2016.02 Ямал Плакаты в пропаганде и на выборах.pptx
- Количество слайдов: 61
Визуальные средства в пропаганде и на выборах ЯНАО, 26 – 28 февраля 2016 г.
Каноны пропаганды Первой Мировой Войны n Обвинения врага в том, что он первым начал войну n Демонизация врага (и лидера врагов в частности) n Использование лжи и провокаций (иногда неудачных) n Стратегическое привлечение союзников n Задействование дискурсов искусства, науки и религии n Введение цензуры и преследование противников войны n Демонстрация побед для поднятия боевого духа
Особенности плаката n n n n Некомфортные условия восприятия/Агрессивная визуальная среда Короткое время контакта Ориентация на пешехода/водителя Задействование хронотопа «поездки на работу» 100% контакт Совмещение текста (слогана) и картинки Размещение на улице – признак доминирования Плакат – квинтэссенция пропаганды, рекламы, агитации
Особенности плаката в Первую Мировую Войну n n n Конец 19 - начало 20 века – эпоха бумажных СМИ (распространение плакатов – 1890 -е) Плакат – единственное средство массовой визуальной коммуникации Плакат работает только на своей территории
Результаты работы Отделения Визуальной Пропаганды Комитета Общественной Информации США 1438 плакатов за 1, 5 года работы Джордж Крил гордился, что их было больше, чем у других и они были лучшими Чарльз Гибсон: «Никто не может считаться слишком великим, чтобы не прийти и не показать, на что он способен» Источник: Creel G. How We Advertised America
Классификация плакатов Первой Мировой Войны (в соответствии с военными целями) n n Демонизация врага Мобилизация призывников Героизация Пропаганда займов (изъятие денег) Второстепенные: n Продовольственная политика (экономия еды) n Пропаганда труда n Пропаганда ценностей
Демонизация врага n n n Анимализация врага (обезьяна как дань дарвинизму) Женский образ Америки Угроза высадки Головной убор – признак немца Формирование германофобии (вплоть до посадок и отмены обучению немецкого языка)
Демонизация врага 2 Культурные заимствования
Демонизация врага 3 n n Австралийский плакат Для создания угрозы использован образ земного шара
Демонизация врага 4 Русский плакат: апокалиптические мотивы
Демонизация врага 5 n n n Смешение жанров: демонизация + мобилизация Рациональные мотивы в дискредитации врага Плакат обращается к герою, изображенному на нем
Демонизация врага 6 n n n Русский плакат Турки – извечный враг России Враг не только коварен, но и труслив
Мобилизация Плакат «с перстом» 1 Прообраз всех плакатов «с перстом» Лорд Китченер, министр обороны Великобритании
Мобилизация Плакат «с перстом» 2 «Дядя Сэм» хочет призвать тебя в армию Художник Джеймс Флэгг нарисовал самого себя
Мобилизация Плакат «с перстом» Немецкий плакат Источник: А. Лебедев «§ 154. Ты нарисовал плакат с пальцем? » Дмитрий Моор, 1920 г.
Мобилизация «Стыд и сомнение» 1 n n Создание мотивации Работа с «неопределившимися» Цветовое решение Манипуляция позицией
Мобилизация «Стыд и сомнение» 2 Работа с сомнением
Мобилизация «Стыд и сомнение» 3 n n Использование образа детей Создание «мостика» в будущее Манипуляция стыдом Идентификация зрителя с героем
Мобилизация Гендерная манипуляция 1 n n Классический образ женщин, провожающих своих мужей Противоречие между эмоциями образа и слоганом
Мобилизация Гендерная манипуляция 2 Манипуляция в стиле «Если бы я была мужчиной…» , «Будь мужчиной…»
Мобилизация Национальные особенности 1 Задействование имперских стереотипов
Мобилизация Национальные особенности 2 Кенгуру – главный герой австралийской пропаганды
Героизация n n Отсылка к истории, сравнение с крестоносцами Джон Першинг – командующий экспедиционными силами во Франции
Героизация n n Первый таран Нестерова Героизация «по-русски» : подвиг ценой смерти Нестеров собирался сбить неприятельский самолет ударами сверху колёсами, и рассчитывал на благополучный для себя исход.
Героизация смерти
Пропаганда займов n n Ключевая пропагандистская кампания для США Первые 2 займа были неудачными. Для 3 и 4 займа была проведены агрессивные пропагандистские кампании: привлечены артисты и скауты, сделано авиашоу Для 4 -го займа выпущены медали, переплавленные из немецких танков Тиражи агитпродукции: 9 млн постеров, 5 млн оконных стикеров, 10 млн значков Медаль для продавцов Займа Свободы и Победы, сделанная из захваченного немецкого танка (1919 г. ) Выступление Чарли Чаплина в поддержку займов (1918 г. )
Пропаганда займов Дети 1 Дети – главный мотив кампании по выпуску займов
Пропаганда займов Дети 2 Самый известный плакат 3 -го займа с изображением скаутов, задействованных в распространении займов
Пропаганда займов Женщины 1 Пропаганда займов задействует явные сексуальные мотивы. «Воюй или покупай» - базовая мотивация
Пропаганда займов Женщины 2 Российская пропаганда, по обыкновению, безжалостна и беспощадна
Пропаганда займов Солдаты 1 В пропаганде отсутствуют границы этики: «хочешь вернуть его? плати!»
Пропаганда займов «Не заплатишь – пеняй на себя» 1 Займы - плата за насилие, которого не случилось
Пропаганда займов «Заплати за ценности» 1 Задействование символов национальных ценностей
Военная пропаганда Израиля § Ведется постоянно, поскольку конфликт – нерешаемый § Главный субъект – Israel Defense Force (IDF) § Множество мотиваторов/демотиваторов для Интернета § Максимально корректная пропаганд § Образцовая пропаганда для затяжных военных конфликтов
«Мы – жертвы войны» Эмоциональное воздействие
«Мы – жертвы войны» Эмоциональное воздействие
«Мы – жертвы войны» Рациональное воздействие
«Мы – жертвы войны» «Прогноз погоды»
Демонизация врага Рацио/эмоции
Демонизация врага Сравнение/противопоставление
Использование детских образов
Минимизация ущерба населению/ Объяснение неизбежности жертв
Работа с союзниками
Разоблачение вражеской пропаганды
Пропаганда израильской армии
Пропаганда израильской армии Женщины
ФУНКЦИИ ВИЗУАЛЬНОГО в избирательных кампаниях
Соотношение визуальной и аудиальной информации в ходе выборной кампании 70 -80% ТВ Встречи АПМ Наружка Интернет Кинестетическая информация– до 5% 15 -20% ТВ Встречи Радио Слухи Интернет
Технологические функции 1. Функции вызова симпатии 2. Функции идентификации: политической, территориальной и пр. 3. Функция привлечения внимания 4. Суггестивно-эмоциональные функции 5. Функции поддержки, массовой поддержки и их имитации 6. Разъяснительные функции 7. Якорная функция (визуальные якоря)
Технологическая функция 1: Вызов симпатии • Надстройка над функцией ознакомления • «Нравится – не нравится» часто является базовым мотивом голосования • Сфера компетенции фотографов и специалистов по имиджу
Технологическая функция 2: Идентификация Национальная Территориальная Политическая
Технологическая функция 3: Привлечение внимания • Эротика • Двухходовки • Креативные кампании
Технологическая функция 4: Суггестия Деформация образа Символы Дети
Технологическая функция 5: Поддержка (в т. ч. массовая) Присоединение к к лидеру Поддержка целевых аудиторий Массовая поддержка
Технологическая функция 6: Разъяснительная Инфографика Предвыборная программа: алгоритмы решения проблемы Результаты соцопросов
Технологическая функция 7: Якорная Цвет Знаки/Символы
Визуальная эффективность 1 Символ + Якорь
Визуальная эффективность 2 Симпатия + Символ + Национальный идентификатор
Визуальная эффективность 3 Национальный идентификатор + Привлечение внимания
Выводы / Гипотезы § Никакого креатива нет, есть тщательно продуманное использование тех или иных функций § Наибольшей эффективностью обладает совмещение визуальных функций в одном приеме
Вопросы § § § В чем различие пропагандистских плакатов и предвыборных? Какие технологии более эффективные: предвыборные или пропагандистские? Какие «визуальные функции» выборных плакатов встречаются в пропаганде? Что общего между пропагандистскими плакатами и предвыборными? Сколько визуальных функций можно насчитать в пропагандистских плакатах? Какой из предвыборных плакатов ближе всего к пропагандистским? Какие приемы пропагандистских плакатов можно использовать на выборах?
2016.02 Ямал Плакаты в пропаганде и на выборах.pptx