музей национальных праздников У.Р..pptx
- Количество слайдов: 38
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ УР
Карта Удмурты Русские Обратная связь Татары
Фото Видео Информация
Удмурты
Карта
Новый год (в ночь на 1 января) Празднование Нового года для каждого человека имеет особенную ценность. У многих это событие ассоциируется с хрустом снега под ногами, запахом мандарин и ели, теплой домашней атмосферой. Детский смех, куранты, фейерверк и богато убранный стол - главные атрибуты праздника. Каждый из нас помнит свою новогоднюю сказку - особенный Новый год, который остался в памяти на всю жизнь. Но мало кто задумывался над тем, откуда в Россию пришла традиция празднования Нового года. Небольшой экскурс в историю поможет нам разобраться в том, что, откуда к нам пришло и во что оно, в итоге, превратилось. Новый год принято отмечать в кругу семьи, среди родственников и близких друзей. Главные площади городов России украшаются огромными елями. С недавних пор Новый год «перекрасился» в два главных цвета - красный и зеленый. Появились олени в упряжках, изобилие колокольчиков и новогодние венки. 31 декабря люди стремятся завершить все недоделанные дела, раздать долги, привести в порядок дом, украсить новогоднюю елку. Считается, что входить в новый год, не закрыв хвосты старого, уходящего года, плохая примета. «Как Новый год встретишь - так его и проведешь» . Новогодний стол непременно должен быть богатым, это еще одно народное поверье. Чтобы в наступающем году не голодать, нужно встретить его сыто и богато. Ровно в 00 -00 раздается бой курантов. Принято верить, что желание, загаданное в этот момент, обязательно сбудется. Источник: http: //www. turizm. ru
7 января - Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки) Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника - Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы). Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника - это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.
24 февраля - Вой дыр (Масленица) Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. «Вой» (масло) и «дыр» (время), «вой дыр» означает «масленое время» . Март назывался «вой толэзь» . Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий. Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весеннеполевым работам. Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.
Йo Келян (Проводы льда) Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием — вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому — провожали лёд. Шорт миськон В конце февраля - начале марта заканчивалось прядение, начинался следующий этап подготовки пряжи - шорт миськон - стирка заготовленной за зиму пряжи. Ею женское население деревни занималось около двух недель, поочередно устраивая помочи (веме). Пряжу предварительно замачивали в настоянной на золе щелочной воде и парили в печи в больших чугунных корчагах. В назначенный день собирались приглашенные женщины и девушки, запрягали лошадь (при необходимости и две), к дуге привязывали колокольчики. Корчаги, кадки с пряжей устанавливали на сани. Садились в сани и с песнями отправлялись к проруби на реке или пруду. Перед началом работы одна из старших женщин совершала моление с жертвоприношением: нашептывая молитву (куриськон), в прорубь выливала немного кумышки и бросала кусочек хлеба. После этого все приступали к делу, сопровождая его шутками, песнями. Молодежь затевала игры. Закончив работу, с песнями возвращались во двор хозяйки, развешивали моты пряжи и уходили домой. Выполнив необходимые домашние дела и переодевшись, снова собирались у организатора помочи на ужин. Он, по рассказам, проходил весело. На другой день собирались у следующей хозяйки. Исследователи XIX в. стирку пряжи называли женским праздником. Особенно шумно и весело он проходил в семье, в которой была молодуха. Стоило пряже при полоскании немного запутаться, как начиналось зубоскальство по адресу молодухи. Ее хватали и, грозя искупать, несли к проруби, мочили ноги, подол платья, обрызгивали водой. Но она обычно откупалась обещанием угостить самогоном. У северных удмуртов, после завершения стирки пряжи во всех семьях, женщины устраивали праздник шорт туй, т. е. праздник пряжи. Его отличие от других деревенских праздников состояло в том, что женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки и, зайдя в очередной дом, садились как бы для прядения на прялку, которая была атрибутом этого праздника. Источник: http: //vorshud. unatlib. org. ru
23 апреля - Лудэ лэзён содержал множество разнообразных форм культа домашних животных. Он не имел установленной даты и проводился во время первого выгона скота на летний выпас. Впоследствии слился с христианским днем Святого Егория - 23 апреля (по старому стилю). Если в указанный день весны природно-климатические условия еще не позволяли выгонять животных на пастьбу, то их хотя бы прогоняли по улице. На Егория, а также в Великий четверг выполняли магические действия, связанные с началом календарного года. Так, накануне Великого четверга вечером мужчины деревни отгоняли из ближайшего леса стуком, выстрелами и громкими криками волков и других хищных зверей. Затем с хозяйками выполняли на усадьбе обережные действия, направленные на защиту людей и скота от «злобных действий оборотней и колдунов» : втыкали в двери избы и хлева можжевеловые/рябиновые ветви, чертили острым железным предметом (серп, коса) круг, чертили сажей христианские кресты. Членов семьи и животных, особенно молодняк, окуривали дымом небольшого костра, разведенного во дворе, или дымом подожженных можжевеловых веток. Рано утром топили баню. Часть воды, принесенной с реки, женщины отливали в особую кадушку и грели. Согретой водой поили и овсом/хлебом кормили всех домашних животных и птиц. В курятник несли золу, обсыпали скот муравейником, пускали в хлев мошкару, чтоб скота было много. Помывшись в бане, метили солью или сажей молодняк, передавая тем самым чистоту, здоровье, а также оберегая огнем домашнего очага. У овец выдергивали клочки шерсти, чтобы она не выпадала, не путалась и не сбивалась в клочья летом. Очень важным действием в этот день, как и во время выгона скота на пастьбу, считалось перекликать/пересчитать до восхода солнца весь домашний скот и птицу в дымовое окошко или печную трубу. «Диго, диго» - окликали гусей, «чге, чге» овец, «пу-конь, пу-конь» - коров. Вербализуя свои пожелания один член семьи, находясь на чердаке, спрашивал в печную трубу: «Коровы пришли? » , другой ему отвечал в избе: «Пришли, пришли!» ; «А куры несутся? » — «Хорошо несутся!» ; «Родятся ли ягнята? » - «Родятся, родятся!» . После свершения этих и других действий в день лудэ лэзён садились за семейный праздничный стол. Хозяин произносил небольшую молитву «Лудмурт, ? еч животэз возь, ? еч нуллы луд вылт? , эн сет кионлы» ( «Лудмурт, хорошо содержи животных, хорошо води их на воле/ природе, не давай зверям/волкам» ). Жертвенную кашу с ложкой в берестяном туесочке хозяин выносил к полевой изгороди, которая являлась границей между «культурой» и «природой» , то есть освоенным и неосвоенным человеком пространствами.
Тулыс Геры обряд весенних работ Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе. 1 июня - Гербер, Гырон быдтон, Гершид Проводится с 1 июня. Это один из значительных праздников - молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т. е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т. е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки). Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время - в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае. 12 июля Куарсур За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли Куарсур (буквально - Праздник травы). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.
Сизьыл юон Завершал годовой цикл календарных обрядов осенний праздник сuзьыл юон – осенний пир, отмечавшийся в конце ноября – начале декабря, в Екатеринин или Николин день. С утра пекли хлеб. Переодевшись во все белое, взрослые члены семьи выходили в семейную куалу. Кусочки хлеба бросали в огонь, плескали также в огонь немного пива и вина, чтобы хлеб уродился. Пока взрослые молились в куале, дети ждали их за столом. Приносили освященный хлеб, разрезали и давали каждому по ломтю. Источник : http: //interprazdnik. narod. ru http: //uralkenesh. ru http: //vorshud. unatlib. org. ru http: //ru. wikipedia. org Удмурты
ССЫЛКИ НА ВИДЕО «Выль джук» праздник нового урожая http: //rutube. ru/video/87445 b 87 a 6 ba 9 f 7 f 04 d 743289 e 67 d 19 c/
Фото Видео Информация
Сабанту й (от тюрк. сабан (хабан) — плуг и туй — праздник) — татарский, башкирский и чувашский народный праздник, отмечаемый в настоящее время и остальными народами Поволжья. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне). Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые» , или в другом значении, — «плуг» , а туй — «свадьба» , «торжество» . Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.
Нардуган — древний языческий праздник зимнего солнцестояния у татар и некоторых других народов Поволжья. Праздновался 21 -22 декабря. О древности этого праздника свидетельствует и его название. «Нар» — означал с монгольского языка «огонь, пламя, солнце» , «дуган» ( «туган» ) — с тюркского языка «рожденный» , что, возможно, означало пробуждения солнца, природы. НАРДУГАН - НОВЫЙ ГОД ИДЕЛЬ-УРАЛА Из татарских домусульманских праздников Нардуган - один из самых интернациональных. Башкиры и удмурты этот праздник называют "Нардуган", чуваши - "Нартукэн" и "Нартаван", эрзя "Нардава", мокша "Нардван". Татары - мишары этот праздник называют "Раштуа". Некоторые ученые объясняют происхождение названия от монгольского "нар" (солнце) и татарского "туган" (рожденное). Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с "алкышами", благопожеланиями. Один из куплетов переводится так: Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растет, Корова пусть много молока дает И теленка пусть принесет. У татар-мишар в эти дни пекутся "бавырсак" (сладкое кушанье) и другие виды мучных изделий. Одно из гаданий называлось "Йезек салу". Молодежь собиралась поздно вечером в доме. Это были в основном девушки на выданье (у рязанских татар иногда допускались и парни), одна из девушек шла к проруби и, зачерпывая ведром воды, несла ее в дом, не оглядываясь назад. Девушки опускали в воду свои кольца (в некоторых деревнях - пуговицы) и распевали гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания вынимала кольцо. По содержанию песни определялась судьба хозяйки вынутого колечка. Многие народные обычаи очень интересны и достойны того, чтобы их возродить!
Навруз Байрам - 21 марта, праздник весеннего равноденствия, ревнетюркский новый год. "Навруз" переводится как "Новый день". Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. Навруз – это один из самых любимых праздников татар. Он означает «новый день» и связан с днем весеннего равноденствия, который начинается в первый день первого месяца солнечного года, в тот момент, когда Солнце входит в созвездие Овна. В целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный смысл. Но главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи. На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Коз Умясы - ("Гусиное перо") древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей - отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Курбан Байрам - мусульманский праздник приношения даров. Ураза Байрам - мусульманский праздник окончания священного поста "Ураза". Всемирный День родного языка - 21 февраля. Всемирный День коренных народов мира - 9 августа.
ССЫЛКИ НА ВИДЕО татарский национальный праздник Сабантуй http: //rutube. ru/video/739 b 4 dc 4115 dc 6 eef 8 7 a 0863 c 06 a 8 b 82/
Фото Видео Информация
1 сентября - древняя встреча Нового года Эту дату сейчас принято обозначать как День знаний. Кажется, что так было постоянно. Но в давние времена все было по-другому. Присмотримся к родной старине. И мы увидим, что к 1 сентября были приурочены важные события. С середины XIV в. и до 1700 г. в Московском государстве существовал особенный ритуал встречи 1 сентября: ровно в полночь, в глубочайшей тиши, со стенки Московского Кремля раздавался грохот заревой (другими словами вестовой) орудия, прямо за тем гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали благовестить колокола во всех столичных храмах. Растворялись городские ворота, в церквах начиналась служба. В домах тушили огни, а с возникновением солнца зажигали новый огонь.
Воздвижение (27 сентября) Народное название праздника - Сдвижение, потому что числилось, что к этому сроку весь урожай с полей двинулся на гумно и в амбары. Считалось и, что это был и предел окончания летовки для лягушек, змей и различных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнезда, чтоб заснуть до весеннего тепла. В старину не рекомендовали 27 сентября ходить в лес, чтоб случаем не встретиться со «змеиной свадьбой» - калачиком катящимися к зимним норам змеями. Покров Богородицы (14 октября) Это один из любимых осенних праздников. Обратите внимание на то, что в сей день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за, как большая часть из нас постоянно говорит, дожиночным снопом - тем, что был сжат последним. Само-собой разумеется, его хранили в переднем углу, под божницей, потому что верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. На Покров сиим снопом кормили домашнюю скотину. Не для кого не секрет то, что в сей день девушки молились о добротных женихах.
Встреча зимы. Катерина-санница (7 декабря) Зимушка в России стоит по нескольку месяцев. Потому сани в старину ценились как надежное приспособление передвижения. В сей день повсюду раскрывались санные публичные торги. На разукрашенных санях устраивали торжественный выезд новобрачные. Волчьи праздники Начало зимы - это и волчье время. Необходимо подчеркнуть то, что волк занимает наиболее почтенное место в мифологических представлениях народов мира. Чрезвычайно древнейшие истоки имеет русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» , в которой волк - верный помощник царевича. Очень хочется подчеркнуть то, что обряд переодевания в волчьи шкуры либо хождение с чучелом волка приурочивались к осенне-зимнему сезону. В народном месяцеслове у русских есть дни, специально отмеченные волчьей темой. К примеру, в день Клима-холодного (8 декабря) говорили, что «на Клима-холодного волки собираются у изб тех, кто в сей день именинник» ; на последующий день (9 декабря), который именуют Егорием-осенним либо Юрием-холодным, говорили: «Медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам» . На 22 декабря, который именуют Анной-темной, говорят: «На Анну-темную волки в стаи сходятся» .
Рождественский сочельник (7 января) Это день накануне Рождества Христова. Как бы это было не странно, но в сочельник разговляются сочивом либо кутьей, другими словами взваром из, как все говорят, рисовых, пшеничных либо же ячменных зернышек с медом, сушеными ягодами и фруктами, также блинами, оладьями медовыми, пирогами постными, пряниками в форме звезды. В этот вечер 1 -ая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось выполнение различных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечерок как раз возникают колядовщики. Это группы малышей, которые, объединившись, прогуливаются от дома к дому с исполнением колядок. В колядках малыши желали богатого урожая. Мало кто знает то, что таковой же обычай повторялся на Новый год. История рождественской елки В XIX в. в семьях наиболее либо наименее состоявшихся горожан - но не у всех - стало принято в рождественский сочельник зажигать елку. Рождественская елка пришла к нам на Русь во времена Петра I. Тогда же, в 1700 г. , было принято считать началом нового года 1 января, а не 1 сентября, как было ранее. Рождественская елка к нам, как и в остальные европейские страны, пришла из Германии. где на Рождество христово в XIV в. было наконец-то перенесено начало года. Вечная зелень ели была эмблемой вечной, обновляющейся жизни. В России рождественские елки сначала устанавливались лишь на основных городских площадях. Елки в том виде, как мы их знаем сейчас (увенчанные свечками, игрушками, сладостями, фруктами), возникли в Германии только в конце XVIII в. В качестве детского празднества рождественская и одновременно новогодняя елка в России известна с начала XIX в. Но это был праздник только для малышей из состоявшихся семей. Малыши из обычных семей этого праздника не знали.
Масленица У почти всех народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особенными празднествами - карнавалами. На это время приходится и русская Масленая неделя. К Масленой неделе строились 1 -ые качели и карусели. Масленица - это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек и т. д. Все эти лакомства первыми получали малыши. Иногда на деток, получивших 1 -ый блин, возлагался в особенности ответственный ритуал: с первым блином весна закликалась. Известна была Масленица своими кулачными боями. И опять-таки, до того как удальцы из взрослых сойдутся стенка на стенку с удальцами из иной команды, первыми на середину круга выходили дети и затевали рукопашный бой с полным соблюдением правил игры (лежачего не бьют, можно бить до синяков, но не до крови). Кульминация праздника - костры. Пока горел костер, орали: «Молоко сгорело!» либо «Масленица сгорела, в Ростов полетела!» . Костры разводили поближе к сумеркам. Чуть раздавались звуки вечернего благовеста, веселье прекращалось. Впереди был особенный вечер, который отдал заглавие всему этому дню, - Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались» , другими словами, мягко говоря, просили прощения друг у друга. Люди сиим вроде бы очищались от свободных и невольных обид. В Прощеное воскресенье крестники непременно посещали крестных отца и мама. Было принято друг дружке дарить пряники, коврижки, медовики.
ССЫЛКИ НА ВИДЕО Народный праздник Масленица http: //rutube. ru/video/4 d 1 b 8 e 4 bdc 746275 d 4 34 fadf 09753 d 5 a/
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
СЕВЕРНЫЕ УДМУРТЫ
ЮЖНЫЕ УДМУРТЫ
НЕМЦЫ
РУССКИЕ
ТАТАРЫ
БАШКИРЫ
ЕВРЕИ
МАРИЙЦЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ Русские национальные праздники [электронный ресурс] http: //igratamada. my 1. ru/publ/2 -1 -0 -1 дата обращения 15. 12. 2014 г. Татарские национальные праздники [электронный ресурс] http: //татафиша. рф/tradicii-tatar/nacionalnye-prazdnikitatar. html дата обращения 16. 12. 2014 г. Удмуртские , национальные праздники [электронный ресурс] http: //elabuga. egpu. ru/nmzegpu/material/prazdniki/udm. aspx дата обращения 16. 12. 2014 г. Удмуртские , национальные праздники [электронный ресурс] http: //www. turizm. ru дата обращения 16. 12. 2014 г. http: //interprazdnik. narod. ru http: //uralkenesh. ru http: //vorshud. unatlib. org. ru http: //ru. wikipedia. org
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ