Скачать презентацию Византийская культура IV-XV вв Содержание Ранневизантийская Скачать презентацию Византийская культура IV-XV вв Содержание Ранневизантийская

Культура Византии.ppt

  • Количество слайдов: 32

Византийская культура IV-XV вв. Византийская культура IV-XV вв.

Содержание • Ранневизантийская культура • Культура Византии X-XII вв. • Культура Византии XIII-XV вв. Содержание • Ранневизантийская культура • Культура Византии X-XII вв. • Культура Византии XIII-XV вв.

Особенности византийской культуры • Византия многие столетия по своему культурному развитию стояла впереди всех Особенности византийской культуры • Византия многие столетия по своему культурному развитию стояла впереди всех стран средневековой Европы. • Византия - центр высокой культуры. • Византийская культура – сплав античных традиций с культурой египтян, сирийцев, народов М. Азии и Закавказья, славян и иллирийцев. • Характерные черты культуры Византии - единство – языковое, конфессиональное. ( Главное этническое ядро – греки, в VI в. преобладает греческий язык, официальное вероисповедание христианская религия в православном варианте); • традиционность, стремление следовать канонам. • Особое место занимает народная культура – народная музыка, пляски, церковные и театральные представления, героический эпос, басни • Две тенденции культуры – аристократическая и плебейская.

Ранневизантийская культура • Ранневизантийская культура (христианская философия) отмечена яркими фигурами – Псевдо. Дионисия Ареопагита Ранневизантийская культура • Ранневизантийская культура (христианская философия) отмечена яркими фигурами – Псевдо. Дионисия Ареопагита (V-VI вв. ), Петра Ивера, Григория Назианзина – друга и соратника Василия Кесарийского – богослова, писателя, поэта, его перу принадлежит поэтическая автобиография, (скорбные мотивы одиночества, душевных страданий, духовных борений в поисках смысла жизни, разочарование в жизни, в самом себе, поиски истины, душевная усталость) (перекликается с «Исповедью» Августина) • Роман Сладкопевец (к. V в. – 555 г. ), - уроженец Берита. Создал в церковной гимнографии литургическую поэму, т, н. кондак. В музыке • к своим гимнам использовал народные мотивы.

Великие Каппадокийцы • Григорий Нисский • Василий Кесарийский (Великий) • Григорий Назианзин Великие Каппадокийцы • Григорий Нисский • Василий Кесарийский (Великий) • Григорий Назианзин

Историки • • Известные византийские историографы – Аммиан Марцеллин (330 -395) – последний римский Историки • • Известные византийские историографы – Аммиан Марцеллин (330 -395) – последний римский и первый ранневизантийский историограф, солдат, грек-язычник, родился в Антиохи, участвовал в походах Юлиана против персов, в 80 -х гг. IV в. попал в опалу, переселился в Рим, где пишет «Деяния, или История» (о Риме до 378 г. ) Прокопий Кесарийский (500 -565) – сирийский грек, уроженец Кесари Палестинской, ритор, юрист, придворный, дипломатический советник, доверенное лицо Велисария, автор «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» , трактатов «О постройках Юстиниана» , «Тайной истории» Агафий Миринейский (536 -582) – из г. Мирина в М. Азии, адвокат, увлекался поэзией, автор сборников «Дафниака» , «Цикл» , «Истории войн Юстиниана» - продолжение труда Прокопия Феофилакт Симокатта (к. VI-1/2 VII вв. ) – скорее ритор, чем историк, в своей «Истории» создает концепцию гос. власти и образа идеального государя, которого отличает – 1. благоразумие, 2. скромность, 3. справедливость, 4. разумная предусмотрительность, 5. должен познать тщету всего земного, преходящий характер счастья и власти, 6. христианское благочестие и милосердие.

Историки Византии • Евсевий Кесарийский (265 -340) - создатель христианской историко-философской концепции. Суть – Историки Византии • Евсевий Кесарийский (265 -340) - создатель христианской историко-философской концепции. Суть – вся история есть ряд этапов через 6 возрастов. • Иоанн Малала (VI в. ) – испытал на себе воздействие Геродота, Фукидида, Тита Ливия. Изложение хроник строится согласно хронологическому принципу, личное мнение хрониста заменяется компиляцией, мозаикой мнений многих авторов.

Историки Византии • • • Михаил Пселл Кекавмен Никифор Вриенний (1062 -1140) Анна Комнина Историки Византии • • • Михаил Пселл Кекавмен Никифор Вриенний (1062 -1140) Анна Комнина (1083 -1153/1155) Иоанн Киннам (1143 -1176) Никита Хониат (Акоминат) (сер. XII – 1213). Георгий Сфрандзи (1401 -1478) «Хроника» Михаил Дука (1400 -1470) Лаоник Халкокондил (1423 -1500) Михаил Гермодар Критовул (ренегат) «История Мехмета II» , наместник о. Имброс.

Риторика • В Константинополе при дворе императора процветал жанр похвальных речей (жанр энкомий) честь Риторика • В Константинополе при дворе императора процветал жанр похвальных речей (жанр энкомий) честь василевсов и их семей • Самыми талантливыми были Либаний (314 -392), Иоанн Златоуст (350 -407).

Риторика • Либаний Иоанн Хризостом Иоанн Дамаскин Риторика • Либаний Иоанн Хризостом Иоанн Дамаскин

Наука в Византии • • • В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по Наука в Византии • • • В ранней Византии происходило накопление эмпирических знаний по географии, навигационному делу, ботанике, зоологии, картографии. Библейская концепция мироздания начала проникать в византийскую географическую науку. IV-VI вв. - 2 основные школы христианской географической мысли. 1. – антиохийская – ее отличал догматический подход к истолкованию священного писания и негативное отношение к античной географии. Признавали плоскость земли, над которой куполообразное твердое небо, существование 2 -х небес, единого океана – сторонники – Диодор Тарский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин. Кузьма Индикоплевст ( «Христианскую топографию» ) 2 – каппадокийско-александрийская – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Филопон, Георгий Писида – земля шарообразна, сферичность небес. X в. - обобщенные произведения энциклопедического характера - по истории, с/х, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913 -959) «Об управлении государством» , «О фемах» , «О церемониях византийского двора» , Лексикон Суды – словарь по истории, литературе, грамматике, философии.

Наука • • • Греческий огонь Ефрем Сирин Фотий Карта мира Козьмы Константин VII Наука • • • Греческий огонь Ефрем Сирин Фотий Карта мира Козьмы Константин VII

Византия X-XII вв. • На IX-XII вв. приходится становление народной культуры • популярны акритские Византия X-XII вв. • На IX-XII вв. приходится становление народной культуры • популярны акритские песни = воинские повести • Возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа • Феодор Продром (1100 -1170) – поэт и писатель «Катамиомахия» ( «Война кошек и мышей» ), «Роданфа и Досикл» .

Образование • Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах Образование • Отличительной чертой системы образования в ранней Византии было сохранение в значительных масштабах античных традиций. • Византия унаследовала от греко-римского мира классическое образование - изучение 7 свободных искусств • Существовали высшие школы. Сохранили свою силу школы философии и естественных наук в Александрии, Антиохии, ораторского искусства – в Кесарии, Газе, Никомедии, Кизике, Нике, Анкире. • Афины – центр античной философии, философские школы были также в Пергаме, Эфесе, Сардах. • VI в. - Магнаврская высшая школа в Константинополе с кафедрами греческой и латинской грамматики, риторики, философии, права. • Юридические школы в Берите, Константинополе, богословские школы в Александрии, Эфесе.

Образование в Византии • В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была Образование в Византии • В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от латинского audire слушать). • С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. • Школа находилась в полном подчинении императора, никакого самоуправления не существовало. • Преподаватели являлись государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. • Число преподавателей доходило до трех десятков - греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. • В IX в. школой руководил Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.

Образование в Византии • Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VIII Образование в Византии • Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке В XV в. стало обязательным изучение латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки. Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение все более отдавалось юридическому образованию. • Ведущее направление обучения - изучение античного наследия Изучалась философия Платона и неоплатоников, классические греческие тексты, обсуждались сочинения христианских богословов, Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. • Занятия проводились в виде публичных диспутов. • Идеал выпускника - энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

Образование в Византии • • • Помимо Магнавры, в Константинополе действовал ряд других высших Образование в Византии • • • Помимо Магнавры, в Константинополе действовал ряд других высших школ, находившихся в непосредственном подчинении императоров: юридическая, медицинская, философская, патриаршая. В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружкисалоны - своеобразные домашние академии. Группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Известные кружки - патриарха Фотия (IX в. ), Михаила Пселла (XI в. ), Андроника II Палеолога (XIV в. ) и др. Последний современники именовали "школой всяческих добродетелей и эрудиции". Монастырские высшие школы - религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался "толкователем". Обучались в ней около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. (Феодор Студит (786— 826).

Образование • В XI-XII вв. расцвет переживает светское образование. • В Константинополе в XI Образование • В XI-XII вв. расцвет переживает светское образование. • В Константинополе в XI в. возродился uni – около 1045 г. был вновь создан юридический факультет – «музей законодательства» как называли его современники, на факультете изучали римское право, латынь, византийскую юриспруденцию. • Uni существовал за счет государства и подлежал строгому гос. контролю, просуществовал до 1204 г. • Магнавра

Византия XIV-XV вв. • В XIV- XV вв. появляется целая плеяда византийских ученых гуманистов Византия XIV-XV вв. • В XIV- XV вв. появляется целая плеяда византийских ученых гуманистов и эрудитов • Феодор Метохит (1260/1261 -1332), родился в Никее, дипломат, последователь Платона • Никифор Григора (1295 -1360) – ученик Метохита, последователь Аристотеля, предложил реформу календаря • Димитрий Кидонис (1324 -1397/1398) – побывал в Италии, изучил латынь, сопровождал императора в Рим в 1369 -1371 гг. , познакомился с западной наукой, перевел на греческий язык Фому Аквинского, сторонник унии, эмигрировал в Венецию, потом на Кипр.

Контакты с Западом • • В поздней Византии культурные связи с Западом крепли и Контакты с Западом • • В поздней Византии культурные связи с Западом крепли и развивались Многие византийские ученые ездили в Западную Европу, знакомились с системой преподавания в uni Италии, Франции, Англии. В то же время молодые итальянцы селились в Константинополе, Мистре. ( Гуарино, Франческо Филельфо, и др. ) Особой популярностью среди преподавателей пользовался Мануил Хризолор (1350/1351 – 1415), который при Мануиле Палеологе побывал в Италии в 1394 -1395 гг. и на следующий год был приглашен преподавать во Флоренции (1397/1399), помогал Колуччо Салутати, Палле Строцци, Никколо Никколи, преподавал в Падуе, Павии, Милане, Риме, в 1403 г. вернулся в Константинополь, затем снова оказался в Риме, в 1414 г. перебрался в Констанц, где и похоронен. Особое место среди византийцев, оказавших влияние на гуманистов Европы, занимает Георгий Гемист Плифон (1360 -1452) – философ (оригинальный), мыслитель, религиозный реформатор, ученик Кидониса. Добился от Козимо Медичи организации Платоновской академии во Флоренции, после Ферарро-Флорентийского собора вернулся в Мистру, неоплатоник. Иоанн Аргиропул (1415 -1487) – латинофил, перешел в католичество.

Контакты с Западом • • • • Джованни ди Паоло 12 ученых мужей Альберт Контакты с Западом • • • • Джованни ди Паоло 12 ученых мужей Альберт Великий Беда Боэций Дионисий Ареопагит Данте Алигиери Иоанн Грациан Павел Орозий Исидор Севильский Петр Ломбардский Ричард Сен-Викторский Сигер Брабантский Соломон Фома Аквинский Феодор Газа

Контакты с Западом • Гирландайо Контакты с Западом • Гирландайо

Мистики • Мистические учения в Византии практическое применение нашли в исихазме, который зародился в Мистики • Мистические учения в Византии практическое применение нашли в исихазме, который зародился в монастырях Синая и Афона. • Учение исихастов сосредотачивалась на внутреннем мире человека. Целью духовной деятельности считалось не познание внешнего мира посредством разума и логики, а подавление страстей человека путем самовоспитания, подвижничества, аскезы. • Исихазм (покой, тишина, отшельничество) звал к удалению от мира, к уединению, тишине, покою. Постижение истины возможно для исихастов через мистическое слияние с божеством, путем сверхъестественного озарения. Это слияние с божеством могло быть достигнуто только благочестивыми монахами – аскетами, с помощью божественной благодати. • В XIII-XIV вв. главным исихастом был Григорий Палама (1295/1296 -1359) – образован, знал Платона, Аристотеля, учился у Метохита, но в 20 лет ушел в монастырь на Афоне.

Исихазм • Исиха зм (от др. -греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение» ) — особого Исихазм • Исиха зм (от др. -греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение» ) — особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Христа при преображении на горе Фавор). • В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 г. признан официальным учением православной церкви. • Главные представители исихазма Симеон Новый Богослов и Григорий Палама. • Главным оппонентом учения являлся Никифор Григора. Григорий Палама

Исихазм • • Часть идей исихазма была сформулирована отцами церкви в первом тысячелетии. Мистические Исихазм • • Часть идей исихазма была сформулирована отцами церкви в первом тысячелетии. Мистические монашеские практики (Симеон Новый Богослов ( X в. ). Теоретик исихазма - Григорий Палама ( XIV в. ). Основной его труд «Триады в защиту священно-безмолвствующих» . В 1351 г. учение Паламы было признано официальной доктриной православия. Из Византии исихазм распространился и на Русь (Нил Сорский, Сергий Радонежский и др. ) Слово «исихазм» - от др. -греч. ἡσυχία, тишина, покой - мистическая практика богосозерцания путем молитвенного самоуглубления. Григорий Палама: «исихаст есть старающийся заключить в своём теле бестелесное» . Ключевой цитатой из Священного Писания является «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк, 17, 21). Согласно Новому завету, «Бога не видел никто никогда» (Ин, 1, 18), но Палама и исихасты утверждают, что Его энергии пронзают сей мир, т. е. исихасты зрят несотворённое и невещественное излучение Бога (т. н. Фаворский свет, который, согласно Евангелию, видели апостолы на горе Фавор). Утилитарный смысл этих мистических практик трудно объясним. В основе исихазма лежит умное делание, которое заключается в многократном повторении Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» . Монахи повторяют её постоянно про себя, используя спец. техники дыхания, разное положение тела, посты, аскеза. Многие мирянеисихасты повторяют беззвучную молитву про себя и в ходе обычной жизни, что тоже приводит к известному эффекту. На Западе сходное течение квиетизма было признано еретическим в XVII в.

Литература XIV-XV вв. • В XIV-XV вв. большую популярность в Византии приобрели сборники любовных Литература XIV-XV вв. • В XIV-XV вв. большую популярность в Византии приобрели сборники любовных песен и стихов, ( «Родосские песни любви» ) • рыцарские романы ( «Каллимах и Хрисорроя» , «Мевиср и Родамна» ).

Искусство Византии Искусство Византии

Искусство Византии Ларец из Вероли Искусство Византии Ларец из Вероли

Искусство Византии Монастырь в Охриде Хлудовская Псалтирь Искусство Византии Монастырь в Охриде Хлудовская Псалтирь

Быт Быт

Выводы • Культура Византии высокоразвита, многогранна, традиционна, канонична, оказала влияние на западных гуманистов Выводы • Культура Византии высокоразвита, многогранна, традиционна, канонична, оказала влияние на западных гуманистов

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!