Васильевская церковь — самый древний храм города Овруча, входит в комплекс Свято. Васильевского женского монастыря памятник архитектуры национального значения.
История храма После смерти Олега его брат, будущий князь Киевской Руси Владимир, получивший при крещении имя Василий, велел построить в память об Олеге деревяную церковь. Она стояла почти два столетия. В 1190 году на ее месте, по распоряжению Рюрика Ростиславовича, известным древнерусским зодчим Петром Милонегом был возведен каменный храм. Собор был уникальным в многих деталях, в частности в том, что на рогах западного фасада помещались две круглых башни. После нашествий монголо-татар он обвалился. И окончательно был разрушен литовским князем Гедимином в 1321 году. От древнерусской церкви осталось три апсиды и часть северной стены. В 16 веке на этом месте среди древних развалин соорудили маленькую деревянную церковь, но вскоре она сгорела. Следующая - тоже деревяная, была разобрана в 1734 году. Васильевская церковь — самый древний храм города Овруча, входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря, памятник архитектуры национального значения. Сооружена в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем на месте деревянного храма, построенного в память о погибшем в 977 году князе Олеге Святославовиче. Строительством руководил древнерусский зодчий Пётр Милонег, один из четырёх архитекторов домонгольского периода, чьи имена сохранила история. По архитектуре храм близок Софии Киевской. Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы, создающие строгое и одновременно богатое убранство храма. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 1907– 1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым.
Внутреннее убранство
Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович. Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна» . В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля» , а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу.
Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка. Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены.