Скачать презентацию Великая Среда Великий Четверг Лекция 31 Притчи Господа Скачать презентацию Великая Среда Великий Четверг Лекция 31 Притчи Господа

31 Н.З.pptx

  • Количество слайдов: 18

Великая Среда. Великий Четверг Лекция 31. Притчи Господа о бодрствовании. Изображение Страшного Суда. Предательство Великая Среда. Великий Четверг Лекция 31. Притчи Господа о бодрствовании. Изображение Страшного Суда. Предательство Иуды. Тайная Вечеря.

Притчи Господа о бодрствовании Пример с молнией Мф. 24, 26 -28 26. Итак, если Притчи Господа о бодрствовании Пример с молнией Мф. 24, 26 -28 26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне» , — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах» , — не верьте; 27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28. ибо, где будет труп, там соберутся орлы. Лк. 17, 23 -24 23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, 24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Блж. Феофилакт: «При пришествии Христа не будет нужды в указателе: оно будет явно для всех, как молния. Как молния появляется вдруг и для всех бывает видима, так и пришествие Христово будет видимо для всех, живущих в мире. Во второе пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место: тогда Он явится во мгновение. И как на труп тотчас слетаются хищные орлы, так туда, где будет Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетели; они, подобно орлам, вознесутся на облака. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер» .

Пример со смоковницей Мф. 24, 32 -41 Мк. 13, 32 -37 Лк. 21, 34 Пример со смоковницей Мф. 24, 32 -41 Мк. 13, 32 -37 Лк. 21, 34 -38 32. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви 29. И сказал им 28. От смоковницы ее становятся уже мягки и пускают листья, то притчу: посмотрите возьмите подобие: знаете, что близко лето; на смоковницу и на когда ветви ее 33. так, когда вы увидите все сие, знайте, что все деревья: становятся уже мягки и близко, при дверях. 30. когда они уже пускают листья, то 34. Истинно говорю вам: непривел в пример смоковницу не только для обозначения времени, прейдет род сей, как то, Свт. Иоанн Златоуст: «Он все сие произойдет, то распускаются, временизнаете, что близко лето. Блж. Феофилакт: «Когда не много уже останется до конца все сие будет; означить его и другим образом, - но и для подтверждения того, и когда вы видя это, знаете сами, 29. Так что Его мог бы мира и Моего пришествия. «Летом» называет грядущий век, когда для праведников будет 35. небо и земля прейдут, нопредсказание непременно уже близко лето. увидите то слова Мои не что спокойствие от бурь; для грешников же - это буряисполнится» . Как, говорит Спаситель, и смятение. Блж. Феофилакт: «Под «родом сим» разумеет не поколение тогдашних людей, а род прейдут. 31. Так, и когда вы сбывающимся, знайте, смотря на ветви и листья смоковницы, вы ожидаете лета, так ожидайте и Моего верных, выражая никто не знает, «не. Ангелы увидите тодо того Видя, как все это такую мысль: ни прейдет род пророчества. времени, в точности сей» Господь утверждает непреложность изреченного 36. О дне же том и часе что близко, при дверях. пришествия, когдао разрушении Иерусалима, никто неот таких бедствий и в увидите язве, то не думайте, что может сомневаться предсказанные Мною признаки» . произойдет. Когда Мой один; исполнилось предречение Господа небесные, а только Отецуслышите о голоде и сбывающимся, 30. Истинно говорю погибнет род дни «Словами: и пребудет, и никакие ужасы не учеников. Свт. Иоанн Златоуст: верных; нет, он пророчество о Втором Пришествии Его. Своих, чтобырод преодолеют его. Другие том, как было во 37. Свт. что также точно исполнится ни ангели Христос удерживает но, Иоанн Златоуст: Ноя, так будет и в знайте, что близко вам: не прейдет они Блж. разрушатся небовсенаставляет твердые и то есть Слово Божие, Сын -всевыше Феофилакт: как и времена сотворил Иисус, допытываться они как возбраняет Блж. Иероним: «Так «Здесьчегокнестоль учеников ненеподвижные, же: сей, а прейдет какоеотносят узнать того, земля, знают и сами ангелы; Божие. нежели междуэто и «все сие» только взятию Иерусалима, а не ко второму том, что всеми пришествию, будет. «скорее не старались пришествие Сына Человеческого: Царствие словами человеческого разума. день судный, то каким образом слова говорю 31. частии земля бы, толкуют дни «не прейдет Он сей» , то слов Моих» . поколение, эти вам» , они опечалились им не только знать, нопотопом ели, либо этом. 32. Истинно современное Им с этим именно 38. временами находится и. Если бырод сказал: изесть. А что Он может не знать апостолам, что в ибо, как вотак: перед и спрашивать об «и Я знаю, но не скажу сказаны Небо того, уже пили, целом в этом презрение к себе. Но вот, Отца или дняне судного? Если же видя Он знает? Что больше - знание. Он по увидит как ли сказав, что неспрейдет род Он знает большее, то намерением, узнай из до того происшествия с Иерусалимом» . прейдут, но слова большею силою воспретил один, женились и выходили замуж, того, вседня, каквоскресении знает и Сын, а только Отец им Мои вам: читаем следующие слова: Все, что Господькаким образом может не знать меньшего. Мы предаются будет; не прейдут. не ковчег, Иногда родители держат что-нибудь в руках. Когда любопытство, когда разведывать. они излишне вошел Ной в позволяет имзаметил, что 10: 22). Еслисей, как все это ему: «не ваше дело знать принадлежит Отцу, родители не то все, принадлежащее Отцу, принадлежит и же не Феофилакт: или предано Мне (Лк неесть когда небо и земля времена них, пришел потоп и положил Себе и власти» 32. О дне же том, (Деян. 1, 7)» . 39. Блж. думали, пока не сроки, которые Отецдать, утаиваютнебеспечны, вместенет, чего вы и дети просят у «Тогда» , говорит, хотят одном днев Своей и говорят: «у нас с Сыном или 33. все будут восхотел отдадутся своим Сыну, и тогда праведник, будет взят в ищете» , то — так дети перестают плакать. Так и Господь, слова успокоить апостолов, ни чтобы часе, никто именно занятиям, почему Отец удержал знание об сретение Господа на воздух, а другой, не знает, один, будет и пришествие Сына истребил разделить его? И если Сын не знает самого прейдут, нодня времен, то не знает и всех, последнего желавших знать день и час, говорит: «и Я не знаю, прейдут. только один Отец» » . ни грешник, оставляется» . знает Человеческого; Мои не а Ангелы небесные, предпоследнего и всех дальнейших. Ибо не может быть, чтобы не знающий первого, знал 40. второе. Когда говорит: Не ваша обязанность знать, Он показывает, что Сын, Он знает, но что тогда будут двое на поле: один берется, а Сам но только Отец. Зигабен: «Под находящимися на чтобы они всегда, в незнании о приближении дня судного, другойполезно знать это апостолам, поле разумеет богатых, а под мелющими в жерновах – не оставляется; бедных, и учит, что так, богатых, на а 41. две мелющие в жерновах: одна будтои из бедных некоторые спасаются, а некоторые жили непрерывно и из как берется, следующий день должны предстать на суд» . погибают» . другая оставляется.

Притча о рабе благоразумном Мф. 24, 45 -51 45. Кто же верный и благоразумный Притча о рабе благоразумном Мф. 24, 45 -51 45. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47. истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — 50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. Блж. Феофилакт: «От всякого управителя требуются два качества: верность и Прп. Иустин (Попович): «Христианское сознание и евангельская совесть приказывают: благоразумие. Если раб - управитель верен, то есть сам ничего не похищает, но не в любой момент надо быть готовым ко встрече с Господом Христом. Как же можно благоразумен и даром теряет имение, то он бесполезен. Равно, если он всегда быть готовым? При помощи евангельских подвигов, при помощи святых благоразумен, но сам крадет, он недостоин. Но кто окажется тогда и верным, и добродетелей евангельских: молитвы, поста, милосердия, любви, смирения, благоразумным, тот получит нечто высшее, - именно Царство Небесное» . кротости, терпения и остальных. Каждая из них держит душу бдительной по отношению к Богу, и готовит ее к достойной встрече с Ним. » .

Призыв к бодрствованию Мф. 24, 42 -44 Мк. 13, 32 -37 Лк. 21, 34 Призыв к бодрствованию Мф. 24, 42 -44 Мк. 13, 32 -37 Лк. 21, 34 -38 42. Итак бодрствуйте, 33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, 34. Смотрите же за собою, потому что не знаете, в ибо не знаете, когда наступит это чтобы сердца ваши не который час Господь ваш время. отягчались объядением и приидет. 34. Подобно как бы кто, отходя в пьянством и заботами 43. Но это вы знаете, что, путь и оставляя дом свой, дал слугам житейскими, и чтобы день тот если бы ведал хозяин своим власть и каждому свое дело, и не постиг вас внезапно, дома, в какую стражу приказал привратнику бодрствовать. 35. ибо он, как сеть, найдет на придет вор, то 35. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, всех живущих по всему лицу бодрствовал бы и не дал когда придет хозяин дома: вечером, земному; бы подкопать дома своего. или в полночь, или в пение петухов, 36. итак бодрствуйте на всякое 44. Потому и вы будьте или поутру; время и молитесь, да готовы, Феофилакт: «Притом ичтобы, придя внезапно, скрыл кончину жизни как общей, всех и Блж. ибо в который час 36. для пользы нашей Бог не нашел сподобитесь избежать так сих не думаете, приидет Сын вас спящими. будущих бедствий и предстать каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно Человеческий. 37. страшась, как бы она не всем: нас неготовых. . . Вечером подвизались, ожидая ее и А что вам говорю, говорюзастала пред Сына Человеческого. бодрствуйте. настает конец, когда кто умрет состарившись; в полночь, - когда кто достигнет средины века; в пении петухов, - заповедует бодрствовать и готовиться, то естьпетух Блж. Феофилакт: «Господь когда начинает раскрываться в нас рассудок, ибо означает рассудок, пробуждающий нас от придет Господь, мы могли представить обогащаться добрыми делами, чтобы, когдасна бессознательности. Наконец, утро означает совершенно Под вором разумеется конец и смерть каждого. Как незаметно, Ему, что Ему угодно. детский возраст. Итак, всем нужно помышлять о конце жизни» . говорит, приходит вор, так неожиданно будет Мое пришествие: не будьте же беспечны, но бодрствуйте. Если бы мы знали, когда наступит наша кончина, то мы бы только в тот день постарались угождать Богу. А теперь, так как не знаем, то всегда бодрствуем для дел добродетели» .

Притча о 10 девах Мф. 25, 1 -13 1. Тогда подобно будет Царство Небесное Притча о 10 девах Мф. 25, 1 -13 1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2. Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3. Лопухин: «Царство Божие некто-либо, храня с собою подобно десяти девам, — это Неразумные, взяв светильники свои, не взяли девство, не предался беспечности, как Свт. Иоанн Златоуст: «чтобы может, конечно, быть масла. только особенный обороти не стал нерадеть о прочем, Христос подобно всем 4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла Небесноеприводит эту бы уже исполнивший все, речи, и значит, что Царство в сосудах своих. обстоятельствам, изложенным в притче, ичто девство, хотя быучастие десять дев» . 5. притчу, которая может убедить в том, в уснули. самый дар девства, чистоту И как жених замедлил, то задремали все которых принимали оно было соединено Свт. Иоанн: «Светильниками называет Он здесь Свт. Афанасий Великий: «Мудрые пять дев, трезвясь, взяли елей в сосуды сердца 6. Блж. полночь раздался крик: человеколюбие, замедление милосердия, осуждаетсяне Но в Феофилакт: «Сон означаетжених идет, милосердиежениха указывает, что вот, смерть, а чуждо дел и помощь бедным» . со всеми другимиелееместь подаваемую свыше благодать Духа» . святости, а добродетелями, будучи выходите навстречу ему. своего, то 7. Тогдавместевсе девы скоро наступит второе пришествие» . в полночь мы спим встали с людьми прелюбодейными. . . Потому-то Христос те и поправили светильники свои. «Этим показывается, что Господь придет нечаянно, так как и называет их 8. глубоким сном. Приходитсовершивши больший подвиг, за несовершение меньшего Неразумные жечто они, мудрым: дайте нам вашего масла, потому чтогорит тогда, юродивыми, - наши при Особенно значит: при светильник: он светильники «Светильникисказалидуши. крике; этоум каждого - соответственно вере своей Блж. Иероним: «Масло имеют те девы, которые втором пришествии возгласит наши гаснут. лишились всего» . труба» . когда имеет елей добрых дел и милостыню. » . украшаются и делами; а не имеют масла те, которые, по-видимому, как будто и 9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к исповедуют купите себе. Господа соответственной верой, но не заботятся о продающим и (Попович): «И - тогда встали все девы те, и украсили доброделании. Под Прп. Иустин светильники свои, пятью девами, неразумными и разумными, и готовые понимать пять чувств, 10. Блж. Феофилакт: они покупать, пришел жених, мы можемвошли с ним на брачный Когда т. е. все воскресли действительно неразумны уже потому, что искали елея, же пошли «Девы из мертвых, души их соединились с своими телами, пир, и которые у одних устремляются к небесному смерти» . «как бы неаслучилось двери затворились; пробудившимися от сна и желают высшего, у других когда уж не время было получать его. Мудрые говорят: 11. жаждут земнойи прочие девы, незначит: добродетелей ближнего едва достаточно после приходят нечистоты и и имеют теплоты истины, которой они могли бы недостатка и у нас, и у вас » , это говорят: Господи! отвори нам. свои 12. Он же сказал имего самого, просветить вам: сердца. » . Каждый может получить для оправдания в ответ: истинно говорю бесполезны. а для меня они не знаю вас. 13. Итак, бодрствуйте, потомутолькознаете ни дня, мысли своейдругого» . оправдание что не от т. е они в а не от в который приидет Сын «Они ушли к продающим купить елея, своих дел, ни часа, дел ушли к бедным и стали Человеческий. о том, какое доброе дело милостыня. Но дверь была уже заперта для размышлять них, ибо после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания. Вследствие этого Господь и говорит им: «Не знаю вас» , потому что, человеколюбивый и милостивый, Он не знает безжалостных» .

Притча о талантах Мф. , 25, 14 -30 14. Ибо Он поступит, как человек, Притча о талантах Мф. , 25, 14 -30 14. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18. получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя Глатков: «Пять глупых дев верили в предстоящее пришествие жениха, искренно желали поставлю; войди в радость господина твоего. встретить Его; светильники веры сказал: господин! я знал тебя, так как им не с чем было 24. Подошел и получивший один талант иих горели, но скоро потухли; ичто ты человек жестокий, встретить сеял, и собираешь, где не рассыпал, жнешь, где не его, так как по нерадению они не запаслись добрыми делами, то и были не допущены к брачному пиру, и скрыл талант дев, в земле; вот тебе твое. 25. и, убоявшись, пошел а пять мудрых твой встретившие жениха не только с ярко пылавшими 26. светильниками. веры, но и с в ответ: лукавый дел, и ленивый! ты знал, чертоги брачные. Также и в Господин же его сказал ему запасом добрых раб были введены им в что я жну, где не сеял, и притче рассыпал; собираю, где не о талантах: даже ленивый раб, представлявший лукавые оправдания, и тот оказывается верующим отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы сохраняет веру 27. посему надлежало тебев необходимость дать Господину своему отчет; и тотмое с прибылью; в 28. Него до конца, но является к Нему с имеющему десять талантов, итак, возьмите у него талант и дайте одной этой верой, и сознается, что ничего доброго в своей 29. жизни не сделал. И такого веровавшего во Христау неимеющего отнимется исвой в землю, равно ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а раба, зарывшего талант то, что имеет; 30. как и тех дев, которые не сумели поддержатьтам будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: добрыми делами пламень своей веры, — словом, возгласил: кто имеет уши таких христиан не допустят в Царство Небесное» . слышать, да слышит!

Притча о Страшном Суде Мф. 25, 31 -46 31. Когда же приидет Сын Человеческий Притча о Страшном Суде Мф. 25, 31 -46 31. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону. Господа было не славно и сопровождалось Блж. Феофилакт: «Так как первое пришествие Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, во второй раз Он придет сомира: и с ангелами, служащими Ему. Прежде унижением, то уготованное вам от создания славою 35. всего Господь вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли ибо алкал Я, и отлучает святых от грешников, освобождая первых от мучения, а потом, Меня; поставив, будет говорить с ними. Овцами называет святых по кротости их и потому, что 36. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. они доставляют нам плоды и пользу, как овцы, и дают волну, то есть покров 37. Аверкий: «Своих последователей Господь называет «братиями Своими» , как близких, как Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или божественный и сродных Ему по духу, духовный, а равно и молоко, то есть духовную пищу. Грешников же жаждущим, и напоили? по расположениям, по страданиям; «меньшими» называет их потому, Блж. Феофилакт: «Заметь, что Бог не и они ходят нищи, отвержены» . называет козлищами, потому что для людей– по и одели? что они уничижены, что они уготовал огненное мучение и не для нас 38. когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, стремнинам; они беспорядочны и уготовал наказание, а для дьявола, но я сам себя делаю заслуживающим наказания. бесплодны, как козлища» . 39. когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? «Ответ праведников свидетельствует об их смирении и сознании своего недостоинства. Вострепещи, им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одномукиз сих за то, вере 40. «Царство Небесное праведники наследуют за посылаются эти люди в муку не братьевчто И Царь скажет человек, представляя, что вот дела любви и милосердия ближним. О Моих Таков закон нравственного самосовершенствования: чем более человек нравственно они сделали или меньших, тоупоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, какое-либо здесь неблудники Мне. убийцы, или хищники, не за то, что совершили другое которые суть усовершается, тем более сознает идите ведет праведности, ничто так ничтожность Прп. Максим (Ин. 13: 35; Iсделали сторону: ондобра. Ибо еслисвоих совершенств» . не 41. злодеяние, -веры. Исповедник: Кор. 13: 1). Равно и молитва икпроклятые, в огонь рассмотреть, Тогда скажета за то, что непо «Ничто так легко неот Меня, все внимательно вечный, не плоды и тем, которые левую никакого прочие подвиги веры то хищником окажется ии его: них невозможна истинная любовь к ближним и искренние, тот, кто имеет Богу, как однако, не оказывает милости, хотя много и, сострадание, оказываемое тем, кто уготованный диаволу и ангелам приближению к способствует обожению упоминаются, потому, что без бы явно и не делал никакой обиды ближнему. Все, что имеет 42. нелицемерные дела милосердия. Говоритсястолько о делах милосердия, потому, что они ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; он более должного, нуждается в нем, от души, удовольствием и радостью» . 43. был странником, доказывают требующих, если благочестие христианина» . и не посетили и не приняли истинную веру не одели Меня; болен и него» . похищает у Меня; был наг, и и они не получают отв темнице, Меня. 44. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Совещание в доме Каиафы Мф. 26, 1 -5 1. Когда Иисус окончил все слова Совещание в доме Каиафы Мф. 26, 1 -5 1. Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2. вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. 3. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4. и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5. но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Мк. 14, 1 -2 Лк. 22, 1 -6 1. Через два дня надлежало 1. Приближался быть празднику Пасхи и праздник опресноков. И искали опресноков, первосвященники и называемый книжники, как бы взять Его Пасхою, хитростью и убить; 2. и искали 2. но говорили: только не в первосвященники и праздник, чтобы не книжники, как бы произошло возмущения в погубить Его, потому народе. что боялись народа.

Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного Мф. 26, 6 -13 Мк. 14, 3 Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного Мф. 26, 6 -13 Мк. 14, 3 -9 6. Когда же Иисус был в Вифании, в доме 3. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с 7. приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, алавастровым сосудом мира драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на возливала Ему возлежащему на голову. 8. Увидев это, ученики Его вознегодовали и 4. Некоторые же вознегодовали и говорили: к чему такая трата? между собою: к чему сия трата мира? 9. Ибо можно было бы продать это миро за 5. Ибо можно было бы продать его более нежели большую цену и дать нищим. за триста динариев и раздать нищим. И роптали 10. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что на нее. смущаете женщину? она доброе дело сделала 6. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? для Меня: Она доброе дело сделала для Меня. 11. ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня 7. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда не всегда имеете; захотите, можете им благотворить; а Меня не 12. возлив миро сие на тело Мое, она всегда имеете. приготовила Меня к погребению; 8. Она сделала, что могла: предварила помазать 13. истинно говорю вам: где ни будет тело Мое к погребению. проповедано Евангелие сие в целом мире, 9. Истинно говорю вам: где ни будет сказано будет в память ее и о том, что она проповедано Евангелие сие в целом мире, сделала. сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

Предательство Иуды Мф. 26, 14 -16 14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, Предательство Иуды Мф. 26, 14 -16 14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; 16. и с того времени он искал удобного случая предать Его. Мк. 14, 10 -11 10. И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. 11. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. Лк. 22, 3 -6 3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. 5. Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Свт. Иоанн Златоуст: «И смотри, как велика злоба Иуды, когда мирского богатства и «Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, Он произвольно приступает к предательству, когда делает это из-за денег, и притом денег столь незначительных» . владычества: его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя: он начал сам вознаграждать себя из ковчежца, тайно присваивая себе вметаемые в него пожертвования, по свидетельству Евангелиста Иоанна (Ин. 12: 6). Аверкий: «Чтобы показать все свое презрение к Господу Иисусу Христу, и в расчете на Случай в доме Симона прокаженного окончательно дал ему понять, что он напрасно скупость и сребролюбие предателя ему и назначают в общем совсем ничтожную сумму – ждет обогащения от Учителя добровольной нищеты и самоуничижения» . цену беглого раба – «тридесять сребреник» , т. е. тридцать серебрянных, так называемых «священных сиклей» , в каждом из которых было всего по 80 копеек приблизительно, а всего, следовательно, около 24 рублей серебром» .

Великий Четверг Тайная Вечеря Великий Четверг Тайная Вечеря

Подготовка к празднику Пасхи Мф. 26, 17 -19 Мк. 14, 12 -16 Лк. 22, Подготовка к празднику Пасхи Мф. 26, 17 -19 Мк. 14, 12 -16 Лк. 22, 7 -13 17. В первый же день 12. В первый день опресноков, когда 7. Настал же день опресноков, в который опресночный заколали пасхального агнца, говорят надлежало заколать пасхального агнца, приступили ученики к Ему ученики Его: где хочешь есть 8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: Иисусу и сказали Ему: пасху? мы пойдем и приготовим. пойдите, приготовьте нам есть пасху. где велишь нам 13. И посылает двух из учеников Своих 9. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе и говорит им: пойдите в город; и приготовить? пасху? встретится вам человек, несущий 10. Он сказал им: вот, при входе вашем в 18. Он сказал: пойдите кувшин воды; последуйте за ним город, встретится с вами человек, в город к такому-то и 14. и куда он войдет, скажите хозяину несущий кувшин воды; последуйте за скажите ему: Учитель дома того: Учитель говорит: где ним в дом, в который войдет он, говорит: время Мое комната, в которой бы Мне есть пасху 11. и скажите хозяину дома: Учитель близко; у тебя с учениками Моими? говорит тебе: где комната, в которой бы совершу пасху с 15. И он покажет вам горницу Мне есть пасху с учениками Моими? учениками Моими. большую, устланную, готовую: там 12. И он покажет вам горницу большую 19. Ученики сделали, приготовьте нам. устланную; там приготовьте. как повелел им Иисус, 16. И пошли ученики Его, и пришли в 13. Они пошли, и нашли, как сказал им, и и приготовили пасху. город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Свт. Иоанн Златоуст: приготовили пасху. «Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону. Но для чего именно посылает к неизвестному человеку? Чтобы и этим показать, что Он мог не пострадать. В самом деле, если Он одними только словами расположил сердце этого человека к тому, чтобы принять учеников, то чего не произвел бы в распинающих Его, если бы не хотел пострадать? » .

Ин. 13, ног Умовение 1 -20 1. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел Ин. 13, ног Умовение 1 -20 1. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. 2. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3. Иисус, зная, что Отец все отдал в рукиудивляясь. Он от Бога исшел и к Богу отходит, и тому, кто Блж. Феофилакт: «Евангелист, Его, и что тому, что Христос умыл ноги 4. встал с вечери, снял Его, говорит: «когда диавол уже вложил в сердце Иуде» . Так до конца Он решился предать с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым заботился об исправлении предателя» . был препоясан. 6. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Блж. Феофилакт: «умывает ноги ученикам, чтобы вполне выказать любовь к ним и вперед 7. Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. оставить им великое утешение среди бедствий, какие их постигнут, утешение в той « «Начал» , сказано, умывать ноги ученикам и отирать, «потом» подходит к Симону Петру. 8. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части «Что Я делаю, теперь ты не знаешь что дело им заключает в себе учеников никто не мысли, что возлюбивший их до того, того; умылне первого. не оставит их и в бедствиях» . Отсюда-то и видно, что Господь умыл Петра Моеи ноги, Из прочихглубокое смирение, со Мною. которому Я и бы принять умовение прежде Петра, а отважился вас учу. Однако же после того, как ты именем Моим будешь изгонять бесов, когда 9. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, нопредатель мог дерзнуть на это. Ибо и руки и голову. увидишь Мое вознесение на небо, кого-нибудь из прочих учеников, то сей, кто бы он если бы говорит ему: омытому нужно только. Духа Святаго узнаешь, что Я восседаючисты, ни был, не Господь начал умывать когда от ноги умыть, потому что чист весь; и вы одесную Отца, 10. Иисус но не все. тогда ты поймешь, чтосказал допустил бы предателя Своего, бы смирился до того, что умыл ноги твои, Тот Самыймои ноги? » Господа и Тот, Кто то же, что и Петр: «Господи, Тебе ли умывать дает тебе 11. Ибо знал Он потому и сказал: не все вы чисты. такую силу над бесами и вознесся, и прославился с из прочих учеников Господь умыл предателя Отцом, нисколько не унизившись Но этого возражения не последовало. Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете от смирения. 12. Когда жеполучив повод, обличает предателя, что он имеет нечистую мысль, ли, что Я сделал одежду Значит, «Господь, умыл им ноги и наделв себя смирение, которое не унижает, а более возвышает» . нуждается в А потому и уже Петра. А первого, потом сам ты внедри остальные, вразумленные примером Петра, естественно, не вам? омовении от лукавства и перемене своего намерения. В каком же смысле апостолы были противоречили, но приняли такую высокую говорите, ибо Я точно Господом» . 13. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильночесть, возданную им то. чисты? Можно сказать, что хотя они совершенно и не были освобождены от грехов, но они 14. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги другу. чисты «Кто слово, котороекого Я питаю, кто. Господь (Ин. со Мною трапезукрайней мере, в чрез ест хлеб Мой, проповедовал им разделяет 15, 3), чисты, по (каковое 15. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. обстоятельство говорю вам: раб не Свет, господина своего, иот иудейского заблуждения» . 16. том отношении, что уже принялибольшеужене сказал: тот посланник не. Меня, но: «поднял Истинно, истинно смягчает и врагов), тот… и освободились «предает» больше пославшего на «Чрез умовение, которое считается последним служением, научает, что мы тем более его. Меня пяту» , то есть употребил против Меня коварство и лукавство, по подобию борцов, должны исполнять прочие служения, более почтенные. Я дал вам пример, чтоб и вы которые ухищряются против исполняете. 17. Если это знаете, блаженны вы, когдасвоих соперников и, запиная их пяты, повергают их» . делали то же, что которых вам, то есть служили с таким же усердием» . 18. Не о всех вас говорю; Я знаю, Я сделал избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. 19. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. 20. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

Совершение ветхозаветной Пасхи. Господь объявляет о Своем предателе Мф. 26, 20 -25 Мк. 14, Совершение ветхозаветной Пасхи. Господь объявляет о Своем предателе Мф. 26, 20 -25 Мк. 14, 17 -21 Лк. 22, 21 -23 Ин. 13, 21 -30 20. Когда же настал вечер, 17. Когда настал вечер, 21. И вот, рука 21. Сказав это, Иисус возмутился духом, и Он возлег с двенадцатью Он приходит с предающего засвидетельствовал, и сказал: истинно, учениками; двенадцатью. Меня со Мною за истинно говорю вам, что один из вас Блж. Феофилакт: «Господькогда они подал кусок Иуде столом; для того, 21. и когда они ели, 18. И, предаст Меня. чтобы он посовестился общения в Иисус и хлебе и столе 22. впрочем, Сын 22. Тогда ученики озирались друг на сказал: истинно говорю возлежали и ели, удержался вас предательства. Но Иуда и от этого не от вам, что один из сказал: истинно говорю Человеческий друга, недоумевая, о ком Он говорит. улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны предаст Меня. вам, один из вас, ядущий идет по 23. Один же из учеников Его, которого Блж. Иероним: «Тот, Которыйпредаст Меня. о предназначению, любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. предсказал ему. - Доколе предсказывает и о предателе, давая страдании, и, как неисправимый, совершенно предался 22. Они весьма со Мною, возможность раскаяться, т. опечалились и святого лика, что Ему Симон Петр сделал знак, чтобы опечалились, и начали Иуда считался одним 19. учеников и членов но горе тому из Они е. чтобы [предатель], зная, 24. Ему известны помышления его и тайные намерения, нему такого доступа. Когда говорить Ему, каждый из стали говорить Ему, одинпоступке; и однако Он не обозначил нарочито спросил, кто это, о котором говорит. дотоле сатана не имел к раскаялся в своем человеку, же более бесстыдным. Господь них: не [имени], чтобыего идругим: неот уличенный, не сделался 25. Он, припав к груди Иисуса, сказал я ли, Господи? за отлучил я ли? и которым Он Господь отделил тот, открыто прочих учеников, Зигабен: «Иисус хлеб, тогда сатана овладел им, как Христос предпочел дажепредается. устрашить и опечалить всех прочих, чтобы 23. Он же сказал в ответ: преступление вообще, чтобы сознающий его принес покаяние» . Ему: Господи! кто это? показывает другой: не я ли? объявив его чрез только со Мною рукуот Он же сказал погибшего И опустившийобратить на 20. Господа и отлученным отони начали почему беспокоились остальные, 23. ученика. Но 26. Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув оставленным путь истины им в в блюдо, они не чувствовали за собою ничего подобного? Потому что ониподам. И, обмакнув кусок, ответ: один из спрашивать если этот предаст лика. «Сатана вошел в него» , то есть друг кусок хлеба, беспредельно верили божественного Меня; друга, боялся, подал Иуде Симонову образом Учителю, как правдивейшему, и каждый из них. Ибобы из чтобы каким-нибудь Искариоту. не проник в глубину егодвенадцати, сердца и овладел его душой. кто 24. впрочем Сын обмакивающий со Мною них был, который 27. И после сего куска вошел в него сделаться извне, страстью сатана прежде нападал на Иуду таким в ослеплении своего ума» . Человеческий идет, как в блюдо. это сделает. сатана. Тогда Иисус сказал ему: что сребролюбия, а теперь совершенно овладел им, внушив писано о Нем, но горе тому 21. Впрочем Сын делаешь, делай скорее. ему предательство. Иисус говорит Иуде: «что делаешь, человеку, которым Сын Человеческий идет, как 28. Но никто из возлежавших не понял, к делай предается: писано о Нем; побуждает Иуду к скорее» . Сим Господь не но горе Человеческий чему Он это сказал ему. Блж. Феофилакт: «Прямо обличает предателя, так как, будучи прикровенно обличаем, Иуда не предательству, но как бы укоряет его в том, что он лучше было бы этому 29. А как Иуды был ящик, то некоторые исправлялся. Поэтому, тому человеку, которым Мною» , объявляет о немудля того, чтобы хоть так говоря: «омочивший со идет на родиться. предательство. Словом: «делай» Господь как бы человеку не Сын Человеческий думали, что Иисус говорит ему: или исправить его. Однако, будучи бесстыдным, Иуда обмакнул кусок в том же самом блюде, купи, что так говорит: 25. При сем и Иуда, вот Я оставляю тебя, делай, что хочешь; предается: лучше было нам нужно к празднику, или чтобы дал тарелке. Затем Господь говорит: «впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем» , то есть если предающий Его, сказал: не бы тому человеку не удерживаю что-нибудь нищим. не препятствую твоему намерению, не Христу и было предопределено пострадать для спасения мира, однако по этой причине вовсе не я ли, Равви? Иисус говорит тебя более» . родиться. 30. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а следует чтить Иуду. Напротив, горе ему, потому что он сделал это вовсе не для того, чтобы ему: ты сказал. была ночь. посодействовать воле Божией, но чтобы услужить своей злобе» .

Установление таинства Евхаристии Мф. 26, 26 -29 Мк. 14, 22 -25 Лк. 22, 14 Установление таинства Евхаристии Мф. 26, 26 -29 Мк. 14, 22 -25 Лк. 22, 14 -30 26. И когда они ели, Иисус 22. И когда они ели, 14. И когда настал час, Он возлег, и взял хлеб и, благословив, Иисус, взяв хлеб, двенадцать Апостолов с Ним, преломил и, раздавая благословил, преломил, 15. и сказал им: очень желал прообраза, сию Блж. Иероним: «После того, как совершена была Пасха, имеющая значение. Я есть с вамии ученикам, вкушения вместедал им и сказал: плоти агнца, Он взял хлеб, - который укрепляет пасху прежде Моего страдания, после сказал: приимите, с апостолами ядите: сие есть Тело Мое. приимите, ядите; сердце человека, - и совершает переходсие есть 16. ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, к истинному священнодействию Пасхи, чтобы 27. И, взяв чашу и Тело Мое. пока она не совершится в Царствии Божием. подать истинное Свое тело и Свою сделал Мелхиседек, Свт. Иоанн Златоуст: «Для чего чашу, кровь, подобно тому, какблагодарив, сказал: Для Христос совершил это таинство во время пасхи? благодарив, подал им и 23. И, взяв 17. И, взяв чашу и священник Бога вышнего, принесший Он и приимите ее и разделите между собою, того, чтобы ты из благодарив, подал хлеб и вино как прообраз Его (Быт. 14: 18)» . сказал: пейте из нее все, всего познавал, что им: есть законодатель ветхого завета, и что 28. написанное Кровь Моя пили из нее все. ибо сие есть в этом завете служит прообразованием новозаветных событий. Поэтому18. ибо Блж. Феофилакт: «Намереваясь преломить хлеб, Господьсказываю вам, как для того, чтобы благодарит что не буду пить от то Завета, за многих Нового. Христос вместе с образом полагает и есть плода виноградного, доколе не придет 24. И сказал им: сие самую истину. Если образ был освобождением и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он изливаемая во оставление Кровь Моя Нового Завета, Царствие Божие. от столь великого рабства, то тем более Истина освободит вселенную и предаст Себя с благодарностью принимает преломление Своего тела, то есть умерщвление, и не грехов. для спасения нашего естества. Он упраздняет. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и за многих изливаемая. 19. самый главный праздник иудеев, негодует на это, как на нечто недобровольное; благодарит, наконец, и для того, чтобы 29. Сказываю же вам, что 25. Истинно говорю вам: Я подал им, говоря: «Что это за новое вино, этому научает нас Церковь, призывая их к другой, страшной вечери» . сие есть тело Мое, которое и «Говоря: «сие есть тело плода за вас предается; сие творите в Мое мы принимали Тайныот Мое» , показывает что хлеб, освящаемый на Христовы с благодарностью» . Блж. Феофилакт: отныне не буду пить от изливаласьбуду пить только евреев, а эта – за всех «приидите новаго уже не за одних в день Воскресения Христова: людей. Многими воспевающая Зигабен: «Та кровь Свт. Иоанн: «И называет кровью нового завета, то есть, обетования, возвещения плода сего виноградного до рождения – Божественнаго веселия царствия того жертвеннике, всех, потомутело все – тожеа невоспоминание. Он не сказал: «сие есть самое что Христово, дня, образ его, ибо за многия называет здесь естьобещано было издревле, и составляет новый завет. Ипо сравнению многие. Или сказал: нового закона. пить с когдавинограда Это как ветхий того дня, когда буду есть Тело Христова приобщимся» . Также иновый плодвечери, говоря: сия 20. Итак, чашу после винограда, новое образ» , нонародом, так как буду Хлеб новое его те, которые освобождаются хотя и «сие Мое» . пить неизъяснимым действием прелагается, от всего с еврейским имел овнов и многочисленнее имеет кровь Господню. Как завет и новый чаша вами новое вино хлебом. Так тельцов, так и не решились есть сырое мясо и пасху вы кажется нам в Царстве вино в Царствии Божием. умер Иисус Христос» . в Моей крови, которая как мы слабы бы Новый Завет человеческую и спасаются, ради которых за веселие царства Христова, поскольку совершали, говорит Он, вино, это божественноевас проливается. так и это таинство в воспоминание чудес, бывших в Египте, Отца Моего. плоть, то нами преподается хлеб, хотя на самом деле это - плоть» . вино есть символ веселия, радости» . совершайте в Мое воспоминание. Кровь ветхого завета была изливаема во спасение первородных, а эта кровь изливается во оставление грехов всего мира» . Блж. Феофилакт: «Свое воскресение по всей справедливости называет Царствием, ибо Аверкий: «Это – последняя ветхозаветная Пасха для всех Его последователей: впредь они тогда Он упразднил смерть, явив Себя истинным Царем. . . новое питие - откровение будут причащаться Тела и Крови Его, доколе не вступят с Ним в теснейшее и тайн Божиих, приискреннейшее общение в будущей блаженной жизни» . при втором которые откроются тогда - в Царстве Божием, то есть пришествии; «новыя» , то есть такие, каких мы никогда не слышали» .

Спор апостолов, кто из них больший Лк. 22, 24 -30 24. Был же и Спор апостолов, кто из них больший Лк. 22, 24 -30 24. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. 25. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26. а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. 27. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. 28. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29. и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30. да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. Блж. Феофилакт: «До спора о сем они дошли последовательно. Вероятно, один из них говорил другому: ты хочешь предать, а сей опять тому: нет, ты хочешь предать. Отсюда перешли к тому, что начали говорить: я лучше, я больше и подобное» .

Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Притчи Господа о бодрствовании (Мф. 24, 25 -36, Домашнее задание Прочитать следующие отрывки: • Притчи Господа о бодрствовании (Мф. 24, 25 -36, 46; Мк. 13, 32 -37; Лк. 21, 34 -38). • Изображение Страшного Суда (Мф. 25, 31 -46). • Предательство Иуды (Мф. 26, 14 -16; Лк. 22, 1 -6; Мк. 14, 10 -11). • Тайная Вечеря (Мф. 26, 26 -29; Мк. 14, 22 -25; Лк. 22, 14 -30; Ин. 13, 1 -30).