Искусство с древ. времен по 20 в..ppt
- Количество слайдов: 160
Важнейшие функции первобытного искусства: • коммуникативно-мемориальная функция (рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии); • познавательная функция (для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала; познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо); • магико-религиозная функция (В основе магии лежит принцип аналогии — вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. • эстетическая функция (В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира. Это ритм, симметрия, правильные формы).
Первобытные верования АНИМИЗМ (от лат. anima, — «душа» ) вера в существование души и духов, в одушевленность всей природы. В науку понятие ввел Э. Тайлор ФЕТИШИЗМ религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства ТОТЕМИЗМ религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема, идолапрародителя, чаще всего, животного МАГИЯ символическое действие или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путем
Палеолит Первые наскальные изображения Руки
Палеолит Первые наскальные изображения Спирали, солнечные знаки и лабиринты
Графические приемы древних художников 1) Передача формы животного с помощью пятен и линий
Графические приемы древних художников 2) Передача объема с помощью штриховки и светотени
Передача в изображении силы животного гораздо важнее для древнего человека, чем передача сходства
Неолитическая революция Собирательство сменилось земледелием Охота сменилась животноводством Человек в искусстве становится центральной фигурой
Наскальная живопись. Южная Африка
“Виллендорфская венера”. Нижняя Австрия. Верхний палеолит
Палеолитическое жилище из природных материалов Пещеры
Палеолитическое жилище из природных материалов Шалаши
Палеолитическое жилище из природных материалов Свайные постройки Такие дома строили на болотах и озерах
В разных районах земли постепенно возникали разные формы домов В горных и пустынных районах, где много камня и глины, появились круглые постройки В лесных районах, где много деревьев, появились кубические постройки
При увеличении семьи планировка жилища усложнялась Единый дом делился внутри на части Отдельные дома ставили вокруг двора
Мегалиты от греческого megas – большой и litos - камень - древние сооружения из огромных камней
Менгиры от бретонского men – камень и hir - длинный Высокие одиноко стоящие камни
Иногда менгиры украшались резьбой
Часто из менгиров составляли целые поля
Кромлехи от бретонского krom – круг и leh - камень Большие круги из камней
Стоунхендж
Стоечно-балочная конструкция в архитектуре
Стойки и балки в мировой архитектуре
Дольмены от бретонского toll – стол и men - камень Сооружения, перекрытые большим плоским камнем
Особенности художественной культуры Древнего Востока 1) пиктография – повествование, язык в картинках. Первый пиктографический язык – клинопись – буквы, слоги и слова заменяются картинками. 2) гигантомания (сооружения огромных размеров) 3) причины: - человек впервые осознал свою силу (начал создавать искусственную природу). Появляется тема героя победителя (Осирис, Гильгамеш, Геракл и др. ) - развитие научных знаний - царь (фараон) – наместник возвеличивают бога и царя. бога на земле. Художники 3) традиционализм (каноничность) 4) философичность 5) зооморфизм (соединение человека с животным) истоки – тотемизм 6) повествовательность 7) синкретизм (синтез всех искусств)
Осирис бог возрождения, царь загробного мира. Иногда изображался с головой быка
Ра – бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «солнце» . Тело человека голова сокола.
ХАТХОР богиня неба; в древнейших верованиях представлялась в облике небесной коровы, родившей Солнце
СЕШАТ богиня знаний, письма, счета, хронологии
МААТ олицетворение миропорядка и истины. Почиталась как дочь и око бога Ра
Рамзес II преподносящий цветы богине Сехмет – богиня войны
Серкет богиня мести (голова скорпиона или змеи)
Взвешивание сердца
Сущности человека по представлениям древних египтян КА(двойник) РЕН (имя) ШУИТ (тень) БА (душа) ИБ (сердце) САХ (тело) БА (жизненная сила)
Ушебти — фигурки магического назначения, помещаемые в погребальную камеру
Канон в изображении женщины: -фронтальность; - белые одежды; - руки либо на коленях под прямым углом, либо прижаты к груди; - в прижизненных изображениях прорисован только один глаз.
Египетские пирамиды – одно из чудес света Первая пирамида – Джосера (5 -ти ступенчатый зиккурат) Создатель – архитектор Имхотеп. Апогей развития – Гизские пирамиды: Хеопса, Хефрена, Миккерина. 1) пирамида – жилище фараона после смерти (дом для вечной жизни) 2) необходимо все, что может понадобиться фараону в загробной жизни (ушебти) 3) особый заупокойный культ (мумификация)
Комплекс пирамид: -Пирамида Хеопса - Пирамида Хефрена - Пирамида Миккерина Зодчий: Хемиун
Структура погребального комплекса
Пирамида Хеопса Высота: 146, 6 м Длина стороны основания: 233 м 3 погребальные камеры
1. Главный вход 2. Вход, который проделал Аль-Мамун 3. Перекресток, "пробка" и туннель Аль-Мамуна сделанный "в обход" 4. Нисходящий коридор 5. Незавершенная подземная камера 6. Восходящий коридор 7. "Камера царицы" с исходящими "воздуховодами" 8. Горизонтальный туннель 9. Большая галерея 10. Камера фараона с "воздуховодами" 11. Предкамера 12. Грот
Пирамида Хефрена Высота: 143, 3 м Длина стороны основания: 215, 25 м Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой фараона в парадном царском платке – клафте
Большой сфинкс охранял дорогу восхождения Высота сфинкса – 20 м, длина – 57 м.
Скальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль Бахри Зодчий: Сенмут Сфинкс Хатшепсут
Структура Древнеегипетского храма Новое царство (16 – 11 вв. до н. э) зал для всех желающих: полуоткрытый, окружен рядом колон, освещался естественным светом Молельный зал (алтарь): самый маленький, размещалась статуя божества, допускались фараон и жрецы. Только искусственное освещение Гипостильный зал: меньших размеров, для избранных, освещался частично естественным светом, частично - факелами
Корнакский храм. Развалины гипостильного зала
Аллея сфинксов
Канон в изображении фараона: -гигантомания (большие размеры); - Мощное тело; - фронтальность; - руки либо по швам, либо прижаты к груди; -одежды белые (фараон), красные (жрец); - платок фараона – клафт. Статуя Рамсеса II и одной из его дочерей
Амарнский период (конец 15 – начало 14 в. до н. э. ) Особенности искусства Амарнского периода: -исчезновение гипостильного зала; - реалистичность изображения; - изменение темы: бытовые сюжеты, охота; - отход от тотемизма; - попытки передать движение реалистично, а не схематично.
Погребальная маска фараона Тутанхамона. Золото. 14 в. до н. э. Египетский музей. Каир Тутмес. «Бюст царицы Нефертити» . Раскрашенный известняк. 14 в. до н. э. Египетский музей. Берлин
Аменхотеп IV (Эхнатон) скульптор Тутмес
Гробница Тутанхамона
Монументальная скульптура тесно связана с архитектурой. Скульптуры скальных заупокойных храмов часто высекались из той же самой скалы, что и помещения самого храма.
Заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбел
От расположения статуй внутри храма зависело их освещение. Многие статуи приставлялись к опорным столбам.
Монументальные сооружения Древнего Египта складывали из больших каменных блоков.
«Кубические статуи» так и остались каменными блоками.
Вулканический камень Базальт Очень твердые материалы заставляли скульптора лишь намечать черты лица. Гранит
Особой живостью отличаются небольшие статуэтки, вырезанные из мягкого известняка. Именно здесь, в малой скульптуре исчезает всякая угловатость и прямолинейность, свойственная монументальной скульптуре.
Для изготовления небольших, но изысканных вещей резчики использовали алебастр – мягкий полупрозрачный камень, словно светящийся изнутри.
Культура Древней Греции
Крито-микенский (эгейский период) • Кносский дворец
Микенские дворцы
Гомеровский период • Дорийский стиль
Гомер
Архаика
Классический период • Мирон. Дискобол
Поликлет. Дорифор
Фидий
Иктин и Калликрат. Акрополь.
Афина Парфенос
Зевксис пишет мальчика с виноградом
Галикарнасский мавзолей
Пракситель
Эллинизм • Сострат. Фаросский маяк
Пергамский алтарь
Харес
Агесандр
Вазы
Возрождение в Италии Джотто
Брунеллеско. Собор Санта. Мария дель Фьоре
Донателло
Мазаччо
Беноццо Гоццоли
Сандро Боттичелли
Леонардо да Винчи
Рафаэль
Микеланджело
Тициан
Веронезе. Брак в Кане
Тинторетто
Романтизм в европейском искусстве • Джон Констебль
Уильям Тернер
Эжен Делакруа
Импрессионизм • Жан Батист Камиль Коро
Эдуард Мане
Клод Оскар Моне
Пьер Огюст Ренуар
Эдгар Дега
Огюст Роден
Постимпрессионизм • Поль Сезанн
Жорж Сёра
Винсент Ван Гог
Поль Гоген
Анри де Тулуз-Лотрек
Модерн • Антонио Гауди
Авангардное искусство • Анри Матисс
Василий Кандинский
Пабло Пикассо
Рене Магритт
Сальвадор Дали
Искусство с древ. времен по 20 в..ppt