Скачать презентацию Вавилон XXIII век до н э I Скачать презентацию Вавилон XXIII век до н э I

Вавилон.pptx

  • Количество слайдов: 7

Вавилон XXIII век до н. э. – I век до н. э. Вавилон XXIII век до н. э. – I век до н. э.

 Карта Вавилона. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба Карта Вавилона. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3 -2 м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.

Экономика. Вавилон был примитивным рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались ремесла, каменные Экономика. Вавилон был примитивным рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались ремесла, каменные орудия постепенно сменялись на медные и бронзовые. Ведущей отраслью народного хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении. Техника земледелия в Вавилоне была примитивной, однако ирригационная система - совершенной. Принадлежала эта система государству, важнейшими функциями которого были ее содержание и ремонт, сооружение новых каналов и других построек. Земля принадлежала царю, т. е. государству. Значительная часть земли находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными крестьянами. Со временем общинные земли стали передаваться царем вельможам, чиновникам и военачальникам, возникало частное землевладение. В ходе захватнических войн земли присоединялись к царской собственности. Крестьяне арендовали землю за плату в виде доли урожая (1/3 зерновых культур и 2/3 садовых). Наряду со свободным населением работали и рабы. Однако рабство в Вавилоне носило патриархальный характер. Основной производственной единицей вавилонского общества была патриархальная семья, где власть отца над женами и детьми была неограниченной, вплоть до права продажи В вавилонском обществе была создана сложная социальная структура. Многочисленные своды законов охраняли неприкосновенность всех видов земельной собственности. Значительного развития в Вавилоне достигла торговля. В кодексе законов царя Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть, масло, финики, рабы, металлические изделия, ткани. Крупную внешнюю (оптовую) торговлю вели богатые купцы (дамкары), но в основном она была монополией государства. В целом хозяйство Вавилона было глубоко натуральным. Его основа - мелкие, замкнутые сельские общины, ведущие примитивное натуральное хозяйство.

Население. Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум Население. Вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум "человек", или мар авелим - "сын человека". Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан. Зависимый человек назывался мушкенум - "склоняющийся ниц". Это были люди, работающие на царской земле, во дворце или занятые определенным ремеслом. Мушкенумы были обязаны платить оброк дворцу и участвовать в военных походах. Они не имели земли и собственности, а получали ее за царскую службу в условное владение, к тому же обладали ограниченными гражданскими правами. Мушкенумы владели имуществом и рабами, их права как собственников строго защищались, при этом имущество их рассматривалось как наряду с собственностью дворца, на службе которого они состояли. Низший слой вавилонского общества составляли рабы - вардум. Рабы рассматривались как вещи, скот и лишь в незначительной степени защищались законом. Для хозяина раб был прежде всего ценной рабочей силой, с которой в собственных интересах следовало хорошо обращаться. Что касается рабов, служивших в частных домах в качестве прислуги, но их можно рассматривать в известной мере как членов семьи. Нередко хозяин дома брал рабыню в наложницы или побочные жены, и тогда, родив ему детей, особенно мальчиков, она могла занять почетное место в семье. Значительно больше рабов было сконцентрировано в храмах и во дворце. Основная масса рабов — пленные, захваченные во время военных походов. Они должны были работать на царей-победителей или в храмовых хозяйствах и становились их собственностью. Другим важным источником рабства была задолженность мелких крестьян и ремесленников, вынужденных продавать членов своей семьи, а порой и самих себя в рабство. Долговая кабала вела к временному рабству: должник должен был отработать свой долг в течение определенного срока. Хозяин мог сурово обращаться с должником, попавшим в рабство, и даже продавать его другому лицу. Так же рабство было видом наказания за совершенные преступления. Рожденные в рабстве дети так же признавались несвободными. Рабы, как правило, носили внешние отличительные знаки, чтобы в случае, если они убегут, их можно было вернуть владельцу. Эти знаки обычно были вытатуированы или выклеймены, их нельзя было удалить. Рабам вешалась также на шею табличка с именем владельца, служившая для опознания раба. Раб мог вернуть себе свободу. Простейшим путем было отпущение его на свободу владельцем, но для этого нужно было вернуть ему рыночную стоимость раба (рабы, обученные ремеслу или имевшие специальность стоили значительно дороже). Деньги могли уплатить родственники раба. Иногда сам раб брал на себя такие большие обязательства перед бывшим хозяином, что полученная свобода оказывалась лишь формальной. Рабыни становились свободными, если выходили замуж за своих владельцев. Их официально признанные

Политика. Стела со сводом законов Хаммурапи. Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792 Политика. Стела со сводом законов Хаммурапи. Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792 -50 до нашей эры). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседейсоперников, объединив под своей властью всю Месопотамию. Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, но именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полном смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории – это было в Двуречье со временем Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока. В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административнотерриториальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников.

Духовная сфера. Вавилон бы центром научным и культурным центром всего междуречья. В Вавилоне были Духовная сфера. Вавилон бы центром научным и культурным центром всего междуречья. В Вавилоне были развиты письменность и литература , появилась первая карта, так же в Вавилоне была развита математика. Вавилоняне имели особую религию со своим пантеоном и магическими ритуалами, так же у них сильно выделялась каста жрецов. Вавилонская табличка с вычислением Врата Иштар. Вавилонская карта мира

Наследие Вавилона Вавилон (апокалиптический) — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры Наследие Вавилона Вавилон (апокалиптический) — столица Вавилонской монархии — своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства. Современные философы говорят, что наш мир сейчас похож на Ваилон и нам надо объединиться для достижения общих целей. Так же говорят о влиянии Вавилонской религии. Сама же вавилонская религия держалась долго и прочно, может быть, потому, что она была связана с действительно обширными знаниями вавилонских жрецов, особенно в области астрономии, времяисчисления, метрологии. Вместе с этими знаниями вавилонская религиозно - мифологическая система распространилась и за пределы страны. Она повлияла на религиозные представления евреев, неоплатоников, ранних христиан. В античную и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы считались хранителями какой-то небывалой, глубокой мудрости. Особенно много ядовитых семян оставила вавилонская демонология: вся средневековая европейская фантасмагория о злых духах, вдохновлявшая инквизиторов на их дикие преследования «ведьм» , восходит преимущественно к этому источнику. Картина «Вавилонская башня» , Питер Брейгель Старший