Витраж
Витра ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Имитации витражей Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки» : расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла.
Первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.
Витражи в стиле модерн Русские витражи конца XIX—начала XX вв. отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк, , беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции.
Классификация витражей Классический витраж (технология Тиффани) — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
Технология Тиффани отличается от классического витража принципом сборки - здесь не используется направляющий профиль. Фрагменты цветного стекла, после придания им необходимой формы, оклеиваются по контуру специальной фольгой, которая впоследствии спаивается припоем из олова.
Техника Тиффани, наиболее распространенная в наши дни техника изготовления витражей носит имя ее создателя - американца Луи Тиффани. В конце 19 века в США Луи Тиффани, представитель известной семьи ювелиров, занялся изготовлением витражей. Тиффани произвёл ряд экспериментов, касающихся совершенствования сборки и под его руководством было изобретено несколько новых видов стёкол. За свои произведения из стекла Луи Тиффани был удостоен Гран-при Всемирной Парижской Выставки. Технологией Тиффани пользуются и сейчас изготовители витражей во всём мире. Тиффани используют палитру из более чем 150 цветов и фактур художественных стекол лучших зарубежных производителей.
Принцип техники Тиффани Состоит в том, что кусочки стекла скрепляются между собой не с помощью протяжки, а по другому принципу. При работе в технике Тиффани каждый кусочек стекла обтачивается, оборачиваются в медную ленту, раскладываются на кальке в соответствии с эскизом и спаиваются между собой оловянным припоем с обеих сторон с другими элементами витража. Готовый витраж покрывается патиной.
Для изготовления витражей в технике Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными. Тиффани позволяет получать прочные, практически ничем не ограниченные формы и плоскости - помимо традиционных оконных и потолочных решений, возможны и разнообразные светильники, вазы и прочие предметы декора.
Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.
Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками
Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.