Чистый понедельник.ppt
- Количество слайдов: 14
Важнейшая мысль, на которую мы можем опираться в беседе о героях – тема духовности в любви, тема самоотдачи и творчества в отношениях с любимым человеком. Цели и задачи: Будет ли человек одинок и несчастен, если он не стремится отдавать и жертвовать? Всегда ли можно назвать любовью любовь? Может ли человек чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость при единстве с другим человеком? Размышления над этими вопросами и попытка на них ответить станут основной задачей изучения рассказа «Чистый понедельник» в моем реферате.
Как наводящий ответ на этот вопрос вспомним высказывание Эриха Фромма : « … современный человек – это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь» , чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания» .
Бунин пишет о любви, как о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе.
Герой « Красив почему-то южной, горячей красотой… «даже неприлично красив» . Он более открытый, добрый, но откровенно легкомысленный, подверженный власти случая, стихии. Не ему было понять свою подругу, прямую противоположность себе. Утонченное мастерство писателя сказалось здесь в том, что языком такого человека он сумел донести всю сложную, серьёзную натуру героини.
« Героиня Смугловато-янтарное лицо, великолепное и несколько зловещие в свое густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотистыми застежками» ;
Любовь как высшее проявление человеческой сущности предельно обостряет чувства человека. Поэтому в рассказах Бунина она всегда – «счастье и мука» . Миг высшей мистической гармонии противоречивых начал несовместим со стоянием земного блаженства, поэтому любовь в бунинских рассказах оборачивается катастрофой.
Автор расширяет свои впечатления от этой внутренне противоречивой натуры героини ссылкой на не меньшее разноличие столицы. Москва начала века, в годы, предшествовавшие первой мировой войне, действительно, являла сочетание седой древности, и соборов с новейшими достижениями культуры. Писательская память с удивительной пластической убедительностью и полнотой воспроизводит мельчайшие приметы этой эпохи
Храм Христа Спасителя
Московский кремль
n n Была ли их любовью? Наверное, нет. Оба героя искали чего-то большего. Она искала чтото высокое, не приземленное, яркое, таинственное, он же простое, искреннее, страстное. Наверное, их любовь не сложилась изза противоречий, противоречий во всём. Может быть, автор не видел «счастливых концов» в своей реальной жизни. Героиня, не получив от ночи с героем удовлетворения, уходит в монастырь, искать дальше своё счастье.
Вывод: Но конфликт в душах героев остается неразрешенным. Будущее героев все так же неясно. Неопределенность ощущается уже в том, что, изображая приход героя в церковь, писатель нигде прямо не указывает, что встреченная им монахиня и есть его бывшая возлюбленная. Лишь одна деталь – тёмные глаза – напоминает облик героини. Но в этих глазах се та же загадка, может быть, та же непотухшая страсть. Примечательно и то, что героиня уходит именно В Марфо. Мариинскую обитель. Эта обитель не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну.
Об авторе n Работа ученицы 11 в класса Ольги Крюковой, ею же сделаны иллюстрации к повести «Чистый понедельник» .