Великие Русские Художники.ppt
- Количество слайдов: 49
Великие русские художники Титова Ульяна, Мухортова Юлия 204 группа
Цели: Обучающая: -Познакомить детей с русскими художниками; Научить отличать русских художников от иностранных. Воспитательная: -Развить в детях любовь к искусству; -Развить чувство патриотизма в детях Образовательная: - Формирование у школьников высокой нравственности;
СОДЕРЖАНИЕ: • • • История возникновения живописи на Руси. . . . 4 Иванович Шишкин. . . . . 11 Илья Ефимович Репин. . . . . 17 Василий Дмитриевич Поленов. . . . 23 Тест. . . . . 28 Список литературы. . . 30
В истории русского изобразительного искусства четко различаются два периода, границу между которыми обозначили Петровские реформы. В Древней Руси живопись возникла и развивалась в тесной связи с иконопочитанием, в основе которого лежит учение о Боговоплощении. Через икону православие утверждает себя как зримо-явственную истину. Иначе говоря, икона есть богословие, выраженное не словесно, а образно, "умозрение в красках" (Е. Трубецкой). Отсюда вытекает присущий только ей своеобразный художественный стиль. Вместе с христианством русские мастера усвоили византийский художественный стиль и выработанную веками технику. В дальнейшем в русских княжествах складываются местные иконописные школы, со своими особенностями письма - новгородская, псковская, ярославская, тверская и т. д.
Наивысшего расцвета русская средневековая живопись достигла в XIV-XV вв. в деятельности Грека. Феофана и Андрея Рублева. Вершиной русского иконописания является "Троица" (1422 -1427) А. Рублева, которую мастер создавал как символ духовного согласия и единения русских людей. С середины XVI в. иконопись подвергается влиянию западноевропейского изобразительного искусства. Развитая иконография икон придворной школы использует западноевропейские сюжетные схемы. Конец XVI v начало XVII веков ознаменовано развитием "строгановской школы" (которая, несмотря на название, также состояла в основном из придворных царски мастеров) отличающейся изысканностью цвета и внимательной проработкой деталей, тенденцией к некоторой декоративности и "красивости" живописи.
Во второй половине XVII в. появляются иконы "фряжского письма" - с использованием элементов западноевропейской живописи: масляных красок, подобия светотеневой моделировки, большего правдоподобия в изображении людей и природы. Наиболее известный представитель этого направления - Симон Ушаков (XVII в. ). К этому времени относятся и первые попытки светского портрета - т. н. парсуны. Пробуждение интереса к иконе, как к "великому, мировому искусству" (Е. Трубецкой), наблюдается с конца XIX в. - в связи с расчистками потемневших древних образцов и обнаружением их подлинного цветового строя. Художественные принципы иконописи творчески применяли как отдельные русские (В. Васнецов, М. Нестеров, К. Петров-Водкин) и зарубежные (А. Матисс) художники, так и целые направления и школы авангарда.
В XVIII - нач. XIX в. изобразительное искусство в России, следуя культурным запросам общества, проходит все главные этапы западного искусства: барокко, классицизм, романтизм. Ведущую роль играют приглашаемые в Россию иностранные живописцы и скульпторы, но уже при императрице Елизавете I появляются высокоодаренные отечественные мастера. С середины XVIII в. ведущим направлением в живописи становится академизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. Однако наивысшим достижением этой эпохи можно считать не историческую живопись, а портрет (А. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Первым крупным русским мастером скульптурного портрета стал Ф. Шубин.
Расцвет академической школы приходится на I пол. XIX в. Для полотен К. Брюллова характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. А. Иванов придал своей живописи характер жертвенного служения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике. В дальнейшем лучшие традиции академизма нашли развитие в грандиозных исторических полотнах Г. Семирадского. В скульптуре традиции классицизма были поколеблены Н. Пименовым, чей "Парень, играющий в бабки" был оценен А. Пушкиным как рождение "народной скульптуры", и И. Мартосом - за счет придания их творениям черт современности. Своим путем в это время шел П. Федотов - блестящий дилетант, тонкий наблюдатель и остроумный сатирик, предвосхитивший дальнейшее направление русской жанровой живописи.
Обращение к национальным темам привело к небывалому расцвету исторической и батальной живописи. Подлинные шедевры в этих жанрах создали В. Суриков, И. Репин, Н. Ге, В. Васнецов, В. Верещагин, Ф. Рубо. В эти годы открываются первые национальные художественные галереи; произведения русских художников начинают регулярно появляться на международных выставках и в заграничных художественных салонах. Достигнув творческой самостоятельности, русская живопись с конца XIX в. двигается в общем русле европейского изобразительного искусства. Пейзаж вытесняет бытовую живопись. Стремление к передаче воздуха и света, работа на пленэре, характерные для импрессионизма, наблюдается и в творчестве Ф. Васильева, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, А. Архипова. Символизм, неоклассицизм, модерн оказывает заметное влияние на А. Врубеля, художников из "Мира искусства" (А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере) и "Голубой розы" (С. Судейкин, Н. Крымов, В. Борисов-).
В 1910 -е гг. зарождается русский авангард - как стремление перестроить основы искусства вплоть до отрицания самого искусства. Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы и направления, которые определяющим образом повлияли на развитие мирового изобразительного искусства - супрематизм (К. Малевич), "импровизационный" стиль и абстракционизм (В. Кандинский), лучизм (Ларионов) и др. С 1960 -х гг. наступает возрождение русского авангарда. "Разрешенная", но не официзная часть советского искусства в 1960 -е гг. представлена работами мастеров "сурового стиля" (Т. Салахов, С. Попков). В 1970 -1980 -е гг. получило признание творчество советских художников - Р. Бичунаса, Р. Тордия, Д. Жилинского, Э. Штейнберга, М. Ромадина, М. Лейса, В. Калинина и др. , убедительно доказавших, что в СССР существовала не только "пропаганда". Крах коммунизма в СССР снял искусственные культурные барьеры между Россией и остальным миром. Ныне российское искусство является желанным гостем практически в любом уголке земного шара.
Иванович Шишкин 13 января 1832 (Елабуга) - 8 марта 1898 (Петербург) Живописец и гравер, мастер пейзажа
На берегу камы, в среднем ее течении, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. здесь, в семье небогатого купца родился Иванович Шишкин — будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Петербургскую академию художеств. Пристальное, по тщательности и кропотливости сравнимое с научным, изучение природы отточило талант художника, выдвинуло его в ряды лучших пейзажистов. Но сила Шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы. Искусство художника гораздо глубже и содержательнее. в картине «Рожь» (1878, Государственная Третьяковская галерея) колышущееся под свежим ветром море колосьев, полевая дорога, уводящая вдаль, к возвышающимся на заднем плане соснам-великанам, порождают мысли о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают обобщенный, эпический образ русской природы.
Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы ( «Дубы» ), стройные золотящиеся на солнце сосны ( «Сосновый бор» , «Корабельная роща» ). Не обходил Шишкин вниманием и потайные уголки леса. Он не искал в природе «красивые» , «изящные» мотивы: наоборот, предметом искусства он делал, как в картине «Лесная глушь» (1872, Государственный Русский музей), и затянутую тиной болотистую лужу, и поросший бурым мхом валежник. Жизненная правда, соединенная с силой эпического обобщения, придала шишкинским пейзажам подлинно народный, демократический характер. Недаром на выставках товарищества передвижников (Шишкин был одним из его основателей) они привлекали пристальное внимание передовой общественности. Тема леса как главной принадлежности русской природы, неразрывно связанной с образом России, ее народом, была одной из главных в творчестве Шишкина. И. Крамской, отмечая реализм его работ, указывал при этом, что художник «конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий "природный спектакль".
Как видно и в картине «Утро в сосновом бору» (1889), где художник противопоставил различные мотивы: старые, рухнувшие стволы деревьев и резвящиеся на них медвежата. мотив естественного круговорота в природе, смены поколений приобрел в пейзаже Шишкина необычайную поэтичность. Из-под его кисти вышли образы, ставшие символами России, «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русскими далями» . Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Его картины широкие по размаху и эпические по строю воспевали просторы родной земли, утверждали величие и неповторимую прелесть русской природы. Изумительное знание «анатомии» русского леса сказалось и в графике Шишкина. Его многочисленные рисунки пером и карандашом, офорты, изображающие отдельные растения или целые композиции, остаются непревзойденными образцами графического пейзажа. Благодаря Шишкину русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства.
Утро в сосновом бору, 1889 г
На севере диком. . . 1891 г
Илья Ефимович Репин 24 июля 1844 (Чугуев Харьковская губернии) 29 сентября 1930 ("пенаты", поселок Куоккала, Карельский перешеек) Художник-реалист, портретист, жанрист, писатель.
Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в академию художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на волге» . С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни ( «Крестный ход в курской губернии» , 1880 -1883), портреты, сюжеты из славянской мифологии ( «Садко» , 1876), исторические полотна ( «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» , 1878 -1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан мухамед iv предъявил казакам запорожской сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию.
Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание государственного совета» (1903) и «Портрет м. п. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Это одно из величайших произведений русского искусства, портрет был написан в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении.
Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красносиний нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке. Персональный сайт Репина - ilya-repin. ru.
Бурлаки на волге, 1870 -1873 гг
Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880 -1891 гг
Василий Дмитриевич Поленов 20 мая 1844 г (Петербург) - 18 июля 1927 г (Усадьба Борок, Бёхово) Живописец, мастер пейзажа, архитектор, музыкант.
Учился в Петербургском университете и академии художеств у А. Бруни и Т. А. Неффа. В 1871 году одновременно получил диплом юриста и золотую медаль, и звание классного художника за картину «Воскрешение дочери иаира» . Через год Поленов отправился в четырехлетнее путешествие по Европе. Если в ранний период художник писал картины на исторические темы и портреты, то знакомство с европейским искусством, особенно французским, расширило его художественные горизонты: Поленова все больше влечет пейзаж, пленэрная живопись. по возвращении в Россию на xii выставке товарищества передвижников он представил первую свою пейзажную работу «Московский дворик» (1878). На картине предстает уголок старой Москвы, откуда открывается вил на церковь спаса на песках, расположенную на одной из улиц арбата. Предполагают, что художник увидел свой «Московский дворик» из окна квартиры в Трубниковском переулке, куда незадолго до этого переехал.
Поиски необычного в обыденном привели Поленова к созданию образа полного покоя и умиротворенности, несущего ощущение радости повседневного бытия. картина, написанная яркими живыми красками, перелает светлое чувство художника, любующегося московскими двориками и салами, их традиционным деревенским бытом. Потом последовали «Заросший пруд» (1879), «Бабушкин сад» (1878) и «Ранний снег» (1891), необычайно поэтичные картины, в которых художник тонко соединил свежесть пленэрного восприятия и столь характерное для русского искусства ощущение созерцательного покоя и уюта. Поленов первый среди художников ввел в русский пейзаж чистые яркие цвета, свободный легкий мазок, цветную светотеневую контрастность, непосредственность пленэрного взгляда.
Все это он сумел передать своим ученикам, среди которых были Левитан и Коровин. Помимо пейзажной живописи мастер обращался и к библейским сюжетам ( «Христос и грешница» , «На тивериадском (генисаретском) озере» , обе 1888), много работал в области театрально-декорационного искусства. В 1926 году незадолго до смерти Поленову было присвоено звание народного художника республики. Персональный сайт Поленова - vasily-polenov. ru.
Бабушкин сад, 1878 г
Тест: 1) Какой художественный стиль освоели русские мастера? а)византийский; б)др. Греческий. т
2) Какие краски используются в заподноевропейской живописи? а)акварельные; б)масляные.
3) Кто известный представитель «Фряжского письма» (ХVII в. )? а)С. Ушаков; б)В. Кандинский.
4) Кто является первым крупным русским мастером скульптурного портрета? а)В. Суриков; б)Ф. Шубин.
5) В какие годы зарождается русский авангард? а)1910 ые; б) 1900 ые.
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
2) Какие краски используются в заподноевропейской живописи? а)акварельные; б)масляные.
3) Кто известный представитель «Фряжского письма» (ХVII в. )? а)С. Ушаков; б)В. Кандинский.
4) Кто является первым крупным русским мастером скульптурного портрета? а)В. Суриков; б)Ф. Шубин.
5) В какие годы зарождается русский авангард? а)1910 ые; б) 1900 ые.
3) Кто известный представитель «Фряжского письма» (ХVII в. )? а)С. Ушаков; б)В. Кандинский
4) Кто является первым крупным русским мастером скульптурного портрета? а)В. Суриков; б)Ф. Шубин
5) В какие годы зарождается русский авангард? а)1910 ые; б) 1900 ые.
4) Кто является первым крупным русским мастером скульптурного портрета? а)В. Суриков; б)Ф. Шубин
5) В какие годы зарождается русский авангард? а)1910 ые; б) 1900 ые
4) Кто является первым крупным русским мастером скульптурного портрета? а)В. Суриков; б)Ф. Шубин
5) В какие годы зарождается русский авангард? а)1910 ые; б) 1900 ые
5) В какие годы зарождается русский авангард? а)1910 ые; б) 1900 ые