Василий Дмитриевич Поленов (20. 05. 1844 - 18. 07. 1927) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник РСФСР (1926). Родился в усадьбе Борок (ныне Поленово в Тульской области) в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. После получении среднего образования Василий поступил в петербургскую Академию художеств (1863 г. ), а чуть позже начал посещать лекции на юридическом факультете в университете. В 1872 г. окончивший оба курса с отличием Поленов награждается поездкой за границу за счёт академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, длительное время жил в Париже. Визит домой был недолгим; в 1876 г. художник отправился добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну. В последующие годы много путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881 — 1882, 1899, 1909 гг. ), Италии (1883— 1884, 1894— 1895 гг. ). В 1879 г. вступил в общество художников-передвижников. В 1882— 1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В признание заслуг Поленова в 1893 г. избрали действительным членом Академии художеств. С 1910 г. он занимался развитием провинциальных театров, став через три года руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов. Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам — «Христос и грешница» (1886— 1887 гг. ), «На Тивериадском озере» (1888 г. ), «Среди учителей» (1896 г. ); в 1877 г. создал серию этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат; в разное время делал театральные декорации. По его эскизам были построены церкви в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой (1906 г. ). Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г. ), «Бабушкин сад» , «Лето» (оба 1879 г. ), «Заросший пруд» (1880 г. ), «Золотая осень» (1893 г. ), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы. Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций. Здесь с 1927 г. действует музейусадьба В. Д. Поленова. Умер 19 июля 1927 г.
Бабушкин сад (1878) Данный пейзаж Поленова является одной из трех картин, которые представляют собой лирико-философскую трилогию, созданную в 1878— 79 годах, сюда же входят полотна - «Бабушкиного сада» , «Московский дворик» и «Заросший пруд» . Данная картина отчетливо перекликается с другим полотном Поленова «Московским двориком» , здесь изображен тот же старый дворянский особняк, но здесь он уже взят с другой стороны. . Данное полотно - Бабушкин сад» является типичным представителем «пейзажа настроения» . Данная особенность полотна Поленова была отмечена и в «Московских ведомостях» , одним из рецензентом. В газете писали: «Такие картины, — писала газета, - рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего, "настроение", и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегию» . Стоит отметить, что Поленов не стремиться нагнать это настроение в свою работу, он даже не вносит социальные мотивировки, которые являлись довольно характерными для его коллег. Поленов придерживался своей твердой позиции – искусство, как считал Поленов, должно радовать людей, призывать их к гармонии, а не заменять им терявшую влияние церковь.
Московский дворик(1878) В начале 1877 года Поленов отправляться в Москву на постоянное место жительства. Смена географического места необычно совпала со сменой творческой эпохи в искусстве Поленова. Этот год ознаменовался появлением нового самобытного живописца на русской сцене искусства – Поленова. Начало этому положила одна из картин Поленова – Московский дворик, которая была продемонстрирована широкой публике на VI передвижной выставке в 1878 году. Сам же Поленов ничего особенно в этой работе не видел. В письме Крамскому, он даже как бы извиняется, при этом чувствуя стеснение за идеологическую выдержанность своего полотна: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи - мне хотелось бы ступить на Передвижную с чем-нибудь порядочным. . . » Если поверить Поленову на слово, то картина была создана между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его» . Картины была очень популярна среди зрителей, они нашли в городском пейзаже теплоту и прелесть жизни, этот феномен стал небывалым для тогдашней жизни, ведь все привыкли размахивать критической дубинкой.
Заросший пруд(1879) Данная картина отлично характеризует Поленова как колориста, здесь представлен целый ряд философских образов нашего быстротечного времени. По этой причине данное полотно перекликается по своей природе с полотном «Бабушкиный сад» , которое было написано за год до этого. Жанр данной работы чаще определяют, как «повествовательный пейзаж» . Картина имеет прихотливую предысторию. В целом картина является одним большим полотном, где художник собрал все свои впечатления. Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже. Именно здесь художник был поражен красотой старого сада, эти впечатления тоже были отображены на картине. Картина была показана в 1879 году на 17 передвижной выставке, зрители были в восторге. Один из учеников Поленова Левитан написал свою картину подобно этой, назвав ее также.
Больная(1886) Картина (другое ее название - «Элегия» ) рождалась долго ~ на протяжении 13 лет. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом. Во время своей пенсионерской поездки Поленов познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, учившейся за границей, к тому времени уже безнадежно больной. Образ угасающей молодой девушки, поразивший художника, вызвал к жизни упомянутый эскиз. Потом пришло время иных увлечений, и лишь в 1881 году Поленов, потрясенный смертью своей любимой сестры, В. Д. Хрущовой, вернулся к старому замыслу. Смерти тогда будто громоздились вокруг него ~ умерла Маруся Оболенская, душа абрамцевского кружка, в которую Поленов был влюблен; в 1886 году умер nepвенец художника. Именно в 1886 году Поленов и закончил полотно, еще раз тронув его кистью перед отправкой на передвижную выставку. Около того времени в одном из писем он задал несколько кричащих вопросов, характеризующих его тогдашнее состояние: «Странные эти законы природы, - писал он, - сдергают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожат. К чему все это? Качу они так необходимы, эти страдания? » Это - лейтмотив картины, особняком стоящей в творчестве Поленова, -после этого жанровых картин на современные сюжеты он не писал.
ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ (1893) Стоит заметить, что на данной картине запечатлен прием, который довольно характерен для Поленова – это организация пространства при помощи дуги. На данном полотне роль дуги исполняет дуга Оки, которая уравновешивает и завершает картину в целом. Осень являлось один из любимых времен года Поленова, а Ока – любимым местом. Эта картина соединила в себе самые дорогие моменты художника. Необходимо обратить внимание на письмо Поленова к К. Коровину, в котором он писал - «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и пи разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же» .