1547413.ppt
- Количество слайдов: 14
Вклад Леонардо да Винчи в пластическую анатомию Выполнила: студентка 3 курса 712 группы (б), Попова Н. С. Проверила: Бурцева И. Г. Томск 2013
Леонардо да Винчи (1452 -1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлекся ею как наукой. Леонардо впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, внес крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.
n n Искусство и исследовательская деятельность Леонардо да Винчи были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира и человека. В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре, Леонардо хотел быть максимально правдоподобным – это позволило бы ему быть не только просто очень реалистичным художником, но и художником особенным и запоминающимся.
n n Леонардо первый правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Он первым в истории науки предположил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, правильно описал лордозы и кифозы позвоночного столба, угол наклона крестца (а Гален считал крестец прямым, и потому даже назвал в натуре изогнутую прямую кишку прямой - rectum). Впервые были рассмотренные такие анатомические особенности - наклон и изгибы ребер, столь важные для понимания механизма дыхания, наклонение таза. Леонардо подсчитал, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Авиценной и Галеном, считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей. Так же Леонардо описал ряд анатомических особенностей скелета человека,
Пропорции человека по Леонардо да Винчи
Рассматривая движения человеческого тела, Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, иннервацию (Да Винчи понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц), питание сосудами и даже способы их прикрепления к скелету и особенности этих прикреплений. Леонардо классифицировал мышцы по величине, силе, форме и характеру сухожилий и способу прикрепления к костям скелета
Особое внимание Леонардо уделял анатомическому рисунку, который должен был быть и максимально информативным, и максимально понятным. Леонардо предложил заменять на рисунках мышцы пучкамипроволочками – так нагляднее демонстрировалась работа мышц и участки прикрепления - «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным» . Этот метод пользуется у анатомов популярностью и до сих пор.
n n Применяемый Леонардо да Винчи метод распила конечностей и органов вдоль и поперек, и их подробная зарисовка не только предвосхитили аналогичные методы, предложенные нашим соотечественником Н. И. Пироговым в XIX столетии, но и стали очередным смелым новаторством в анатомических исследованиях. Dimonatrazioni – так Леонардо назвал рисунки, изображающие орган в разных ракурсах и проекциях. Подобное объемное изображение костей и частей человеческого тела впервые было предложено Леонардо и только позже стало использоваться другими анатомами.
Леонардо да Винчи планировал составить комплексный труд, воплощающий в себя весь объем накопленных им анатомических знаний, однако эта задумка так и не была реализована.
Использованная литература: n n n Гастев А. А. Леонардо да Винчи. - М. : Мол. Гвардия, 1982. - 400 с. , Ил. - (Жизнь замечательных Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)) Терновский В. Н. Леонардо да Винчи - анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М. , Наука, 1965. С. 539 - 554. Петров Б. Д. Леонардо да Винчиестествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М. , Наука, 1965. С. 555 - 562.
Спасибо за внимание!