ИИ_Л2_Иск-во передней Азии_Вавилон.ppt
- Количество слайдов: 34
Вавилон (название города происходит от "Бабилу"- "врата бога") впервые упоминается в III тысячелетии до н. э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона (2369 -2314 гг. до н. э. ). Во времена I Вавилонской династии (1894 -1595 гг. до н. э. ) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н. э. ). До нас почти не дошли сооружения этого периода, по-скольку город неоднократно подвергался сильным разрушениям, особенно в период завоевания его хеттами в 1595 г. до в. э. и касситами в 1518 г. до н. э. в XШ-ХП вв. до н. э. Вавилон дважды опустошался ассирийскими войсками. В начале I тысячелетия до н. э. право на обладание Вавилоном оспаривали ассирийские цари и арамейские племена халдеев. В 732 г. до н. э. Вавилон вошел в со-став Ассирийского государства, но за сопротивление был варварски разрушен в 689 г. до н. э. ассирийским царем Синахерибом. В 626 г. до н. э. на вавилонском троне, воцарилась халдейская династия. Город начал восставать из руин. Многое было сделано первым царем этой династии Набопаласаром (626 -604 гг. до н. э. ) и Навуходоносором II (604 -562 г. до н. э. ). В период правления Навуходоносором Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного.
Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км 2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360 м. Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м. Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город делился на две части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата. Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и. очевидно, имела второстепенное значение. Обе части внутреннего города соединялись мостами (длиной до 123 метров), один из них имел подъёмный пролёт. Неприступность Вавилона усиливалась системой рвов, которые можно было наполнить водой, открыв специальные шлюзы. В город вело восемь ворот и все ворота назывались именами различных богов. Главными были северо - западные - ворота богини Иштар. Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя массивными башнями и арочными проходами между ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой с орнаментом устрашающими изображениями львов, быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот, существовали еще ворота бога луны Сина, ворота главного вавилонского божества Мардука, ворота бога земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш. Все эти ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части.
В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки, главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался "Домом основания небес и земли". Древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира. Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города.
К западу от ворот Иштар на высокой трапециевидной в плане платформе находился дворец Навуходоносора. В отличие от дворцов предшествующих правителей Вавилона и Ассирии с нарочито усложненным расположением дворов, его планировка основана на осевой композиции открытых пространств. Общая длина анфилады дворов дости-гает 300 м. К центральному двору ансамбля примыкает большой (17 х52 м) тронный зал царя с великолепными стеновыми панно из цветного глазурованного кирпича. По толщине его стен (7 м) и отсутствию внутренних опор предполагают, что зал перекрывался сводом. Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян. Особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года. Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами, происходившими в храме Мардука и на башнезиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по те-чению Евфрата за пределы внутреннего города. Там, в специальном храме, называвшемся "Домом Нового года", служили молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на яркосинем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображе-ния были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города. "Дорога процессий" 7, 5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на юг от ворот Иштар.
Дворец Саргона II в Дур. Шаррукине. План: 1 - главный вход во дворец со стороны города; 2 -официальная часть дворца, двор сераля и расположенный за ним главный зал; 3 -служебные помещения; 4 -гарем; 5 -предполагаемое летнее жилище Саргона; 6 -зиккурат
Дур-Шаррукин. Общий вид дворца Саргона П. По реконструкции В. Пляса
Вавилон, План города в VI в, до н. э. : 1 -дорога Процессий; 2 -мост через Евфрат; 3 летний дворец Навуходоносора II на холме Бабиль; 4 -северный дворец на холме Каср; 5 южныи дворец Навуходоносора; 6 -форт; 7 зиккурат; 8 -храм Мардука Представление древних вавилонян о мироздании, положенное в основу плана Вавилона, Рисунок -реконструкция X. Швенцера
Вавилон. Вид города из-за реки Евфрат. Реконструкция по А. Парро
Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых группировались жилые дома и храмы. Население Вавилона было довольно пестрым, поскольку в его состав всегда входило много иноземцев и рабов. На верху социальной лестницы находился царь со своими приближенными, высшим чиновничеством и жречеством. Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался, имел три дворца. Один дворец - летний, находившийся на холме Бабиль у реки, у начала внешних крепостных стен; второй дворец - Южный, примыкавший к дороге Процессий и воротам богини Иштар, и третий -Северный, расположенный здесь же, но за крепостной стеной. Южный дворец - представлял собой сложный архитектурный комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось, начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые помещения. Из двора во двор вели монументальные ворота. Первые два двора, вероятно, были предназначены для чиновников и придворных и размещения административных учреждений. Третий, самый крупный двор, служил парадным пространством перед тронным залом царя, находившимся на южной стороне двора. Западная часть дворца, расположенная на более низкой террасе, предназначалась, по-видимому, для жилых царских покоев. Достопримечательностью этого дворца были находившиеся в его северном углу так называемые "висячие сады", остатки которых были найдены при раскопках. Сады Семирамиды примыкали к южным укреплениям дворца. Сооружение покоилось на каменных столбах, перекрытых сводами. Поверх сводов, свинцовой кровли и асфальтовой гидроизоляции ступенчатыми террасами был насыпан грунт, на нем росли деревья и цветы. Грунт увлажнялся водой, которая специальными подъемниками подавалась на самую верхнюю террасу. Сады, составлявшие часть дворца, находились на большой высоте, что и дало повод называть их висячими.
Где именно в Вавилоне находились висячие сады Семирамиды, до сих пор остается загадкой. Это уникальное архитектурное сооружение с семью террасами имело хитроумную систему орошения, обеспечивавшую жизнь первого в мире ботанического сада в пустыне.
Висячие сады Семирамиды. Общий вид. Реконструкция Приспособление для поднятия воды. Реконструкция
Северный дворец, примыкавший к городской стене, был, по-видимому, построен несколько позже. Он был тщательно укреплен и по свидетельству найденных в нем клинописных табличек был украшен с особой пышностью. В этом дворце находилось хранилище произведений искусств и реликвий. Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого труда чернорабочих. Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т. д. Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые, строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные историки указывают на существование в Вавилоне 3 - 4 этажных домов, но рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с пло-скими кровлями и с террасами наверху. На улицу они выходили белеными стенами и дверными проемами. Вода бралась из колодцев и имелись канализационные водостоки. Жилая застройка была очень плотной, что создавало опасность в пожарном отношении и содействовало распространению многочисленных болезней, среди которых чума занимала одно из первых мест. В городе было мало зелени, и лишь во дворах самых зажиточных жителей Вавилона росло два-три пальмовых дерева.
богатства, Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного огромный, населенный несметным числом жителей. Действительно, в период правления Навуходоносора II в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен - все это поражало взор чужестранцев. В парадных композициях, изображающих торжественное предтояние царя перед божеством, использовались традиционные приёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изображения становится совершенно иной. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного вавилонского наследия. Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоёванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишённые движения композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.
Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Однако она — одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука — был высотой в 15 метров. Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия — «сковорода» ) на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы. другой этого находятся «В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части — царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в — святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок — четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня; в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы скамьи — должно быть, для отдыха. На
Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон — также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь — на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее… «. Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой.
На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку. Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню — святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстроили ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни. И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. «Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер» .
Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения. Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти. Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования» . Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя» , в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.
К концу III тысячелетия до н. э. была создана математика древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятеричная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятеричная система вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в привычном делении окружности на 360 градусов. Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали теорему в последствии названную как теорема Пифагора, о свойствах прямоугольных треугольников (впервые она встречается в клинописных текстах времён царя Хаммурапи), могли решать достаточно сложные задачи стереометрии (например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды). Скорее всего чисто интуитивным методом подбора они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни. Среди вычислительных задач на клинописных табличках встречаются задачи на арифметические и геометрические прогрессии, представления о которых у вавилонян были более развиты, чем у египтян. Методы решения в основном опирались на идеи пропорциональной зависимости и среднего арифметического. В клинописных текстах содержатся первые задачи на проценты — ведь Вавилон стоял на пересечении торговых путей, и здесь рано появились денежные знаки и кредит. Было у вавилонян и правило для приближённого вычисления квадратных корней. Большое число задач сводится к уравнениям или системам уравнений первой и второй степеней. Их записывали без символов, в своей особой терминологии. Разговорным языком вавилонян был аккадский, но в науке в качестве терминов они употребляли шумерские слова. Каждое из таких слов изображалось одним знаком и потому выделялось в общем тексте на фоне более позднего по происхождению слогового письма.
Искусство решения уравнений достигло высокого уровня в XVIII в. до н. э. , в эпоху царя Хаммурапи. Обычно в задачах требовалось найти «длину» и «ширину» или «множимое» и «множитель» , для которых были сформулированы различные условия. Произведение длины и ширины именовалось «площадью» . В задачах, сводящихся к кубическим уравнениям (а были и такие!), появлялось третье неизвестное — «глубина» , и произведение всех трёх величин называлось «объёмом» . Хотя терминология указывает на геометрическое происхождение задач, для вавилонян это были прежде всего просто числа, вот почему они свободно складывали длину с площадью и т. п. В древнегреческой математике (и ещё долгое время после) этого делать было нельзя. Таковы достижения древних вавилонян в алгебре. Их успехи в геометрии были скромнее и относились в первую очередь к измерению простейших фигур. Наряду с теми фигурами, которые встречались в геометрических задачах египтян, — кубом, параллелепипедом, призмой, цилиндром — вавилоняне изучали некоторые правильные многоугольники, сегмент круга, усечённый конус. Вероятно, было известно правило для вычисления объёма усечённой пирамиды. Открытия, сделанные математиками Междуречья, поражают своим размахом. Ведь именно здесь появилась первая позиционная система счисления, и в итоге техника вычислений оказалась даже выше, чем у греков. Здесь впервые была разработана алгебра линейных и квадратных уравнений и рассмотрены первые неопределённые уравнения, возникшие из геометрических задач. Вавилонские традиции можно проследить в работах Герона и Диофанта, а ещё позднее — у аль-Хорезми и других основателей алгебраической школы страны арабского Востока. Преобразование математики из совокупности отдельных расчётов и правил в стройную логическую систему, в которой эти приёмы и правила получили строгое обоснование, стало главным делом античных учёных.
Ослабленный классовыми войнами, Вавилон не мог противостоять натиску восточных кочевых племен персов и в 539 г. до н. э. пал. Последний расцвет архитектуры Вавилона отразил общий высокий уровень культуры Месопотамии, впитавшей в себя опыт Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии и прилегающих областей. Их народами был разработан календарь, изобретены водяные часы, письменность, накоплен огромный опыт в ирригации и земледелии. Древние вавилоняне знали семь планет (вместе с Солнцем и Луной), по числу которых и воздвигались ярусы зиккуратов, составляли вычерченные планы сооружений, сохранившиеся на глиняных табличках до наших дней. Древний Вавилон оказал и продолжает оказывать существенное влияние на культуру, мировоззрение и развитие некоторых стран и народов. Например, нынешнее здание Европейского парламента спроектировано в виде недостроенной вавилонской башни (на основе картин Питера Брейгеля старшего и др. художников).
ИИ_Л2_Иск-во передней Азии_Вавилон.ppt