Визуальное и литература.ppt
- Количество слайдов: 61
В. Я. Малкина Визуальное и литература
Б. А. Успенский «Именно в плане пространственновременной характеристики могут быть найдены наибольшие аналогии между литературой и другими (репрезентативными) видами искусства. . . »
Г. Э. Лессинг «Если справедливо, что живопись в своих подражаниях действительности употребляет средства и знаки, совершенно отличные от средств и знаков поэзии, а именно: живопись тела и краски, взятые в пространстве, поэзия – членораздельные звуки, воспринимаемые во времени; если бесспорно, что средства выражения должны находиться в тесной связи с выражаемым, – то отсюда следует, что знаки выражения, располагаемые друг подле друга, должны обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются расположенными друг подле друга; наоборот, знаки выражения, следующие друг за другом, могут обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются нам во временной последовательности» .
Б. А. Успенский «В случае изобразительного искусства восприятие происходит прежде всего в пространстве и необязательно во времени, тогда как в случае художественной литературы восприятие происходит прежде всего во временной последовательности» .
М. М. Бахтин «Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп» .
Тициан Вечеллио да Кадоре. Три возраста мужчины (1512)
Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна (1657)
Ю. М. Лотман «Тексту присуща отграниченность. В этом отношении текст противостоит, с одной стороны, всем материально воплощенным знакам, не входящим в его состав, по принципу включенности – невключенности. С другой стороны, он противостоит всем структурам с невыделенным признаком границы – например, и структуре естественных языков, и безграничности (“открытости”) их речевых текстов» . n «Понятие границы по-разному манифестируется в текстах различного типа: это начало и конец текстов со структурой, развертываемой во времени, рама в живописи, рампа в театре. Отграниченность конструктивного (художественного) пространства от неконструктивного становится основным средством языка скульптуры и архитектуры» . n
Смотреть и видеть n n СМОТРЕТЬ - стараться увидеть, обращать или устремлять взор. СМОТРЕТЬ - направлять взгляд куда-н. , устремлять глаза на кого-что-н. , стараясь увидеть. n n ВИДЕТЬ - познавать чувством зрения, глядеть распознавая, ощущать глазом, зреть, усматривать. ВИДЕТЬ - Воспринимать зрением.
Vicente Romero Redondo
Точка зрения в литературном произведении – положение наблюдателя в изображенном мире. Точка зрения – зафиксированное отношение между субъектом сознания и объектом сознания. Б. О. Корман Н. Д. Тамарченко
Композиция в живописи Взаимосвязь частей и компонентов живописного произведения между собой и с окружающим пространством.
Композиция в живописи n n n n n формат картины высокая или низкая точка зрения линия горизонта реальное или иллюзорное формирование пространства и объёма перспектива симметрия и асимметрия масштаб пропорции нюанс и контраст n n n группировка соотношение целого и деталей цветовое решение размещение и взаимодействие предметов, отдельных фигур и групп людей ритм линий и цветовых пятен соотношение света и тени
Композиция в живописи n n n n n формат картины высокая или низкая точка зрения линия горизонта реальное или иллюзорное формирование пространства и объёма перспектива симметрия и асимметрия масштаб пропорции нюанс и контраст n n n группировка соотношение целого и деталей цветовое решение размещение и взаимодействие предметов, отдельных фигур и групп людей ритм линий и цветовых пятен соотношение света и тени
Перспектива Система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.
Прямая перспектива n n n неподвижность наблюдателя единственность точки зрения наблюдателя наличие видимой / подразумеваемой линии горизонта наличие видимой / подразумеваемой точки схода параллельных прямых уменьшение размера, яркости и четкости предметов, которые находятся дальше от наблюдателя
Евгений Петрович сел за стол и потянул к себе один из рисунков Сережи. На этом рисунке был изображен дом с кривой крышей и с дымом, который, как молния, зигзагами шел из труб до самого края четвертухи; возле дома стоял солдат с точками вместо глаз и со штыком, похожим на цифру 4. — Человек не может быть выше дома, — сказал прокурор. — Погляди: у тебя крыша приходится по плечо солдату. Сережа полез на его колени и долго двигался, чтобы усесться поудобней. — Нет, папа! — сказал он, посмотрев на свой рисунок. — Если ты нарисуешь солдата маленьким, то у него не будет видно глаз. А. П. Чехов. «Дома»
Прямая перспектива Обратная перспектива
Обратная перспектива множественность точек зрения n размер и яркость объектов зависит от степени их значимости n зритель «втягивается» внутрь изображения n
Трансгрессия «Понятие, обозначающее ситуацию достижения субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ и выхода за пределы, по ту сторону явлений, состояний или объектов, которые, в свою очередь, также являются внешними, чуждыми субъекту и не способствуют свободному проявлению его истинной сущности. При этом главным условием возможности осуществления трансгрессии становится не только дополнение об автономности и самостоятельности субъекта, но и наличие самой границы, которую необходимо преодолеть, и которая является демаркационной линией, отделяющей внешнее от внутреннего, сущность от явления, власть от воли к власти и т. д. Акт трансгрессии призван снять эти противопоставления за счет устранения критериев самого различия» .
Окна и двери
Очки
Зеркала
Зеркала и отражения «Зеркало создает эффект удвоения мира и тем самым вплотную подводит к изображению. Обращаясь к зеркалу как аналогу картины, справедливо задать вопрос: не есть ли живопись отражение человека, человеку же и предъявленное? » С. М. Даниэль. Искусство видеть
Зеркала
Отражения
Отражения
Удвоения
Удвоения
Сны и видения «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений» Франсиско Гойя
Визуальное и литература n n n Пространство и время Граница и рамка Точка зрения Композиция Перспектива n n n Прямая Обратная Трансгрессия n n n Окна и двери Очки Зеркала Отражения Удвоения Сны и видения
Визуальное и литература.ppt