Скачать презентацию Визуальные медиатексты Модуль 2 Содержание и каналы массовой Скачать презентацию Визуальные медиатексты Модуль 2 Содержание и каналы массовой

Тема 8_Визуальная коммуникация.ppt

  • Количество слайдов: 38

Визуальные медиатексты Модуль 2. Содержание и каналы массовой коммуникации Курс «Методы изучения СМК» Корытникова Визуальные медиатексты Модуль 2. Содержание и каналы массовой коммуникации Курс «Методы изучения СМК» Корытникова Н. В.

План лекции Ø Определение визуальной коммуникации: зрение, зрительный Ø Визуальные медиатексты: подходы к измерению План лекции Ø Определение визуальной коммуникации: зрение, зрительный Ø Визуальные медиатексты: подходы к измерению Ø Методология визуального анализа Ø Элементы визуальной коммуникации: процесс, образ точка, линии, контуры и формы, масштаб, направление, освещение, перспектива, пропорция, цвет Литература: l l Бергер А. Видеть – значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. – Второе издание. Пер с англ. – М. : Издательский дом «Вильямс» , 2005. – 288 с. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с польск. Н. В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. - М. : Логос, 2007. - 168 с. + 32 с. цв. ил.

Процесс изучения визуальных изображений Ø Как научиться «читать» и интерпретировать различные их формы? Ø Процесс изучения визуальных изображений Ø Как научиться «читать» и интерпретировать различные их формы? Ø Как можно найти в них какой-либо смысл? Ø Как они вызывают ответную эмоциональную реакцию?

Определение визуальной коммуникации зрение, зрительный процесс, образ Определение визуальной коммуникации зрение, зрительный процесс, образ

Образ Ø Значительная часть нашей физической и эмоциональной энергии расходуется на зрительный процесс. Ø Образ Ø Значительная часть нашей физической и эмоциональной энергии расходуется на зрительный процесс. Ø Образы помогают нам формировать восприятие окружающего мира. Ø Люди получают 80% информации с помощью зрения. Ø Общественная жизнь наполнена образами. Ø Значительная часть жизни человека осуществляется косвенно, символическими средствами. Ø Образы делают более реальными для восприятия философские идеи.

Воображение Ø Воображение – способность человеческого разума создавать мысленный образ несуществующего или невидимого предмета. Воображение Ø Воображение – способность человеческого разума создавать мысленный образ несуществующего или невидимого предмета. Ø Воображение относится к психическим процессам, а образ осязаем и материален. Ø Визуальные образы способствуют развитию науки: история открытия формулы бензола немецким химиком XIX века Фридрихом Кекуле.

Визуальные образы и психика Ø Визуальные образы способны выдать психическое состояние человека. Ø Визуальные Визуальные образы и психика Ø Визуальные образы способны выдать психическое состояние человека. Ø Визуальные образы способны показать все страдания измученной души. Ø Причина сильного воздействия визуальных образов на человека заключается не в них самих, а в эмоциональной реакции.

Искусствовед Алана Гованс. «Неизменное искусство. Новые формы традиционных функций искусства в обществе» Функции искусства Искусствовед Алана Гованс. «Неизменное искусство. Новые формы традиционных функций искусства в обществе» Функции искусства по Алану Говансу l Воплощение воображаемого l Иллюстрирование l Убеждение или обличение l Привнесение прекрасного Ø определить важность визуального образа для зрителя, художника или общества в целом, Ø проанализировать, какое влияние на образ оказывают наши жизненные условия, Ø выяснить, каким образом оно связано с другими произведениями искусства и визуальными образами.

Зрительный процесс Ø Ø Ø цвет фактура очертания объектов светотень объединение их в целостный Зрительный процесс Ø Ø Ø цвет фактура очертания объектов светотень объединение их в целостный образ Люди обладают одинаковым физическим строением глаза Ø Каким образом выполняются эти действия, до сих пор остается загадкой!!! Ø То, что они видят, на чем они фокусируют внимание, зависит от их принадлежности к той или иной культуре l l Социальные аспекты зрения Истинность и ложность зрительных образов в массмедиа

Подходы к измерению визуальных медиатекстов Подходы к измерению визуальных медиатекстов

Измерение (dimensions) Текстовое измерение – языковые тексты Визуальные языковые тексты Визуальное измерение – изображения Измерение (dimensions) Текстовое измерение – языковые тексты Визуальные языковые тексты Визуальное измерение – изображения Аудиальные языковые тексты Зрение + Смысл производителя Смысл реципиента Техногенная основа

Текст Ø в узком смысле слова Ø в широком понимании языково-текстовые формы выражения смыслов. Текст Ø в узком смысле слова Ø в широком понимании языково-текстовые формы выражения смыслов. смысл, который можно проследить независимо от произведения. l Ø Само изображение содержит: l l l нетекстовые образы текст метатекст По Барту, «текст – поле методологических операций» . Форма – то, как нечто изображено Ø Текст – то, что изображено и то, что это означает. Ø [Барт Р. ‘От произведения к тексту’. Стр. 413 -423 в: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика (сост. Г. К. Косиков) М. : Издательская группа «Прогресс» , «Универс» . – 1994. ]

Ø Текст об изображении – текстуальная информация о том, что это за изображение, как Ø Текст об изображении – текстуальная информация о том, что это за изображение, как оно было сделано, в каком контексте оно было воспринято. Ø Текст к изображению – тот сопровождающий текст, который присутствует рядом с изображением, и является частью его контекста. Ø Текст-изображение – тот самый смысл, который вносится воспринимающим в изображение.

Ужин деревенского холостяка Фотография Бориса Цветкова. Источник: http: //www. photoline. ru Ужин деревенского холостяка Фотография Бориса Цветкова. Источник: http: //www. photoline. ru

Визуальный дискурс – пространство изображений Ø Изображения работают в рамках некоторого дискурса. Они создаются, Визуальный дискурс – пространство изображений Ø Изображения работают в рамках некоторого дискурса. Они создаются, воспринимаются и мыслятся по определенным характерным для этого дискурса правилам. Ø Анализ визуальных медиатекстов - это комплексное исследование визуального измерения дискурса, выявление системы смыслов-сообщений и правил работы с ними.

Методология визуального анализа Методология визуального анализа

Методология визуального анализа Ø Каким образом происходит визуальная коммуникация? Ø Какие правила и принципы Методология визуального анализа Ø Каким образом происходит визуальная коммуникация? Ø Какие правила и принципы используют реципиенты для интерпретации визуальных явлений? Ø Для осуществления визуального анализа необходимо: l l l Правильно интерпретировать и понимать визуальные феномены и рационально их использовать Уметь рассмотреть принципы дизайна и другие направления визуальной коммуникации. Искать взаимосвязь между визуальными объектами и воображением.

Как научиться визуальному анализу? Ø Осознать – мы не просто «видим» , нам необходимо Как научиться визуальному анализу? Ø Осознать – мы не просто «видим» , нам необходимо научиться тому, как видеть и что видеть. Ø Охарактеризовать образ как комбинацию знаков и символов, которые можно увидеть на фотоснимках, в кино, рекламе и т. д. Ø Определить, с помощью каких средств создаются и преподносятся образы. Ø Перечислить все функции, которые исполняет образ. Ø Проанализировать процесс, эффекты и результаты воздействия на зрителя. Ø Изучить взаимосвязь между образами, их создателями, средствами массовой информации, зрителем и обществом в целом.

Элементы визуальной коммуникации Элементы визуальной коммуникации

1. Точки 1. Точки

Черные, или белые точки? Черные, или белые точки?

2. Линии 2. Линии

. . . красные, горизонтальные линии – они параллельны или нет? . . . красные, горизонтальные линии – они параллельны или нет?

Спираль, или это все же скорее круги? Спираль, или это все же скорее круги?

3. Контуры и формы: контекст А 2 2 3 3 4 4 С 3. Контуры и формы: контекст А 2 2 3 3 4 4 С

Сколько человек можно найти на этой картине? Сколько человек можно найти на этой картине?

4. Объем 4. Объем

5. Масштаб Ø - отображает соотношение между реальными размерами объектов и их изображениями. Ø 5. Масштаб Ø - отображает соотношение между реальными размерами объектов и их изображениями. Ø Понятие масштаб основывается на сравнении. l Ø По сравнению с муравьем человек выглядит гигантом, но рядом с горой он ничтожно мал, почти незаметен. Понятия пространства и расположения в нем объектов является важнейшим элементом любого изображения.

6. Размещение объектов в пространстве Фотография Бориса Цветкова. Источник: http: //www. photoline. ru 6. Размещение объектов в пространстве Фотография Бориса Цветкова. Источник: http: //www. photoline. ru

7. Композиция описание того, как линия, форма, размер, масштаб и баланс используются в визуальном 7. Композиция описание того, как линия, форма, размер, масштаб и баланс используются в визуальном произведении Ø Ø 1. Осевой (правильный) – равное, симметричное расположение элементов композиции по обеим сторонам, разделенным осью. Цель – удержать симметрию, равновесие. Ø 2. Асимметричный баланс. Ø Главная задача – создание дисбаланса, энергетической асимметрии, порождающей волнение, энергетическое и зрительное возбуждение.

8. Освещение Ø Ровное освещение Ø Кьяроскуро (итал. – «кьяро» ясно; «скуро» - затемненный: 8. Освещение Ø Ровное освещение Ø Кьяроскуро (итал. – «кьяро» ясно; «скуро» - затемненный: - контраст между распределение светотени) – на светом и тенью контрасте света и тени более или менее делается особый акцент. минимизирован.

9. Перспектива 10. Пропорция 11. Цветовые особенности: Ø Ø Ø l l l оттенок 9. Перспектива 10. Пропорция 11. Цветовые особенности: Ø Ø Ø l l l оттенок насыщенность (глубина, яркость или чистота цвета) яркость (установление тональных градаций объекта – насколько светел или темен зрительный образ) теплые и холодные тона контекстуальные взаимоотношения

Кино Кино

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21 -22 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21 -22 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3, 4%

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21 -22 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21 -22 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Ø В бой идут одни старики Ø Ø Ø Ø Ø Двенадцать / 12 ; Три мушкетёра, Три мушкетёра 20 лет спустя А зори здесь тихие Белое солнце пустыни Брат 1, 2 Властелин колец Война миров Вокзал для двоих Высота Гараж Дело было в Пенькове Солдат Иван Бровкин Кармелита Карнавальная ночь Летят журавли Любовь-морковь 1, 2 Мадагаскар 1, 2 Место встречи изменить нельзя Миллионер из трущоб Морские дьяволы Мы из будущего Ø Особенности национальной охоты, национальной рыбалки Ø Ночной дозор, Дневной дозор Ø Обитаемый остров Ø Они сражались за родину Ø Освобождение Ø Остров Ø Пираты Карибского моря Ø Свадьба в Малиновке Ø Свадьба с приданым Ø Свинарка и пастух Ø Сибирский цирюльник Ø Стиляги Ø Тени исчезают в полдень Ø Турецкий гамбит Ø Унесённые ветром Ø Холодное лето пятьдесят третьего Ø Чапаев Ø Братаны Ø Приключения Шерлока Холмса Ø Вечный зов Ø Фильмы о войне

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21 -22 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21 -22 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Ø Ø Ø Ø Бондарчук Сергей Ролан Быков Герасимов Данелия Шахназаров Тарантино Люк Бессон Соловьев Тарковский Тодоровский Чухрай Шукшин Ромм Роу Сурикова Матвеев

Телевидение/ Новости Телевидение/ Новости