модерн.pptx
- Количество слайдов: 30
Ведущие стили европейского искусства: модерн
Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (другое название арт нуво).
Предшественником стиля Модерн был стиль Эклектики (цитирования и смешения предыдущих стилей). В 1880 -е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834 — 1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ. ) (1851— 1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций. Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Ъ Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Основные черты: Приглушенные цвета - цвет увядшей розы и табачные, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Отказ от прямых линий, плавность, текучесть линий, подражание природным формам растений. Плавность и текучесть форм, отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую.
Интерес к новым технологиям (например в архитектуре). Расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Архитектура в стиле модерн Одним из первых архитекторов, работавших в Стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались. стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Отель ван Этвельде Отель Тассель
Отель Сольвей
Вилла Берта, Ивелин, Франция (1896 г. ) Эктор Гимар Вилла Берта, Ивелин, Франция (1896 г. )
Замок Henriette - Sevres, Франция (1899 -1903 гг. ) Отель Nozal, Париж, Франция (1902 -1906 гг. )
Замок Orgeval, Эссон, Франция (1904 г. )
Антони Гауди: Эль-Каприччо (1885)
Дом Бальо (1906) Дом Висенс (1888)
Живопись в стиле модерн Признаками считаются особая плавность форм, вытянутые фигуры, подчёркнутые контуры, чёткие одноцветные поверхности. Всё изображение выглядело плоским, а в иных случаях казалось украшенным аппликациями стенным ковром. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ.
Модерн обнаруживает пристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические сюжеты ( война, смерть, грех, любовь), мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти (трепет, игру, вихревое движение). С живописью модерна связаны П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, Е. Поленовой, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.
Врубель М. А. Царевна-лебедь (1900) Жена художника (1898)
Климт, Густав Невинность. 1913. Поцелуй (1907— 1908)
Леон Бакст Ужин 1902 Древний Ужас, 1908
Фернан Кнопф Искусство, или нежность сфинкса. 1896. Врубель Пан. К. Сомов Портрет М. Кузмина.
Скульптура Динамика и текучесть формы и силуэта характерны для скульптуры (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист)
Огюст Роден Ева 1881 Огюст Роден Ромео и Джульетта 1905
Вечная весна 1900 Поэт и Муза 1900
Аристид Майоль Ночью 1930 -1938 Средиземное море в Перпиньяне, 1902 -1905
Модерн в декоративноприкладном искусстве Мебель Стремление к стилевой цельности, к неразрывности архитектуры интерьера и его наполнения привело к выбору такого вида встроенной мебели, которая как бы вырастала из облицованных деревянными панелями стен, подчеркивая их пластику и сообщая пространству ту цельность, которая была одной из примет модерна. Ювелирное дело В изделиях из серебра с усложненными растительными узорами в стиле модерн и с криволинейными очертаниями самих предметов обнаруживалась внутренняя близость и с ложнобарочными формами серебра середины XIX века, близким к традициям бидермайера.
Стекло и фарфор Здесь был в наибольшей степени замаскирован разрыв между уникальным и массовым (который сознательно стремилась сгладить эстетика модерна). Стремление к лаконичной форме изделий м к выявлению эстетических свойств материала. Заимствовании декоративных средств в других искусствах (использовались не только стилизованные мотивы, но и целые архитектурные графические композиции).
Обри Бердслей. Иллюстрация к «Саломее» . Павлинье платье 1894 Обри Бёрдсли
Тиффани, Луис Витраж «Древо жизни» Альфонс Муха Собор Святого Вита
Спасибо за внимание