что тот сразу же не пока ялся, когда перед ним убили сына Моно маха, как пока ялся царь Давид, ска зав: «Грех мой все гда передо мною» . Князь сове тует Олегу при слать к нему сноху, вдову уби того, ибо именно так посту пали их отцы и деды, когда хотели при ми ре ния. Поскольку мерт вых уже не воро тишь и суд при хо дит от Бога, а не от того, кто убил, то и обра титься надо к Богу, чтобы Он вра зу мил и напра вил стопы греш ного чело века. Завер шая посла ние, Моно мах гово рит брату, что ищет добра всей бра тии и Рус ской земле, и закли нает его не ста раться добыть наси лием то, что можно полу чить как знак искрен ней заботы и кров ного род ства.
Кончина Мономаха. 1125. • • Мономах скончался на 73 году, на берегах Альты, славный победами и благими нравами, как говорят летописцы. Он оставил детям своим поучение, из которого мы предлагаем здесь отрывки, чтоб показать дух его: «О дети мои! хвалите Бога! любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных; кормите их, и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно Христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного; жизнь и душа Христианина священна. Не призывайте всуе Бога, утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оныя. Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. Принимайте с любовию благословение Духовных; не удаляйтесь от них; творите им добро, да молятся за вас Всевышнему. – Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце, и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра в гробе. – Бойтесь всякой лжи, пьянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. – Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев. Леность мать пороков: берегитесь ея. Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне; не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы, или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: Господи помилуй! Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал Отец мой; так делали добрые мужи. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых, но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если Провидение определит кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Храните Божие надежнее человеческого»