5acca554fad8ad59bee819736a6b1edd.ppt
- Количество слайдов: 41
ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ практикум Занятие № 1 Введение
Преподаватели курса Иванов В. Н. Кинооператор СК России (R. G. C. ) Иконникова Н. К. Кандидат социол. наук Доцент кафедры «Общая социология» ГУ-ВШЭ Разработчики курса n Ганжа А. О. Кандидат социологических наук, доцент кафедры n Покровский Н. Е. Доктор социологических наук, профессор Идейный вдохновитель и моральная поддержка n Н. Харламов Ассистент кафедры, подготовка хрестоматии, материалов
http: //www. ugory. ru/gallery 1/page_01. htm
Цель практикума • Развитие социологического мышления студентов, в том числе социологического воображения • Расширение навыков применения визуальных методов анализа, в том числе использования фотокамеры для социологического исследования • Научиться не иллюстрировать социальные явления, а интерпретировать и анализировать их на основе фото материалов
Объем учебной нагрузки и формы контроля 1 -й модуль: 10 лекций, 10 практических занятий Преподаватели: к. социол. н. доцент Иконникова Наталия Кирилловна Кинооператор, СК России Иванов Владимир Никитич • Учитывается посещаемость занятий • Оценивается работа на занятиях и выполнение самостоятельных заданий • Эссе – творческая работа • Зачет – в итоговой оценке учитываются набранные за время освоения курса баллы
Структура итоговой оценки • Присутствие на лекциях и практических занятиях • Работа на семинарах • Домашние задания • Эссе = 15% = 25% = 30%
Организация взаимодействия • Все материалы к курсу, включая: – программу курса, лекций и практикумов, – конспекты лекций, – задания, – электронную библиотеку для самоподготовки – актуальную информацию размещаются на портале http: //soc. hse. ru/gsoc/vccv/ • Электронный адрес для вопросов лектору: n. k. ikonnikova@yandex. ru
Учебные пособия и дополнительная литература • Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. Учебник. М. , 2007. • Хрестоматия. Составители Н. Харламов и Н. Фархатдинов • Работы Иванова В. Н. Литература на русском языке: • • • Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве. – М. : Искусство, 1970 Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии. – М. : Высшая Школа, 1989 Лапин А. И. Фотография как. . . Учебное пособие. – М. : Изд-во Московского университета, 2003 Миллс Ч. Р. Социологическое воображение. Пер. с англ. О. А. Оберемко. – М. : Издательский дом Nota Bene, 2001 Беньямин В. Москва// Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. — М. : Медиум, 1996 Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. — М. , 1997. Ионин Л. Г. Социология культуры: учебное пособие для ВУЗов. – М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004 Гирц К. «Насыщенное описание» : В поисках интерпретативной теории культуры // Культурология. XX век. Дайджест. Ч. I. М. : ИНИОН, 1997 Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - М. : Искусство, 1990
Что делалось до вас… • • • 7 коллективных студенческих работ Хрестоматия Студенческая конференция Календарь с работами студентов 2009 -2010 уч. год – фотомарафон • Видео-лекция П. Штомпки «Введение в визуальную социологию»
Содержание • Визуализация мира • Определение «Визуальной социологии» , основания и значение ее методов • Три подхода к анализу фотографии • Аспекты визуальной социологии • Основная модель анализа • «Уровни обозначения» Р. Барта • Темы эссе
Социологическое воображение • признание разнообразия социального мира • способность связывать социальные феномены со структурным, культурным и историческим контекстами • различение индивидуальных и коллективных действий членов общества, т. е. общественных проблем и личных трудностей
Визуализация мира • Социальная жизнь проявляет себя во множестве и разнообразии потоков визуальной информации. Однако эта визуальная информация не ограничена фотографиями, рекламой и телевидением. Любые объекты несут в себе информацию о социальной жизни общества
Визуализация – как основания метода визуального анализа -1 Георг Зиммель: «…общественная жизнь в большом городе в сравнении с маленькими городками создает преимущественную возможность для видения, чем для слышания других людей… Современная общественная жизнь все больше повышает значение зрительных впечатлений»
Визуализация – как основания метода визуального анализа - 2 Скотт Лаш : логика культуры постмодернизма означает вытеснение текста образом, который становится главной культурной формой. Жан Бодрийар : в культуре постмодернизма господствуют знак, имитация, иллюзии.
Визуальная социология - основной предмет рассмотрения - фотографии - фото иллюстративное и фото как метод исследования - значение фотографии тесно связано с социальным, историческим и культурным контекстом ее производства - в фотографиях присутствуют не только материальные объекты, но и социальнокультурные нормы, ценности, идеологии и т. п. - социально ориентированная и социологическая фотография
Метод и техника • «Оптика» и «цифра» • Значение Digital Divide в визуальной социологии • Photoshop: обработка и «лакировка» Ролан Барт: «Глядя на людей в кафе кто-то сказал мне (и очень метко): смотри, как они уныло выглядят, сейчас изображения более живые, чем люди»
От изображения к интерпретации «общество» «фасад» общественные отношения и институты социальные действия и их смысл
Йон Вагнер: «Рассматривание фотографий может быть таким же творческим занятием, как и их создание» Джон Колиер: «Процедура получения информации, содержащейся в фотографии, является наилучшей подготовкой к фотографированию…» http: //www. lumiere. ru/
Домашнее задание 1. Прочитать учебник: Штомпка Визуальная социология. М. , 2007. С. vii-xvi, 1 -28. 2. Сходить на фотовыставку 3. Написать мини-эссе о своих впечатлениях (150 -200 слов). Выслать до занятия по эл. почте преподавателю, подготовиться к обсуждению.
Определение «Визуальной социологии» • Нет единого определения • Наиболее часто перечисляемыми объектами визуальной социологии являются – фотографии, рисунки, карты, диаграммы, реклама и т. п. • Множество подходов к анализу материалов (Например, обычно реклама анализируется как текст; диаграммы, указатели, схемы - анализируются с точки зрения здравого смысла или практического применения; документальные фото рассматриваются как сырой первичный материал, но чаще всего как иллюстрация) • Основной методологией нашего курса будет упор на то, что мы не смотрим на вещи через объектив, а видим их
Документирование
Документирование
Смотреть «за фасад» : кто здесь докладчик?
Смотреть «за фасад» : символы потребления или патриотизма?
Смотреть «за фасад» : кто эти люди? где это происходит?
Смотреть «за фасад» : это стройматериалы или сообщение?
Визуализация мира • Вещи, одежда и язык тела имеют большое значение для идентификации групп людей или отдельных индивидов. • Проблема визуальной социологии состоит в том, что очень многие социологи используют визуальные материалы в качестве иллюстраций, документальных подтверждений или архивных документов, и не проводят их более детального анализа. • Таким образом, отличие нашего курса состоит в том, что мы не иллюстрируем социальные явления, а интерпретируем и анализируем их на основе этих материалов. • Современное общество вступило в новую историческую эру, в которой визуальные аспекты социальной жизни приобретают особую важность (Например, в языке выражения «посмотри» , «look here» ; новостные репортажи на телевидении (становится больше картинок, чем речи, на них делается смысловой упор); описание типичного дня)
Визуальная социология как метод • Исследователи фотографий сходятся во мнении, что с ее помощью можно «увидеть» скрытые социальные нормы и правила, то есть такие, которые принимаются как само собой разумеющееся и как бы невидимы с первого взгляда. • Фотография, являясь «застывшим образом социальной действительности» , представляет собой срез общества в данный конкретный момент, фиксируя действительность «так, как она есть» .
Три подхода к анализу фотографии 1. Информация через содержание – как будто мы смотрим из окна. Вопросы: что снято, каково содержание. Важно не только внимательно рассматривать фото, но и использовать свои знания (истории, мировой культуры)
Три подхода к анализу фотографии 2. Способ подачи содержания – как будто мы смотрим на окно. Здесь мы также оцениваем композицию, свет и почему именно так, а не иначе преподнесена информация. Вопросы: кто сделал снимок, когда и зачем.
Три подхода к анализу фотографии 3. Контекст, в котором был сделан снимок – расширенный вид из окна. Вопросы: кому принадлежит фото, как они его воспринимают, зачем оно нужно. Происхождение фото – открытка, журнал, домашний архив. В. Иванов Кормилица края
Аспекты визуальной социологии • внутреннее и внешнее прочтение фотографии (Один сюжет – различные смыслы) • проблема прочтения нематериальных объектов (например, такого социального явления как безработица) • фото как отражение ценностей своего времени (Например, фото с книгой) • символический смысл, который вкладывается в фотографии
Основная модель анализа - 1 1. Сделайте серию фотографий, объединенную общей темой/проблемой. 2. Рассмотрите ваши фотоматериалы как нечто целое, неразрывной. Попытайтесь прислушаться к себе –какие чувства, мысли вызывает у Вас полученная информация. Запишите основные идеи и вопросы, которые у Вас возникли. 3. Проработайте по возникшим вопросам литературу.
Основная модель анализа - 2 4. Распределите фото в порядке, отвечающем целям вашего исследования. 5. Структурируйте свой анализ, выделите общие категории, повторяющиеся элементы, единичные явления. Сравните что повторяется, как меняется, почему. Дайте детальное описание каждой выделенной категории. 6. Соедините полученные данные в социологически значимое единое целое. Опять посмотрите на полученные данные как на единое целое. Представьте его как некую историю и затем напишите свои выводы.
Ролан Барт: «Сегодня я, как, наверное, и все другие, вижу фотографии везде. Они приходят ко мне из мира без приглашения с моей стороны. . . В нашем обществе фотография подавляет всякие другие образы своей тиранией»
«Уровни обозначения» Р. Барта Первый уровень – иконический знак, когда фотография предмета обозначает только этот предмет денотативное значение передается с помощью механических средств репродукции
«Уровни обозначения» Р. Барта Второй уровень - возникают вследствие вмешательства человека – освещение, поза, угол камеры и т. п. в отношении знаков (денотативных значений) коннотативные значения, происходящие из ассоциаций (основанных на личном опыте смотрящего)
«Уровни обозначения» Р. Барта Третий уровень – культурные значения знаков, происходящие из культурного опыта смотрящего мифологические значения, некая идеологическая нагрузка
Трудно настаивать на абсолютной нейтральности фотографии автор фотографии воспринимающий фотографию субъект находится в рамках определенного общества и соответствующих культурных норм, задающих правила восприятия
Темы эссе • ТВ и социальный класс • Зонирование города: автомобили • Памятники в городской среде – чей это город? Социологический анализ памятников Москвы • Кодирование окружающей среды: социологическое прочтение мира повседневных вещей • Визуальный анализ трансформации образа матери и ребенка • Кодовая система субкультур • Стили поведения жителей столицы и приезжих • Современное студенчество: доска объявлений в общежитии ГУ-ВШЭ
Темы эссе • Фоторепортаж в печатных СМИ • Картографическое исследование города • Семейные фотографии как социологическое отображение социального времени • Граффити городской среды: классификация по районам • Гендерные особенности поведения в торговых центрах (система и характер покупок) • Социальные роли в группе друзей • Реклама как отражение гендерных стереотипов в глянцевых журналах • Невербальные способы гендерной идентификации
5acca554fad8ad59bee819736a6b1edd.ppt