Ведение • Наука
• Необходимость философского подхода вызвана, в частности, сменой типа рациональности. • Остановиться на рациональных методах науки - значит обречь себя на неполное, нецелостное познание. Встает вопрос о синтезе методов познания, в основе которого лежит целостность человека познающего, использование им для познания всей совокупности своих возможностей. • Целостный подход к субъекту познания, не может удовлетворится пониманием субъекта как чистого сознания.
• Это означает, что познание не является «копированием» действительности, оно осуществляется как выдвижение субъектом предположений, т. е. как принципиально иная процедура, фундаментальным условием которой становится «структура человека» - система биологических свойств, а также личностных, культурно-исторических, предметно-практических предпосылок, установок, в целом ценностных ориентаций субъекта. • Личностные качества субъекта познания , такие как интуиция, идеалы, вера становятся значимы в процессе получения знания.
• Верования унаследованы как традиции, принимаются в готовом виде как «вера наших отцов» . • Среди самых значимых в европейской культуре является вера в разум и интеллект. • Признание конструктивной роли веры в повседневности, в познавательной и преобразующей деятельности – важный фактор в познании
• Новые представления о научной рациональности • Прежде всего следует отметить, что произошло уточнение самого понимания рациональности как ratio, разумности, предполагающей целесообразность, систематичность, согласованность, упорядоченность, передавемость и логичность суждений, действий, поведения. Стало очевидным, что рациональность и логичность не совпадают в полном объеме, как это достаточно долго считалось в европейской традиции. Законам логики подчиняются и содержательно ошибочные и даже бессмысленные суждения • Однако история науки показывает, что научная рациональность в традиционном, классическом понимании оказывается слишком узкой, не охватывающей реальный процесс исследования, который включает также факторы иного порядка, в частности культурно-исторические.
• Современный этап в развитии философии науки непосредственно связан со сменой парадигм, с переходом от стандартной концепции научного знания к новым представлениям, принимающим во внимание не только природное, но и социальное бытие, а также социальный и культурно-исторический характер самой науки.
Итак, современные проблемы науки связаны с: • Изменением субъекта познания (его активность и включенность в процесс получения знания); • С необходимостью обеспечения целостности личностного отношения к реальности (необходимо включить такие факторы познавательного процесса, как интуиция, ценности, вера); • С необходимостью учета социальнокультурных условий, в которых добывается знание.
• Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией. • Этот переход всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука.
Культура - Личность