Скачать презентацию В развитии культуры Руси проявлялись как Скачать презентацию В развитии культуры Руси проявлялись как

киевская русь в 17-19 столетии.pptx

  • Количество слайдов: 12

* *

В развитии культуры Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа В развитии культуры Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа - самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитии культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпала под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя на общеевропейский уровень, а в некоторых ее сферах превзойдя его. Новые веяния в культуре, большая региональная своеобразие появились в связи с феодальной раздробленности. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась восстановления политического единства.

* Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно * Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои устойчивые, вековые традиции языческого искусства. Поэтому, восприняв многое из Византии, они выработали самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры архитектуры , живописи , прикладного искусства. Древнерусское искусство - живопись, скульптура, музыка - с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном виде. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов, живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ. Християнская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели - воспеть христианского Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусстве «плоть» торжествовала над «духом» и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство воспевало победу «духа» над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считалось в те времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее изображение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь в раз и на всегда установленный способ; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь. И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетели. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений. Выше уже говорилось о том, что однокупольный византийский храм на Руси XI в. превратился в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество. То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превратилась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного образа. В это время прославился печерский монахживописец Алимпий, о котором современники говорили, что он «иконе писать хитр бе [был] зело» .

Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их склонность человеческому теплу, цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных. Замечательный иконописный, фресковая, мозаичная живопись наполнял и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми. Позже заключалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел златые власы» , где при всей византийской условности образ Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в. ), На которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, всепонимающей судьей человеческого рода. На иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в. ).

В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта» , изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразили суровую властную женщину, разводит руки над человечеством. Ярославские же умельцы сделали образ Богородицы теплее, человечнее. Это прежде всего матьзаступница, несущая людям помощь и сострадание, византийцы видели Богородицу по-своему, русские живописцы - по-своему.

В течение долгих столетий на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по В течение долгих столетий на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Замечательным резьбой славился посуду. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном. Знаменитый художественный критик второй половины XIX - начала XX в. Стасов писал: «Есть еще много людей, которые думают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается остального, то можно обойтись чем-нибудь - мол , пустое и вздорное. . . Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянном художественном виде распространилась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь » . Древние русичи, украшая свою жизнь постоянной скромной красотой, давно подтвердили справедливость этих слов. Это касалось не только резьбы по дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями посуда, оружие. С особым старанием и любовью мастера-умельцы украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия» , созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказатели-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали» . На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус с Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказочники, музыканты (на струнных инструментах). И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор - песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отразилось многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкалы» (конечно, с их согласия), в поздних - когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Софиевский собор (Собор Святой Софии) был построен в XI веке. Он расположен в самом Софиевский собор (Собор Святой Софии) был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв. м. мозаик и 3 тысячи кв. м. фресок. Вокруг собора Святой Софии находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Святая София Киевская - это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры.

Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками. Архитектурные формы и роспись Софиевского собора образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.

Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая короля Венгрии, третья - короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии (Софиевский собор). Живопись XI века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17 -19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.

Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика , фреска , иконопись и книжная Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика , фреска , иконопись и книжная миниатюра. Жанры монументальной живописи - фреска и мозаика - складывались на основе византийских школ. Фресками - роспись водяными красками по сырой штукатурке - покрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе с штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты - кубиков специального цветного стекла , секрет изготовления которого пришел из Византии и был потерян во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (например, зеленый - более 30, красная и синяя - по 20 и т. д. ) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину помещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичное цветное стекло вдавлювалося в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны из любой части помещения и словно оживали, двигались, что оказывало и производит большое впечатление. Главная мозаика - величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор обнаружил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверное, наиболее знаменитая мозаичная Богоматерь- Оранта - название в византийской традиции сюжета с изображением Богоматери, которая молится. Дева Мария , которая подняла в молитвенном жесте руки, встает на золотом мерцающем фоне на сводчатые алтарной апсиды. Все стены, столбы и своды Софийского собора укрывал фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей Софийского собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярославу людей митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три цикла: евангельские, библейские сюжеты и жития святых покровителей княжеского рода. Башни, где располагаются лестницы, которыми поднимался князь и его приближенные, не является культовым зданием, поэтому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы ("Скоморохи", "Охота на медведя» , другие).