Великобритания. История живописи, науки....pptx
- Количество слайдов: 55
Великобритания. История живописи, науки, просвещения. От истоков до XIX века
В конце XVII и начале XVIII века в Англии появляются великие философские системы: Т. Гоббс, Дж. Локк, Совершаются грандиозные научные открытия (И. Ньютон), выходят в свет нравоучительные романы: «Памела» , «Кларисса Гарлоу» , «Грандисон» С. Ричардсона (Грандисон, как мы помним, был кумиром матери Татьяны Лариной) Почти до конца XVIIвека самостоятельной живописной традиции в Англии не существовало. В эпоху Возрождения здесь не сформировалось сколько – нибудь интересной национальной школы. А в середине XVIIвека в Англии господствовал пуританский дух. Пуритане, призывавшие к самоограничению во всех областях жизни, не допускали никакой пышности и к живописи относились с откровенной враждебностью.
Томас Гоббс (1588 – 1679) Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом ( «фантазма» ); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики» .
Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что "черни недоступна большая мудрость" и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства - монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех» . Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные "права на все", имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути - физическая сила ( завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй - основанным на установлении, или политическим государством. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека» . Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном легком правиле : "не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе". Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.
Философская трилогия «Основы философии» : «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642); «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
Джон Локк (1632 – 1704) Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa» , на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом. На философию Локка чрезвычайно сильное влияниеоказал Декарт; учение Декарта о знании лежит в основе всех гносеологических взглядов Локка. Достоверное знание, учил Декарт, состоит в усмотрении разумом ясных и очевидных отношений между ясными и раздельными идеями; где разум через сравнение идей не усматривает таких отношений, там может быть только мнение, а не знание; достоверные истины получаются разумом непосредственно или через вывод из других истин, почему знание бывает интуитивным и дедуктивным; дедукция совершается не через силлогизм, а через приведение сравниваемых идей к такому пункту, посредством которого отношение между ними становится очевидным; дедуктивное знание, слагающееся из интуиции, вполне достоверно, но так как оно в то же время зависит в некоторых отношениях и от памяти, то оно менее надежно, чем интуитивное знание. Во всем этом Локк вполне соглашается с Декартом; он принимает
Исаак Ньютон (1642 – 1727) Новая теория света и цветов» , 1672 (сообщение Королевскому обществу) «Движение тел по орбите» (лат. De Motu Corporum in Gyrum), 1684 «Математические начала натуральной философии» (лат. Philosophiae Naturalis Principia Mathematica), 1687 «Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света» (англ. Opticks or a treatise of the reflections, refractions, inflections and colours of light), 1704 «О квадратуре кривых» (лат. Tractatus de quadratura curvarum), приложение к «Оптике» «Перечисление линий третьего порядка» (лат. Enumeratio linearum tertii ordinis), приложение к «Оптике» «Универсальная арифметика» (лат. Arithmetica Universalis), 1707 «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов» (лат. De analysi per aequationes numero terminorum infinitas), 1711 «Метод разностей» ,
И все же изобразительное искусство Англии XVII – XIX веков представлено такими выдающимися именами, как : Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо, Констебл, Тернер. Ко всему прочему английские художники XVIIIвека стали активно применять акварель и разработали основы акварельной техники. И нельзя не упомянуть о карикатуре – этом специфически английском виде искусства.
Расцвет английского изобразительного искусства начался после революции. Причем уже с 1660 – х годов определилось основное направление – портреты, одиночные и групповые. Жанр этот приобрел настолько широкую популярность, что в стране появилось множество странствующих живописцев, готовых за несколько гиней изобразить лицо. Люди в интерьере или на фоне пейзажа музицируют, танцуют, охотятся, гуляют, общаются, разговаривают – словом, живут. Английская культура как и Алиса из сказки Льюиса Кэррола, жаждала разговоров. При этом живописцы ставили перед собой те же цели, чтои философы и литераторы Дж. Мильтон, Дж. Свифт, Д. Дефо, Г. Филдинг: они старались решить задачи просвещения, воспитания общества, защищали права и достоинства каждого человека независимо от социального происхождения.
Джон Мильтон (1608 – 1674) «Потерянный рай» появился в печати в 1667, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» — в 1670. «Paradise Lost» — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний.
Джонатан Свифт (1667 – 1745) «Битва книг» , (The Battle of the Books, 1697). «Сказка бочки (англ. )» , (A Tale of a Tub, 1704). «Дневник для Стеллы» (англ. The Journal to Stella, 1710— 1714). «Путешествия Гулливера» (англ. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Several Ships) (1726).
«Робинзон Крузо» Даниэль Дефо (1660 – 1731)
Генри Филдинг (1707 – 1754) Знаменитый английский писатель и драматург XVIII века, известен своим житейским юмором и сатирическим мастерством, а также как автор романа «История Тома Джонса, найденыша» . Один из основоположников реалистического романа.
Льюис Кэррол (1832 – 1898) «Полезная и назидательная поэзия» (1845) «Алгебраический разбор Пятой книги Эвклида» (1858) «Приключение Алисы под землёй» (написана до «Алисы в Стране чудес» , русский перевод Н. Демуровой, М. : Три. Маг, 2013) «Приключения Алисы в Стране чудес» (общепринятое в России название «Алиса в Стране чудес» (1864) «Сведения из теории детерминантов» (1866) «Месть Бруно» (основное ядро романа «Сильви и Бруно» ) (1867) «Элементарное руководство по теории детерминантов» (1867) «Phantasmagoria and Other Poem» (1869) «Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса» (общепринятое в России название «Алиса в Зазеркалье» (1871) «Охота на Снарка» (1876) «История с узелками» (1878? ) — сборник загадок и игр Математический труд «Эвклид и его современные соперники» ; «Дублеты, словесные загадки» (1879) Первый русский перевод «Страны чудес» (1879) «Эвклид» (I и II книги) (1881) Сборник «Стихи? Смысл? » (1883) «Логическая игра» (1887) «Математические курьёзы» (часть I) (1888) «Сильви и Бруно» (часть I) (1889) «Алиса для детей» и «Круглый бильярд» ; «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» (1890) «Символическая логика» (часть I) (1890) «Заключение „Сильви и Бруно“» (1893) Вторая часть «Математических курьёзов» ( «Полуночные задачи» ) (1893)
Английская аристократия не могла забыть блистательных живописцев – иностранцев: Ганса Гольбейна Младшего, придворного художника короля Генриха VIII, и Ван Дейка, гениального фламандца, работавшего при дворе Карла I. У них английские портретисты учились воссоздавать форму на холсте с помощью светотени, передавать материальные предметы.
Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом. (1697 – 1764)
Творчество Уильяма Хогарта соответствовало духу классицизма, утвердившегося в европейском искусстве середины XVIII столетия. Рационалистическое начало, торжество разумного, а не эмоционального, нравственной идеи, а не живого чувства, логики, а не душевного порыва – вот мировоззрение, лежащее в основе классицизма. Хогарту казалось естественным призвать соотечественников трудиться и самостоятельно искать пути к благосостоянию, а через него – к внутренней культуре.
В 1730— 1731 годах Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки» . Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Неизвестно, была ли его модель, написанная на серии картин, вымышленной или реально существовала. Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Сквозь белила, румяна и помаду просвечивает трагическая судьба человека, вынужденного работать в столь непрезентабельной профессии. В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг.
Серия «Выборы в парламент» «Предвыборный банкет»
«Агитация»
«Голосование»
«Триумф выбранных в парламент»
Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 году, а в 1745 году появился знаменитый цикл «Модный брак» . Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747), «Четыре стадии жестокости» (1751) и «Выборы» (4 гравюры, 1755— 1758). Хогарт выполнил также множество отдельных гравюр, несколько портретов и ряд исторических картин. В 1753 году вышел в свет его трактат «Анализ красоты» . В 1757 году Георг II назначил Хогарта главным живописцем; в этой должности он стал преемником Джеймса Торнхилла. В 1764 году художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец, или Бездна» . В середине 50 -х годов XVIII века почти в любой английской лавочке или книжном магазине можно было купить гравюры Уильяма Хогарта. Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине» .
Хогарт наблюдал жизнь людей разного материального достатка, принадлежавших ко всем слоям общества; он был не только талантливым портретистом, но и моралистом, и сатириком. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т. Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина» , процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица» . Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы» , ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в.
Цикл картин «Модный брак» «Брачный контракт»
«Брачный контракт» — первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг[5]. Отец жениха граф Сквандер[6] держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе. На картине присутствуют несколько символов. Это собаки, скованные одной цепью и символизирующие описанный брак и картины на стенах ( «Давид и Голиаф» , «Мученичество св. Лаврентия» , «Убиение Авеля» , «Св. Себастьян» , «Юдифь и Олоферн» ), пророчащие печальный конец этого предприятия.
«Вскоре после свадьбы»
Второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1: 20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный[8]. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене весит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак. Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла (Edmond Hoyle) о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины. На стене в дальней комнате висят три портрета апостолов и одна картина, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня.
«Девушка с креветками»
Молодая рыбачка поражает нас свежестью и жизнерадостностью взгляда и выражения лица. Её невзрачная простая одежда, поднос с креветками на голове написаны широкими, свободными мазками, создающими впечатление юности, веселья. Полуоткрытый рот, белоснежные зубы, легкий завиток волос у виска – все дышит живой непосредственностью.
Безусловно, Хогарт не ограничивался изображением сатирических сюжетов. Девушка с креветками — один из положительных, жизнеутверждающих образов, близкий персонажам Франса Халса. Эта неоконченная работа художника поражает мощной энергетикой, огромной силой эмоционального воздействия, живописной смелостью и яркой чувственностью. Многие исследователи сравнивают эту картину с полотнами французских импрессионистов. Здесь Хогарт словно остановил на мгновение время (а именно к этому в XIX столетии и стремились импрессионисты). Видимо, в последние годы жизни художник пытался изобразить человека, забывшего о своей роли в бесконечной «комедии жизни» , и показать, как прекрасен он без грима и условностей, с которыми так редко расстается.
«Портрет актера Гаррика с супругой»
Прославленный актер Дэвид Гаррик был близким другом Хогарта. На картине Гаррик сидит за столом и, подперев голову рукой, обдумывает пролог к комедии. Перед ним лежат несколько исписанных листов бумаги. Его супруга Ева Мэри Вайгель, пользовавшаяся успехом танцовщица, была известна публике под именем «мадемуазель Вьолетт» . На картине она пытается незаметно вынуть перо из руки задумавшегося мужа. Этот мотив оживляет сценку, создает впечатление, что она случайно увидена, а зритель — непреднамеренный свидетель. Такого рода игра, придающая изображению легкость, — совершенно в духе рококо. Через всю жизнь пронес Хогарт любовь к театру. Первым в Англии он начал запечатлевать на холсте сцены из шекспировских драм.
Дэвид Гаррик в роли Ричарда III
По словам Сэмюэла Джонсона, «профессия сделала Гаррика богатым, он сделал профессию уважаемой в обществе» . Играл в «Алхимике» Бенджамина Джонсона, пьесах собственного сочинения ( «Ирландская вдова» , 1772, и др. ), но прославился прежде всего шекспировскими ролями (Гамлет, Макбет и др. ), которые исполнял в реалистической манере. Гаррик буквально преклонялся перед Шекспиром и воздвиг в его честь храм в Хэмптоне. Во времена внучки Генриха VII, королевы Елизаветы, Шекспир создал по мотивам событий войны Алой и Белой розы исторические хроники «Генрих VI» и «Ричард III» .
Показывая человека возвышенным и прекрасным, художники XVIIIвека, эпохи Просвещения и классицизма, верили, что таким образом исправляют людскую природу – не только нравы общества, как это делал Хогарт, но и черты отдельной личности. Искусство, считал сэр Джошуа Рейнолдс (1723 – 1792), призвано улучшать натуру, которая далека от совершенства. Прекрасное – а эталоном его для мыслителей XVIIIстолетия были, конечно же, античные образы – незыблемо, вечно, оно прославляет человека, господствующего в мире. Говоря о картинах, созданных Рейнолдсом, можно смело употреблять слово «пафос» – они неизменно утверждают идеальную личность и благородные деяния.
Сэр Джошуа Рейнолдс. Автопортрет.
Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего ее направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо. Всего лучше удавались ему портреты, замечательные по сходству, выразительности, изящной постановке фигур, умному подбору аксессуаров и смелой, сочной манере письма. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в Лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в Бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж. Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Девушку с
Сара Сиддонс в образе музы Трагедии, 1783
Дочь актёра и театрального антрепренёра, три её брата также стали актёрами, наиболее известен из них Джон Филип Кембл. Дебютировала в труппе Дэвида Гаррика в роли Порции в Венецианском купце Шекспира (1775), успеха не имела, последующие шесть лет работала в провинции (Бат, Йорк). Вернулась на сцену лондонского театра Друри-лейн в 1782 и царила на ней до 1802 года. В кругу её друзей были Эдмунд Бёрк, Сэмюэл Джонсон и другие представители столичной элиты. В 1802 году она перешла в Ковент-Гарден. В 1812 она сыграла здесь свою самую знаменитую роль — шекспировскую леди Макбет.
Леди Елизабет Делме и её дети, 1777— 1780
Портрет Нелли О'Брайен. 1763
Портрет полковника Джорджа К. Г. Каусмейкера, командира гвардейского гренадерского полка
Портрет лорда Хитфилда, губернатора Гибралтара.
Портрет коммодора Огастэса Кеппела.
Томас Гейнсборо – это эмоциональная подвижность, непосредственность или задумчивость, созерцание или живость. На смену классицизму постепенно приходит романтизм с его поэзией зыбкого, преходящего – тонких душевных движений, неуловимой близости, тайных душевных струн…
Томас Гейнсборо. Автопортрет.
Томас Гейнсборо. Портрет четы Эндрю. 17548 -49.
«Мальчик в голубом» (1770)
Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1770 – 1780. ГЭ, СПб
Портрет Сары Сиддонс (1785)
Томас Гейнсборо. Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской (1785 – 1787)
«Утренняя прогулка» (1785)
«Лес Гейнсборо» (1748)
Великобритания. История живописи, науки....pptx