В. В. Маяковский
Облако в штанах • Поэма «Облако в штанах» (1915) – центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. В ней поэт пытался показать горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Его лирический герой не желает мириться с действительностью, поэтому в сознании возникает четыре протеста: «Долой вашу любовь!» , «Долой ваше искусство!» , «Долой ваш строй!» , «Долой вашу религию!» Эти четыре «долой!» , охватывающие все основы буржуазного общества, являются глобальным протестом лирического героя Маяковского.
• Лирический сюжет поэмы составляет неразделенная любовь героя к девушке Марии. Любовь эта – самая настоящая страсть. Герой «прекрасно болен» , «у него пожар сердца» . Но девушка выбирает не его, а «толстый кошелек» , обеспеченность, стабильность. Герой убежден, что его возлюбленную купили. Мария продала свою любовь за деньги, роскошь, положение в обществе. В разговоре с девушкой лирический герой спокоен, «как пульс покойника» , но душа его умерла. Ее растоптала современная любовь, продающаяся за деньги и опирающаяся только на расчет.
• Из второй части поэмы мы понимаем, что герой – поэт. Основное противопоставление этой части – поэт и толпа. Автор говорит о конфликте поэзии и окружающего мира. Желание творцов петь про барышню, «и любовь, и цветочек под росами» не соответствует требованию сегодняшнего дня. Лирический герой отвергает все псевдоромантическое и возвышенное и выбирает участь стать певцом «каторжан города-лепрозория» , которые, по его мнению, чище «венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!»
• В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь, протестующий против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Так, в религии лирический герой поэмы видит только пошлость и искусственность. Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского - это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме герой становится даже выше бога и грозит ему.
• Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает сложившиеся устои. Лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах» - это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Своим произведениям Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.
Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир. «Нате!» Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.
• Резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нём чувством социального протеста, антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазномещанскую толпу, которая пришла на вечер поэтов в поисках острых развлечений, обличает её уродство, пошлость, тупость. Это многоголовая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебно его демократическому мироощущению. Маяковский сознаёт, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него драгоценное - поэтическое слово. Мужчина с остатками обеда в усах, густо набелённая женщина, выглядывающая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины, - все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утончёнными, а поэзию Маяковского объявляют грубой, варварской! Он не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто, прямо в лицо им, бросает свой стих, исполненный гнева и презрения.
«Послушайте» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плев_о_чки жемчужиной? И, надрываясь в метелях пол_у_денной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да? !" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит -это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда? !
• Стихотворение — крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу» , это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
• Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним. Левой! Эй, синеблузые! Рейте! За океаны! Или у броненосцев на рейде ступлены острые кили? ! Пусть, оскалясь короной, вздымает британский лев вой. Коммуне не быть покоренной. Левой! «Левый марш» • Там за горами горя солнечный край непочатый. За голод за море шаг миллионный печатай! Пусть бандой окружат нанятой, стальной изливаются леевой, России не быть под Антантой. Левой! Глаз ли померкнет орлий? В старое станем ли пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай! Кто там шагает правой? Левой!
• Поэт отразил свой взгляд на историю, на быстро меняющиеся условия жизни. • Главная идея стихотворения - воодушевить матросов, идущих на защиту революции, внушить им веру в необходимость их борьбы и в неизбежность победы. Поэт не скрывает, что это сражение будет трудным и кровопролитным, но верит, что Россия выстоит в этой нелегкой борьбе.