ГХГ - конспект - КАА (вер. 1).ppt
- Количество слайдов: 12
ver. 1. 0 Гадамер Х. -Г. (ГХГ) ОБ ИСКУССТВЕ ВОПРОШАНИЯ (Фрагмент из книги «Истина и метод. Основы философской герменевтики» ) конспект (Коробков А. А. )
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ ПЕРВЕНСТВО ВОПРОСА Образец Платоновой диалектики Гермене втика (др. -греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования» , от ἑρμηνεύω — «толкую» , этимология которого неясна): • искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; • направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. Основной вопрос герменевтики: Как возможно понимание? Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. Различают 3 поля понимания: - в первом поле: «что есть, то и доказано» . Это мир фактов, обладающих достоинством непосредственной действительности, в то же время понимание требует постоянной достройки в уме «видимого» мира; - второе поле — это мир доказательных суждений, геометрических теорем и логических задач; - третье поле — это поле не изолированных значений, а их сложных переплетений — текстов. Примечание: такой фон - вставки из Википедии, раскрывающие определения; Такой шрифт - авторская редактура для связывания слов.
… При постановке вопроса о логической структуре открытости, характеризующей герменевтическое сознание, необходимо напомнить о том значении, которое при анализе герменевтической ситуации получило понятие вопроса. Структура вопроса предполагается всяким опытом. Для того чтобы убедиться в чем-либо на опыте необходима активность вопрошания. … Логическая форма вопроса и заложенная в ней негативность обретают завершённость в некоей радикальной негативности: в знании незнания. Именно знаменитая Сократова «docta ignorantia» (учёное неведение) раскрывает в высочайшей негативности своих апорий высокое достоинство вопрошания. Если мы хотим понять особенности осуществления герменевтического опыта, нам следует углубиться в сущность вопроса. К сущности вопроса относится то, что вопрос имеет смысл. Смысл – это направленность (направление, в котором только и может последовать ответ). Вопрос вводит опрашиваемое в определённую перспективу. Появление вопроса как бы вскрывает бытие опрашиваемого. Поэтому логос, раскрывающий это вскрытое бытие, всегда является ответом. Он сам имеет смысл лишь в смысле поставленного вопроса. К глубочайшим открытиям, которыми мы обязаны сократическим диалогам Платона, относится и то, что вопрос труднее ответа. Чтобы быть в состоянии спрашивать, следует хотеть знать, то есть знать о своём незнании. Платон указывает на необходимость предварительного вопроса для всякого познания, всякого речения, раскрывающих суть дела. Речение, призванное раскрыть дело, нуждается в том, чтобы вопрос это дело вскрыл.
Апория (от греч. аporia - затруднение, недоумение, от а - отрицательная частица и poros выход) - термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа) Диале ктика (др. -греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивноготеоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как: • учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); • искусство диалога, понимаемого как постижение истины путем постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ); • метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); • наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель); • учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно); • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант); • всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель); • учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).
Бытие - в самом широком значении - существование. Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия» ) значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее? » , то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть? » . Ло гос (от греч. λόγος — «слово» , «мысль» , «смысл» , «понятие» , «число» ) — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его, называл логосом «вечную и всеобщую необходимость» , устойчивую закономерность. В последующем значение этого термина неоднократно изменялось, тем не менее, под логосом понимают наиболее глубинную, устойчивую и существенную структуру бытия, наиболее существенные закономерности мира. Речение - устойчивое сочетание слов, выражение, а также меткое, образное слово
Способ, которым осуществляется диалектика, есть вопрошание и ответствование, он заключается в том, что всякое знание проходит через вопрос. Спрашивать - значит выводить в открытое. Открытость спрашиваемого состоит в неустановленности ответа. Спрашиваемое должно пребывать в состоянии неопределённости по отношению к решающему, устанавливающему истину высказыванию. Смысл спрашивания и заключается в том, чтобы подобным образом раскрыть спрашиваемое в его проблематичности. Оно должно быть приведено в состояние неопределённости, когда «за» и «против» уравновешиваются. Смысл любого вопроса обретает завершённость, лишь проходя через подобную неопределённость, в которой вопрос становится открытым вопросом. Всякий подлинный вопрос требует открытости. Если она отсутствует, то вопрос остаётся в конечном счёте лишь видимостью вопроса, лишённой подлинного смысла (педагогические, риторические вопросы). Однако открытость вопроса не безгранична. Скорее она включает в себя определённую ограниченность горизонтом вопроса. Вопрос, лишённый этого горизонта, уходит в пустоту. Вопрос становится вопросом лишь тогда, когда расплывчатая неопределённость направления, которое он указывает, превращается в определённое «так или этак» , иными словами, вопрос должен быть поставлен. Постановка вопроса предполагает открытость, но вместе с тем и её ограничение. Постановка вопроса также может быть правильной или ложной, в зависимости от того, проникает ли она в сферу действительно открытого или нет.
Ложная постановка – такая постановка вопроса, которая не достигает открытого, но, удерживая ложные предпосылки, лишь закрывает его. Оставаясь тем не менее вопросом, она создаёт видимость открытости и возможности решения. Однако там, где проблематическое не отделено — или неправильно отделено — от действительно неколебимых предпосылок, там оно по-настоящему не раскрывается, и какое-либо решение в этом случае невозможно. Поскольку вопрос выводит в открытое, постольку он всегда охватывает и то, что высказывается в положительном, и то, что высказывается в отрицательном суждении. На этом основана существенная связь между вопрошанием и знанием. Ведь сущность знания заключается в том, что оно не только выносит правильное суждение, но одновременно с этим и на тех же основаниях исключает неправильное. Решение вопроса есть путь к знанию. Вопрос решается в силу того, что основания в пользу одной возможности преобладают над основаниями в пользу другой; полным знанием это ещё, однако, не является. Лишь после разбора контраргументов, лишь после того, как мы удостоверились в их несостоятельности, — лишь тогда мы действительно знаем само дело. … Знать всегда означает: одновременно познать противоположное. Знание в основе своей диалектично. Знание может быть лишь у того, у кого есть вопросы, вопросы же всегда схватывают противоположности между «да» и «нет» . Не существует метода, который позволил бы научиться спрашивать, научиться видеть проблематическое. Пример Сократа учит нас, что все дело здесь в знании незнания. Сократова диалектика приводить в замешательство и создаёт тем самым предпосылки для спрашивания. Всякое спрашивание и стремление к знанию предполагают знание незнания — и причём так, что к определённому вопросу приводит определённое незнание.
Платон … показывает, почему так трудно знать, чего мы не знаем. В этом повинна власть мнений, которую требуется преодолеть, чтобы прийти к осознанию своего незнания. Именно мнение подавляет спрашивание. Мнению присуща особая тенденция к распространению. Оно всегда хотело бы быть всеобщим мнением, ( «докса» - от греч. - мнение, решение, принимаемое на собрании «всем миром» ). Как же вообще дело может дойти до незнания и спрашивания? Подлинная сущность прозрения заключается, не в том, что нам приходит в голову решение, подобное решению загадки, а в том, что нам приходит в голову вопрос, выталкивающий нас в сферу открытого и потому создающий возможность ответа. Всякое прозрение имеет структуру вопроса. … Искусство вопрошания есть искусство спрашивания-дальше, то есть искусство мышления. Оно называется диалектикой, потому что является искусством ведения подлинного разговора. Разговор требует, чтобы собеседники действительно слышали друга, поэтому он обладает структурой вопроса и ответа. Первое условие в искусстве ведения беседы заключается в том, чтобы удостовериться, что собеседник следует за вашей мыслью. Искусством спрашивания обладает тот, кто способен противостоять господствующему мнению, стремящемуся замять вопрос. Тот, кто обладает этим искусством, сам отыскивает все аргументы, говорящие в пользу того или иного мнения. Диалектика и заключается в том, что собеседник не отыскивает слабые стороны того, что говорит другой собеседник, но сам же и раскрывает подлинную силу сказанного другим. …Кто стремится к познанию, не может довольствоваться простыми мнениями, не может дистанцировать себя от тех мнений, которые поставлены под вопрос
То, что раскрывается во время беседы в своей истине, есть логос, который не принадлежит ни одному, ни другому собеседнику и который настолько превышает субъективные мнения собеседников, что тот, кто руководит беседой, все время остаётся в неведении. Диалектика как искусство ведения беседы есть одновременно искусство видеть вместе с собеседником единство данной точки зрения (συνοραν εις εν είδος), то есть искусство образования понятий как вырабатывания мнений, общих для собеседников. … Переписка есть своего рода письменный разговор, который как бы растягивает во времени движение перебивания-друга и договаривания-друг-с-другом. Временная дистанция, отделяющая отправку письма от получения ответа, есть не просто какой-то внешний фактор; она накладывает свой отпечаток на само существо той формы коммуникации, какой является корреспонденция в качестве особенной формы письменности. Ускорение почтовых сообщений привело вовсе не к интенсификации этой формы коммуникации, а, напротив, к упадку самого искусства писать письма.
Логика вопроса и ответа Герменевтический феномен включает в себя разговор и структуру вопросаответа. То, что переданный нам текст становится предметом истолкования, означает, что этот текст задаёт интерпретатору вопрос. Поэтому истолкование всегда содержит в себе существенную связь с вопросом, заданным интерпретатору. Понять текст - значит понять этот вопрос. Это происходит путём обретения герменевтического горизонта - горизонт вопроса, в границах которого определяется смысловая направленность текста. … Кто хочет понять текст, должен, спрашивая, обратиться к чему-то лежащему за сказанным. … Мы понимаем смысл текста лишь в том случае, если обретаем горизонт вопроса, который охватывает также и другие возможные ответы. … Р. Дж. Коллингвуд. (развивал идею некоей логики вопроса и ответа, но, к сожалению, так и не дошёл до её систематической разработки) рассуждает так мы можем понять: - текст лишь в том случае, если мы поняли вопрос, ответом на который он является; - произведение искусства - лишь в том случае, если мы примем предпосылку о его адекватности; - историческое событие лишь в том случае, если реконструируем вопрос, ответом на который и были в каждом данном случае исторические действия тех или иных лиц.
… Понимание сомнительности, проблематичности чего-либо всегда уже есть спрашивание. Кто хочет мыслить, должен спрашивать. И даже если мы говорим, к примеру: «Следовало бы спросить себя. . . » , то это уже и есть действительное спрашивание, лишь прикрытое из осторожности или из вежливости. Вот причина, по которой понимание всегда есть нечто большее, чем простое воспроизведение чужого мнения. … Понять вопрос - значит поставить его. Понять мнение - значит понять его как ответ на некий вопрос. О проблеме Аристотель понимал под «проблемой» такие вопросы, которые представляют собой открытую альтернативу, поскольку все возможные доводы говорят как в пользу одной, так и в пользу другой возможности, и их решение невозможно с помощью только доводов, потому что это слишком общие вопросы. По этой причине Кант ограничивает применение понятия «проблемы» диалектикой чистого разума. Проблемы - это задачи, источник которых лежит целиком и полностью в самом разуме, то есть как бы его собственные продукты, на окончательное разрешение которых он не может рассчитывать.
Об языке Способ функционирования сознания описывается как слияние горизонтов понимания, - слияние, которое и служит посредником между текстом и интерпретатором. Происходящее в понимании слияние горизонтов осуществляется самим языком. Что такое язык - это вопрос, относящийся, разумеется, к наиболее неясному из всего того, что вообще доступно человеческому размышлению. Язык так пугающе близок нашему мышлению и в процессе своего осуществления в столь малой мере является его предметом, что он как бы сам скрывает от нас своё бытие. Мы стремимся приблизиться к проблеме языка, исходя из представления о разговоре. Всякий разговор вырабатывает общий язык (как говорили греки, посредине между собеседниками кладётся нечто, к чему оба причастны и на чем происходит обмен между ними). Это не просто внешний процесс подгонки инструментов; неверно будет даже сказать, что собеседники приспосабливаются друг к другу; скорее в получающемся разговоре они оказываются во власти самой истины обсуждаемого ими дела, которая и объединяет их в новую общность. Чтобы достичь взаимопонимания в разговоре, недостаточно просто проводить свою точку зрения, но взаимопонимание, объединяя собеседников, преображает их так, что они уже не являются более тем, чем были раньше.
ГХГ - конспект - КАА (вер. 1).ppt