LECTURE 08. великий сдвиг гласных.pptx
- Количество слайдов: 21
ВЕЛИКИЙ СДВИГ ГЛАСНЫХ
REVISION Периодизация истории английского языка: периоды и исторические события в качестве «временных маркеров» Закрытые звуки Ступени Вопрос, которые все давно хотели задать, но боялись (не подумали? ) спросить: ДА Ic [ik] СА [i: ] НА I [ai] ДА namen [na: men] > НА name [neim]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТСА К НА Морфология на переходе от СА к НА почти не изменились за последние 400 лет: В этот период имели место лишь небольшие потери, как, например, падение окончаний -est и eth во втором и третьем лицах единственного числа глаголов. Звуковые изменения, напротив, были очень значительными: согласные звуки и краткие гласные в закрытых (т. е. оканчивающихся на согласный) слогах почти не претерпели изменений, НО: долгие гласные, а также краткие гласные в открытых (т. е. оканчивающихся на гласный) слогах изменились почти до неузнаваемости.
САМОЕ МАСШТАБНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В АНГЛИЙСКОЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Великий сдвиг гласных (Great Vowel Shift) — фонетическое изменение, произошедшее в поздний среднеанглийский период и ранний новоанглийский период. Сдвиг продолжался какое-то время и в XVI в. , распространяясь за пределами центральных и портовых областей. Различия в произношении долгих гласных являются основополагающими в разнице новоанглийского (современного английского) и среднеанглийского языков. Великий сдвиг гласных — историческое событие, отделяющее два этих языка друг от друга.
ПРОБЛЕМА ДАТИРОВКИ СДВИГА XV-XVII? XIV-XVI?
INTERESTING FACTS До сдвига: произношение гласных было сходно с произношением в латинском, фонетика английского языка в целом была схожа с нидерландской или нижненемецкой
СИСТЕМА ДОЛГИХ ГЛАСНЫХ ВСА Великий сдвиг касается среднеанглийских долгих монофтонгов (ВСЕХ И ТОЛЬКО), которых в среднеанглийском было семь: i: -------u: ė: -----ò: ę: ---ǒ: a:
СУЩНОСТЬ СДВИГА все долгие гласные «сдвигаются» на одну ступень к более закрытому звуку того же рада, крайние, самые закрытые члены системы, долгие [i: ] и [u: ] превращаются в дифтонги. ИТОГО: после великого сдвига две долгих гласных верхнего подъема [i] и [u] (самые закрытые члены системы) стали дифтонгами (дифтонгизировались), другие пять долгих гласных стали звучать иначе: продвинулись на одну ступень вверх (став более узкими и долгими). основным результатом этого сдвига является сокращение числа гласных фонем за счет сокращения числа долгих гласных (7>5)
происходит сужение и «выталкивания» из верхней строчки гласных [i: ] и [u: ] ушли в дифтонги, [e: ] и [o: ] заняли их место.
/a: / > [æː] > [ɛː] > [eɪ] (как в слове make). Староанглийский звук ā превратился в [ɔː] в среднеанглийском языке, поэтому староанглийское ā не соответствует современному дифтонгу /eɪ/. звук /ɛː/ стал [eː], затем превратился в [iː] (как в слове beak). В немногих словах, начинающихся с группы согласных, звучание стало другим — [eɪ] (как в слове break). Звук /eː/ превратился в [iː] (как в feet). Звук /iː/ стал дифтонгом [ɪi], который позже стал звучать как [əɪ], и в конце концов стал дифтонгом [aɪ] (как в mice). Звук /ɔː/ стал [oː], затем в XVIII в. этот звук превратился в [oʊ] или [əʊ] (как в boat). Звук /oː/ превратился в [uː] (как в boot). Звук /uː/ превратился в дифтонг [uʊ], затем в [əʊ], и стал современным дифтонгом [aʊ] (как в mouse) в XVIII в. После согласных r и d сдвига не произошло, и [uː] осталось прежним, как в словах room и droop).
ПРИМЕРЫ i: > ai /ri: den/ > /raid/ ride ė: > i: /sle: pen/ > /sli: p/ sleep ę: > e: > i: /mę: l / > /me: l/ > /mi: l/ meal a: > ae: > ei /na: m/ > /neim/ ò: (о-долгое открытое) > ou /ro: d/ > /roud/ ǒ: (о-долгое закрытое) > u: /mo: n/ > /mu: n/ u: > au /hu: s/ > /haus/
ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ (ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ) слово make ранее произносилось с гласным, как в современном слове father; гласная в feet была долгим звуком e; гласная в mice была долгим i, в слове boot было долгое o; а в слове mouse — долгое u.
Сравнительная таблица Чосеровское Шекспировское написание произношение Современное произношение написание lif leif laif life deed did deed deel del dil deal name nem neim name hoom houm home lyf mone mon mun moon hous haus house
четыре чосеровских гласных (словах life, name, home и house) превратились в дифтонги, три других (в словах deed, deal и moon) остались долгими, но изменили свое качество, причем первые два совпали друг с другом уже в послешекспировскую эпоху.
Великий сдвиг гласных впервые был исследован датским лингвистом О. Есперсеном (18601943), который и является автором термина «Великий сдвиг гласных» .
Последствия сдвига не совсем однозначны, в региональных диалектах можно обнаружить различия в произношении. В других германских языках (немецком, исландском и нидерландском) тоже произошли некоторые сдвиги произношения, но не столь масштабные, как в английском.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Великий Сдвиг гласных не нашел никакого отражения в орфографии, и является одной из основных причин тех различий между произношением и орфографии, которые мы наблюдаем в современном английском. В современном английском языке орфография осталась среднеанглийской и не отображает произошедших изменений
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ė: – “ee”, ę: - “ea”, ò: - “ou”, ǒ: - “oa” Различие в написании see/ sea; meet/ meat – орфография объясняется состоянием 16 в. , а окончание фазы слияния ė: с ę: - это 17 век. Great, steak, break – развитие ę: в ei.
ПРИЧИНЫ ВЕЛИКОГО СДВИГА Причины Великого Сдвига и его механизмы до конца еще не изучены, да и вряд ли могут быть изучены до конца. Две основные теории push theory, по которой первыми сдвинулись самые широкие нижние члены системы, и тем самым подвинули других. pull theory (drag theory), по которой первыми, наоборот, сдвинулись самые закрытые гласные, которые потянули за собой все остальные долгие гласные. Исследования последних лет, однако, позволяют прийти к заключению, что движение к закрыванию гласного началось с гласных среднего подъема - [е: закрытого] и [о: закрытого], которые, с одной стороны, «столкнули» более закрытые гласные, и «потянули» более открытые.
push-chain: все началось с e: и o: они стали «выталкивать» узкие pull/drag-chain Узкие ушли в дифтонги и потянули за собой монофтонги. НО: Обе теории указывает на то, что в этой цепочке стало тесно. сначала ушли узкие монофтонги, а на их место пришли более широкие.
ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ ? > flame ? > boat ? > steal ? > about ? > soot ? > cake ? > speak ? > mouse ? > flake ? > same ? > me