В краю Бархан-Горы1.pptx
- Количество слайдов: 34
В краю Бархангоры Полнотекстовая база данных
1. Визитная карточка 2. Природа vгеографическое положение района v. Рельеф vреки и озера; реликтовая ледовая Амутская котловина vрастительный и животный мир 3. Из истории района 4. Уникальные памятники природы vводные (минеральные источники) vгеологические Священные буддийские и культовые места Православные культовые места 5. Заповедник дикой природы «Джергинский» 6. Достопримечательности района
Визитная карточка района Курумканский район – одно из муниципальных образований Республики Бурятия, территория его простирается между Икатским и Баргузинским хребтами с северовостока на юго-запад и составляет площадь 12450 кв. км. Численность населения – 14500 человек (на 01. 2011 г. ), проживающих в 28 населенных пунктах. Административный центр Курумканского района – село Курумкан находится в 411 км от г. Улан-Удэ. Территория района подразделяется на 10 административных образований - сельских поселений, 2 из них Дыренский и Улюнханский имеют статус национальных эвенкийских. В районе проживают представители более 10 национальностей. Национальный состав населения: буряты – 64%, русские – 32%, эвенки – 2, 2%, татары – 0, 9%, другие национальности – 0, 9%. Исполнительную власть осуществляет глава МО Д-Ж. Чирипов и возглавляемая им администрация района. Районный Совет депутатов возглавляет зам. председателя Н. В. Сахаров
Природа Географическое положение Курумканский район относится к северным административным единицам Бурятии. Граничит на западе с Баргузинским, на севере – Северобайкальским, юго–востоке с Баунтовским районами и занимает верховье Баргузинской долины. С 1992 года Указом Президента РФ отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера. Территория района находится в зоне резко – континентального климата. Это подтверждает так называемым котловинным эффектом – застаиванием выхоженными масс воздуха в зимний период и интенсивным прогреванием в летнее время, а также значительным колебанием ночного и дневного воздуха в течение всего вегетационного периода. Курумкан – это район, занятый устойчивыми областями повышенного атмосферного давления. Зимой температура воздуха опускается до минус 40 – 50 С°, а летом выше 30 С°. Район характеризуется ранним образованием сниженного покрова и его поздним разрушением. Поэтому велико влияние длительной сезонной мерзлоты на почвенные процессы, на их режим и облик в целом. Территория района относится к засушливым местам Баргузинской долины, в основном здесь доминирует весенняя и раннелетняя засуха. Годовое количество осадков выпадает в среднем 180– 200 мм, в Куйтунских еще меньше.
Рельеф Баргузинская долина пролегает между Баргузинскими и Икатскими хребтами. Протяженность более, чем на 200 км, ширина 35 км. Высота днища от 470 до 600 м. С северной стороны протягивается высокий и труднодоступный Баргузинский хребет, увенчанный скалистыми пиками гольцов, поднимающихся до 3000 м. С южной стороны долину опоясывает Икатский хребет изрезанный речными долинами. Их гребни представляют собой широкие, плоские водораздельные пространства с пологими сглаженными вершинами. Баргузинская долина – северный «остров» степных и лесостепных ландшафтов среди горной тайги Забайкалья. Центральная низкая часть Баргузинской котловины – болотно – луговая приречная равнина, ширина до 15 км. Правобережье реки Баргузин – наклонная равнина с относительной высотой до 100 – 200 м. , образованная конусами выноса, занятая лесостепью и сосновыми лесами. Левобережье – более ровная поверхность с мелкодерновинно – злаковыми степями, сменяющимися сосновыми борами с участками лугов, на северо – востоке лиственнично – сосновыми лесами. Степные территории распаханы, присклоновые лесостепные - используются в качестве пастбищ.
Из истории района В современном административном устройстве Баргузинская долина разделена на два района Баргузинский и Курумканский. До переселения бурят, русских, других этнических групп в долину р. Баргузин, с начала XV века и до середины XVII века на данной территории проживали только представители эвенкийских родов. Согласно «Летописи баргузинских бурят» , переведенной Ц. Сахаровым в 1887 г. , буряты переселились в Баргузин из урочища Анга Верхоленского округа Иркутской губернии в 1740 г. под предводительством Андрея Шебшеева. Прежде они обитали вместе с другими бурятами на западном побережье Байкала, по рекам Анга, Лена, Худунца и Хурай. Селенгинский воевода бригадир Якобий указом 16 апреля 1745 г. велел наделять прибывших из Анги бурят землей по Баргузину. С XVII века население Баргузинской долины представлено в основном несколькими этническими группами, относительно стабильными по численности: это эвенки, буряты, русские старожилы; с 30 -х годов XIX века здесь появляются ссыльные евреи. В 1884 г. в Курумкане проживало 28 семейств, из 8 семейств русских. Следует отметить, что в Баргузинскую долину прибывали буряты и из других мест Долгое время Баргузин оставался центром уезда и лишь в XIX веке занял скромное место заштатного города (1856 г. ), в положении которого и пребывал вплоть до советской власти. В январе 1923 года Баргузинский уезд и аймак (район) были объединены в единый Баргузинский аймак в составе Бурят-Монгольской АССР. 1 сентября 1944 года Указом президиума Верховного Совета РСФСР (от 3 августа 1944 года) был образован Курумканский аймак, который просуществовал до 1959 года, когда он был упразднен, а его территорию передали в ведение Баргузинского аймака. А 11 декабря 1970 года опубликован Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Курумканского района в Бурятской АССР» , и 3 января 1971 года за счет разукрупнения Баргузинского района был вновь образован Курумканский. В 1992 году эта самостоятельная административно – территориальная единица Республики Бурятия Указом Президента РФ была отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Курумканский район - один из самых отдаленных и молодых районов Бурятии расположен в восточной части Баргузинской долины и простирается между двумя хребтами – Баргузинским и Икатским. Площадь района – 12450 кв. км. Численность населения, проживающего в 28 населенных пунктах, 15200 человек (по состоянию на 01. 2009). Национальный состав населения: буряты, русские, эвенки, татары. Плотность населения – 1, 24 человека на 1 кв. км. Расстояние от административного центра района с. Курумкан до г. Улан-Удэ – 411 км. Курумканский района подразделяется на 10 административных образований – сельских поселений, из которых два – «Дырен» и «Улюнхан» - имеют статус национальных эвенкийских. Ведущая отрасль экономики – сельское хозяйство. Земельный фонд района – 1245 тысяч гектаров. Район относится к зоне рискованного земледелия. Начиная с 1990 -х годов, в связи с освоением в Республике Бурятия туристско-рекреационных ресурсов, Баргузинская долина стала привлекать внимание специалистов разных специалистов.
Уникальные памятники природы На самом севере Баргузинской долины располагается красивейшее место – Умхей. Курорт находится в 100 км от районного центра Курумкан и в 17 км от с. Улюнхан. Бальнеолечебница расположена на острове посреди Баргузина • водные (минеральные источники) на стыке двух горных массивов Баргузинского и Икатского. В Курумканском районе зарегистрировано около 50 Прекрасный сосновый бор, окружающий курорт приятно сочетается с чистотой прозрачного горного воздуха и свежестью минеральных источников по составу: горячие, реки Баргузин. На территории Умхея термальные воды выходят сульфатно-гидрокарбонатно-натриевые, из 146 источников семью группами. Свойства воды. Вода сероводородные, сульфатно-натриевые с является сульфатной гидрокарбонатной, натриевой. Для них содержанием радона. Минеральные источники характерно высокое содержание фтора (10 – 18 мг/л), Кучигерский, Умхейский, Сеюйский относятся к кремнекислоты (70 – 85 мг/л), и сероводорода (70 – 85 мг/л), и кульдурскому типу. К горячим и теплым источникам сероводорода (31 мг/л), p. H 7, 2 – 8, 2. Температура воды – 50 C°. Целебные свойства: всего показания для лечения на источниках (аршанам) относятся: Гаргинский, Аллинский, Умхея имеет – около 20 заболеваний, принадлежащих Кучигерский, Сеюйский, Умхейский. К числу следующим группам: болезни костно-мышечной системы; холодных источников относятся Буксыкенский, болезни костей, мышц и сухожилий – остеомиелиты; болезни Барагханский, Илигчинский. гинекологические; болезни кожи; болезни и последствия травм периферической нервной системы. • Умхейские термальные источники Возле курорта река Баргузин образует удобную для причаливания заводь, в этом месте обычно останавливаются туристы, совершающие водные походы. Далее автодорога через брод идет на север Байкала, она доступна только для большегрузных машин повышенной проходимости. Путешествие по этому маршруту позволяет посетить многие привлекательные места на севере Байкала. Особенностью маршрута является то, что попасть в этот район можно как из города Улан – Удэ самолетом, так и из г. Иркутска самолетом и поездом, а также водным транспортом. Зимой на маршрут можно попасть автотранспортом по зимникам.
Кучигерские термальные источники. Кучигерские источники были описаны в 1910 г. В. К. Котульским. Несколько позже, в 1925 г. , их посетил А. В. Николаев, насчитавший 17 выходов терм с температурой воды до 400 С. Кучигерские гидротермы выходят у северозападного борта Баргузинской впадины на правом берегу реки Баргузин в урочище Кучигер. Лечебница находится в 5 км. от села Улюнхана и в 88 км от районного центра Курумкан. Воды Кучигерских терм имеют сульфатногидрокарбонатный натриевый состав и содеожание сероводорода достигает 29 мг/л. Источники примечательны еще и тем, что термальные воды, проходя через рыхлые почвенные отложения и обогащая их сероводородом, создают значительные запасы лечебной сероводородной грязи. Целебные свойства. Всего показания для лечения на источниках Кучигера имеет более 30 заболеваний принадлежащих следующих группам: болезни костно-мышечной системы; болезни костей, мышц и сухожилий; болезни гинекологические; болезни кожи; болезни и последствия травм периферической нервной системы.
Аллинские термальные источники. Источники реки Алла расположены в живописнейшем горном ущелье – у подножья величественных и священных гор Бууралтаар и Сахилтаар в семи километрах от села Алла, и известны с середины ХIХ века. В двух километрах от него находятся водопады. А в долине течет зеркальная река Алла. Здесь 75 выходов термальных вод. Состав: сульфатногидрокарбонатный. Целебные свойства. Показания для лечения на Аллинских источниках имеют следующие заболевания: болезни органов опоры и движения; нервной системы; кожные; гастрит; гинекологические болезни. Вверх по течению реки идет пешеходный туристский маршрут через перевал к озеру Байкал. На притоках реки есть несколько ленточных водопадов.
Буксыхенский холодный источник Буксыкенский холодный источник расположен у северо-западного борта Баргузинской впадины, недалеко от с. Элысун. Великолепное место для отдыха и лечения. Коренные жители издревле приписывали целебные силы не только источнику, но и окружающей его природе величественным горам с чудесными сосновыми борами. Источник берет начало из-под крутого скального выступа четырьмя грифонами и тут же сливается в единый поток, образуя чудодейственный аршан. Каждый из четырёх источников несёт целебные силы – правый аршан «сердечный» , средний «желудочный» , третий помогает от «зоба» , а четвертый «глазной» . Состав воды: вода ультрапресная, с минерализацией 90 мг/л и р. Н 6, 8. Характерной особенностью источника является высокое содержание катионов серебра 0, 026 мг/дм, отсюда второе название аршана «Серебряная вода» . Целебные свойства: Показания для лечения на источниках Буксыхен имеют следующие заболевания: опорно-двигательного аппарата; периферической и центральной нервной системы; органов пищеварения и обмена веществ.
Барагханский холодный источник Источник расположен в одном из исторических уголков Баргузинской долины, на месте существовавшего в Х 1 Х веке благотворного Баргузинского дацана. Холодный источник выходит из-под склона, увенчанного священным субурганом. Аршан известен с ХV 111 столетия, считается священным и известен как «желудочный» , «глазной» , «зобный» . Состав воды: Вода в источнике ультрапресная, её минерализация 0, 1 г/д, гидрокарбонатнокальциевая. Целебные свойства: общеукрепляющий.
Гаргинский термальный источник Один из древнейших используемых целебных источников ведущий свою историю с середины 18 века. В 1775 году его посещал известный русский путешественник академик И. Г. Георги. Он первым изучил Гаргинский источник и дал высокую оценку целебным свойствам его воды. Источник находится в долине р. Гарга в 33 км. от с. Могойто. Термальная вода здесь извергается из трещин скалы (пещеры сечением около 1 кв. метра) на правом склоне долины реки при выходе ее из Икатского хребта на высоте около 100 метров. Вода, стекая по ложбинке, образует отложения – травертины - образуя неповторимые узоры из минеральных отложений. Дебит источника равен 5 литрам в секунду, температура воды 74 -750 С. Состав воды: вода является сульфатно-натриевой кремнистой, слабогазонасыщенной, слабощелочной, слабоминерализованной с содержанием радона. По минералогическому составу и содержанию лечебных компонентов вода источника близка к водам Ниловой Пустыни. Кроме высоколечебных термальных свойств вод большую популярность источнику создают окружающий горный ландшафт с живописным густым лесом, здоровый чистый воздух и горная красивая, стремительная Гарга со светлой прозрачной водой.
Иликчин В семи километрах от Аргады в местности Иликчин находится аршан. Это место еще называют «Элигшэнэй аман» . Есть примета: если тучи сгустились в этом месте, обязательно пойдет дождь. Аршан находится в красивейшем живописном месте. Это холодный аршан. Целебная вода бьет ключом из–под скалы. Здесь можно излечиться от болезней желудка, нервных болезней. В давние времена здесь жили ламы, по сей день, там находится молельный домик.
Археологические памятники В Баргузинской долине находится большое число культовых мест, которые вполне можно рассматривать как памятники природы. Можно также утверждать, что они отражают историю формирования пространственной среды жизни человека и его деятельности в пределах данной территории. К таковым в нашем районе можно отнесли останцовые скалы Хэр-шошого и Уудэн Шулуун. Образование этих двух останцовых скал произошло в результате деятельности экзогенных процессов. Они представляют собой остатки прежней скалы.
Останцовый скальный памятник «Уудэн-шулуун» (Каменные ворота) Памятник представляет собой своеобразные каменные ворота длиной 70 м, шириной проема 15 -20 м и высотой стен 10 -15 м, расположенные в нижней части долины и двумя скальными останцами высотой 10 - 15 м на вершине холма. Стены каменных ворот расставлены огромными каменными плитами так ровно, что даже удивится иной мастер - строитель. «Уудэн-шулуун» является одним из святых мест, куда приходят помолиться люди. Бездетные супруги приходят сюда, чтобы коснутся этих камней, попросить богов дать им детей. Есть поверье, что, пройдя через эти «ворота» , бездетные супруги становятся счастливыми родителями.
Останцовый скальный памятник «Хээр-Шошого» в местности Шэнэгальжин Издавна для жителей Баргузинской долины скала Хээр-Шошого служила священным местом, где устраивались молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг. Приглядишься еще внимательнее и увидишь кочующих по степи наших предков. Люди с древнейших времен смотрели с удивлением, и может, быть со страхом на это диковинное чудо. Возможно, с этим и связано возведение скалы в культовое место. Проезжая мимо, путники останавливались у «Хээр-Шошого» , смотрели на него, удивлялись, а затем преподносили монеты, кусочки ткани «сэмэлгэ» , яства. На восточной стороне этой скалы на самом низу найден пока единственный в Курумканском районе петроглиф конца неолита - бронзы, выполненный красной охрой. Культ священного камня Хээр-Шошого занимает особое место в шаманской религиозной системе баргузинских бурят. Местные жители считают его одним из древних объектов поклонения, почитавшимся разными народами, населявшими Баргузинскую долину. Вся Куйтунская степь и в частности местность Шэнэгальжин, где находится священный камень, была территорией, где, начиная со средневековья, сменяли друга разные группы кочевников: хорчин-монголы, баргуты, эвенки, буряты. На этой же стороне скалы растет одинокий куст черемухи, повязанный и перевязанный разноцветными лоскутками тканей - «сэмэлгэ» . У основания черемухи находится жертвенный ящичек, куда опускают монеты, спички, сигареты. У подножия скалы, с южной стороны, на большой каменной площадке имеются следы огромного кострища, на котором сжигались мясо жертвенных баранов, другие угощения, которые приносились в дар богам. По словам старожилов, местность, которая прилегает к скале, считается одним из крупнейших в Баргузинской долине мест захоронений бурятских шаманов. Поэтому можно предположить, что на этой площадке сжигались не только дары богам, но и останки погребаемых шаманов. У южного и восточного подножий Хээр-Шошого имеется крупный плиточный некрополь бронзового века, состоящий из 60 могильников и 2 сторожевых камней (Баргутские могилы). Могильник «Хээр–Шошого» расположен в 17 км восточнее с. Элэсун на левом берегу р. Баргузин и датируется Ι-ΙΙ тыс. до нашей эры.
Священные буддийские культовые места Особенностью Курумканского района считается наличие уникальных природных памятников и священных для буддистов мест. Место захоронения бурятских шаманов, священная гора Бархан-уула, священный чум, скрывающий от посторонних глаз столп, испещренный молитвами на санскрите, многочисленные аршаны издавна привлекают сюда туристов.
Священная гора Бархан-уула. Согласно тибетским текстам, в Бурятии и Монголии имеется 5 главных «сабдаков» - мест, где живут главные духи. Самое северное из них – гора Бархан-уула охраняет буддистское чтение с севера. Бархан – уула по праву считается главным культовым объектом в Баргузинской долине. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на скалах этой горы огромное изображение Будды. По мифологии бурят, гора Бархан – уула – место пребывания Бархан Баабай и Хажар Сагаан – нойона, хозяев Баргузинской долины, небесных повелителей; спустившихся на землю с неба. Из-за трудностей подъема на вершину утеса (2585 м. ) шаманские, а затем и буддийские обряды проводились внизу, где впоследствии был построен Баргузинский (Барагханский) дацан в 1818 году. Женщины на моления не допускались. Последнее из предыдущих восхождений лам на Бархан – уулу местные старожилы относят к 1920 -м годам. Последний обряд жертвоприношения с участием буддийских священнослужителей проходил в 1997 году, в канун открытия Всероссийского буддийского международного ретрита в селе Курумкан. В 2000 и 2002 году учителя Барагханской средней школы совершили восхождения на вершину Бархан-уула в рамках программы «Альтаир» . При этом на площадке Тэптээхэй ими обнаружено крупное каменное обо (высотой 1 м 10 см, диаметром 2 м 7 см). А также ламаистский скрещенный знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания, при этом характер жертвоприношений остался неопознанным, ибо в 4 -6 м к северо-востоку расположена ямка, в которой находятся различные боевые доспехи: ствол от дробовика 1901 года выпуска, два затвора от ружей, три пики разных размеров, сабля – хортом, бурятских символический знак, изображающий соембо, из листового железа. По словам К. М. Герасимовой, «Хозяину» Бархан горы буряты молились наверху, на площадке Тэптээхэй, где, по преданию жил предок Чингисхана. Возможно, данное культовое место стало сакральным еще и потому, что в давние времена, как гласит предание, из Монголии в Баргузин, спасаясь от беды, прибыл некий Буртэ-чино. В Баргузине он жил на склоне горы Бархан, на широком скальном выступе, где сохранились остатки его стойбища. С вершины Тэптээхэй открывается величественная и прекрасная панорама большей части Баргузинской долины. Это и понятно, ибо хозяин места эжин и сабдак не могут не жить там, откуда они могут обозревать свои владения.
Субурган (ступа) на Барагханском аршане Пеший маршрут «Восхождение на Барагхан» (протяженность: 15 км. , продолжительность 1 -2 дня, рекомендуемое время: май – октябрь). Начало маршрута от с. Барагхан по лесной дороге, вверх по долине реки Епишка, затем крутой подъем по тропе до каменного обо. С небольшого плато перед самой вершиной открывается вид на Баргузинскую долину и грандиозные вершины центральной части Баргузинского хребта.
Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин» является местом духовного поклонения верующих всей Баргузинской долины. Дацан Баргузинской долины по сравнению с другими бурятскими дацанами является, пожалуй, одним из молодых и одним из самых северных. Согласно историческим данным, первый дуган был построен в 1818 году в местности Борогол без официального на то распоряжения властей. В 1824 году был построен ещё один дуган в местности Хасхал. И, наконец, в 1832 году по распоряжению Иркутского гражданского губернатора был построен большой дацан в деревянном исполнении в местности Борогол. Это распоряжение затем закреплено указом Верхнеудинского земского суда № 2568 от 1 марта 1832 года. К этому дацану были причислены и два дугана, построенные ранее. По сравнению с другими дацанами у Курумканского большое будущее. Здесь открыт с 1996 года Всероссийский международный медитативный ретритный центр по инициативе Геше Джампа Тинлея, и не случайно сюда приезжают Джецун Дамба Хутукт 1 Х (Богдо Гэгэн) и другие высокие духовные лица со всех концов России. Досточтимый Геше Джампа Тинлей выбрал Курумкан как ретритный центр, прежде всего, как родину знаменитого йогина именуемого Соодой лама. Кроме того, вся природа долины, расположение гор способствует достижению внутренней гармонии людей, избравших нелегкий путь духовного совершенства.
Субурга (ступа) Соодой – ламы На высоком холмистом отоге Куйтуна, над долиной находится субурга (ступа) знаменитого буддийского священника, настоятеля Баргузинского дацана Цыдена Соодоева, прах которого по буддийским традициям был замурован в субургу. Величественная панорама Баргузинской долины открывается взору с Субурги. Вдоль подножия хребта раскинулись села Элэсун, Барагхан, утопающие в зелени и белом черемушнике. Под крутым куйтунским обрывом серебристая речка Аргада, впадающая в Баргузин. Верх по реке зеленеют Харганайские, Туракинские, Арбунские урочища, гористые леса Зун и Баран Зарматы, в синей дымке, желтеют пески Верхнего Куйтуна. А если перевести взгляд вниз по реке, открываются просторы Баянгола, Хилганы, Улюна и видны склоны гор Бодона, Уро и Читкана. Удивительное место в сердце долины! Внизу, у почти у ног урочища Хахи, Адал, Улааза, урда Гол … Лицом Субурга строго обращен на юг, где далеко – далеко лежит родина Будды – Тибет, Индия, Цейлон.
Знаменитый проповедник буддийского учения, известный йогин, признанный перерожденец индийского философа и йогина Нагарджуны, 9 -й настоятель Баргузинского дацана Соодой - лама (в миру Цыден Содоев) родился в Элысуне в 1846 году. В странствиях по Тибету, Индии, Цейлону постигал он великое учение Будды. Семь лет обучался в монастыре Балдан Брейбун (Тибет). В 1895 году Соодой – лама стал ширээтэ – ламой Баргузинского дацана. Был общественным деятелем своего времени. В 1895 году с представителями баргузинских бурят во главе с тайшей Ринчином Сотиевым присутствовал на коронации Николая II в Москве и был удостоен золотой медали. Он был широко образованным и всесторонне развитым человеком, владел русским, японским и тибетским языками, знал тибетскую медицину. Еще обладал необыкновенным даром прорицателя. Все его предсказания сбылись. К примеру, он предсказал, что в 20 веке будет революция и к власти придут «красные» . Умер в 1916 году в возрасте 70 лет в Харганайском дацане, на берегу живописного озера Сагаан – Нуур. «Высокий учитель» достиг высочайшего совершенства в йоге: усилием могучей воли он, уходя из этой жизни, бесследно растворился в воздухе. Народная легенда донесла до нас, что пришли провожать ундэр ламхай видные буддисты Востока, все араты Баргузинской долины. Когда впервые люди поднялись на эти высоты, то последние только выходили из дацана. По канонам буддийской и религии прах был замурован в Субургу. Надгробную чугунную плиту в буддийском исполнении отлили и доставили из Санкт-Петербурга. Построенная в честь Соодой -ламы буддийская ступа стала впоследствии одним из самых почитаемых культовых мест для буддистов, местом паломничества туристов.
Ступа в Угнасае, посвященная памяти репрессивных лам из Гарги и Чернин-ламе В начале 20 века в Баргузинской долине родился еще один известный священнослужитель – Чернин – лама (в миру Чернин Очиров) «божественный и общающийся с небожителями человек» . Этот лама, словно «сотканный из добрых человеческих черт» , прошел все круги ада сталинских лагерей, 10 лет отсидел в Краслаге. В 1947 году он вернулся в Курумкан, где жил, помогая людям. Служил он и в Иволгинском дацане, имел огромный авторитет среди верующих. 11 мая 2007 года прошло освещение ступы посвященная памяти репрессивных лам из Гарги и Чернин ламе в местности Угнасай сельского поселения «Арзгун» , на котором присутствовал Хамбо лама Буддийской Сангхи Дамбо Аюшеев из Улан – Удэ. Погода была теплой, безветренной. До обеда прошел молебен, во второй половине дня культурноспортивные мероприятия. Большое значение Хамбо лама придал 4 -м старым колышкам, выкопанным из земли, которые Соодой лама освятил в свое время, предсказав, что в будущем на этом месте будет дацан. Удивительно, этим колышкам свыше ста лет, но они абсолютно целые, без каких-либо следов гнили. Хамбо лама отметил, что в этой местности присутствует дух Содой ламы, и, по его мнению, будущее буддизма в Баргузинской долине будет связано с этим местом. Угнасай – это сакральное место, давшее миру много талантливых людей, прославивших Баргузинскую долину далеко за пределами республики. Возведение здесь субургана – это дань уважения памяти народа, путь к возрождению духовности, милосердия, очищения души.
Шаманское культовое место – Хадаагшаан находится в 3 -х км от села Курумкан и представляет собой останцевые породы камней, заросшие деревьями. Считается, что «хозяин» этого места покровительствует ведению домашнего хозяйства и сельскохозяйственных работ, плодородию и вообще успеху в делах. Обряды жертвоприношений шаманы проводят непосредственно вблизи камней, а в будни местные жители, проезжая мимо, брызгают водкой или бросают сигареты, спички, зерна, монетки в направлении священных камней. Плодородие окружающих полей напрямую зависит от своевременного подношения «духухозяину» священного камня Хадаагшаан.
Православные культовые объекты Священными местами русских старожилов в Баргузинской долине были следующие культовые объекты: православные церкви, часовни; сакральные места – сельскохозяйственные и промысловые угодья; священные места, связанные с культовыми предметами – иконы, кресты, божницы и т. д. История миссионерской деятельности на Курумканской земле начинается позднее, чем в Баргузине. 25 марта 1868 года было дано разрешение на строительство в селе Курумкан деревянного Православно-Троицкого молитвенного храма. В 1884 году иркутский купец А. П. Брянских построил храм. Он же положил в банк на вечное время 10000 рублей на обеспечение процентами священника. При церкви 22 октября 1888 года была открыта церковноприходская школа, в ней обучалось 5 человек. Воспитателями были миссионер Максим Петелин и псаломщик Иннокентий Баранов из местных бурят. В 1910 году учителем был Павел Евгеньевич Коссеньев. В селе Шаманка в 1920 -е годы находилась маленькая часовня. По словам информанта А. Н. Распопова 1919 г. р. , люди часто приходили и молились в этой часовне. Она находилась между домами Залуцких и Макаровских. Это маленькая церковь – домик и крест. Приезжал из Курумкана поп во время православных праздников. Он всех собирал, кропил священной водой. В смутные 30 -е годы храмы и часовни были закрыты…
Православная религиозная организация Свято-Троицкий приход В 90 -е годы прошлого столетия в районе начался процесс духовного возрождения. Православный приход был зарегистрирован 18 августа 1999 года. Был установлен небольшой купол с крестом на крыше храма. 21 июня 2001 года в восстановленной церкви прошла первая служба, затем установили охранный крест. Службу провел священник отец Андрей (Леонтьев) из Баргузинского храма Преображения Господня. С 21 июля 2001 г. настоятелем Свято-Троицкого прихода является иерей, отец Сергей Галактионов. В 2003 году была построена первая колокольня. В 2007 году построена новая колокольня. 8 мая были установлены приобретенные новые колокола – малая звонница. 15 мая 07 г. – в праздник Сретения Господня состоялось открытие нового здания для занятий воскресной школы. Администрация Курумканского района выделила землю под строительство церкви на территории бывшего детского сада. 21 ноября 2008 года в 10 часов утра в РКДЦ состоялся марафон по сбору средств на строительство нового здания церкви. Староста прихода Богатых Нина Ивановна.
Заповедник дикой природы «Джергинский» Дорогие друзья живой природы! Если Вы любите невероятные приключения и готовы увидеть чарующие малоизученные уголки нашей планеты, окутанные туманами легенд и мистики с невероятным разнообразием животного мира, вы просто не можете не посетить заповедник дикой жизни «Джиргинский» раскинувшийся на стыке трех крупных горных массивов – Баргузинкого, Икатского и Южно – Муйского хребтов. Сердцем заповедника называют священную реликтовую ледниковую Амутскую котловину с сетью кристально чистых озер и расположенным в ней древнейшим местом поклонения и жертвоприношения исчезнувшего таинственного племени Баргутов. Флора и фауна заповедника исключительно разнообразна – 322 вида растений, более 250 видов беспозвоночных, 146 видов птиц, 43 вида млекопитающих. Особый интерес представляют редкие и исчезающие виды растений, животных: черный аист, солнечный орел, беркут, орлан – белохвост, кречет, сапсан, речная выдра.
Достопримечательности района У подножия Икатского хребта
Каменные ворота у слияния Ковылей (Джергинский заповедник)
Священная гора «Манхасар» (Гарга), в котором есть отверстие в скале, через которое следует пройти трижды – это проверка на греховность.
Гора «Зурхэн хада» - место почитаемое буддийскими ламами (Гарга)
Использованная литература 1. Гомбоев Б. Ц. Культовые места Баргузинской долины. - Улан-Удэ: Изд. -полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. - 287 с. (Сибирь: этносы и культуры. Вып. 10). 2. Иметхенов А. Б. Памятники природы Байкала. 2 -е издание. - Улан-Удэ, «Буряад Унэн, 2001. - 168 с. 3. Добро пожаловать в Бурятию: Информационный справочник/М-во культуры и массовых коммуникаций РБ, НБ РБ. - Улан-Удэ, 2005. -68 с. , ил. 4. Путеводитель Бурятия. - Улан-Удэ: «Нова-Принт» 5. Государственный список недвижимых памятников истории и культуры республики Бурятия. - Улан-удэ, 1999 г. 6. Республика Бурятия: Курумканский район. - Улан-Удэ: ООО «Профиль» , 2008 г. Составители: Гармаева Г. Д. , Бодоулова Н. М. – 2005 Изменения, дополнения в 2008 -09 гг. (внесен разд. 3 «Из истории района» ; в разд. 4 внесены: «Священные буддийские и культовые места» , «Православные культовые места» ; разд. 6 – не докончен) Компьютерная верстка: Гармаева С. Д.
В краю Бархан-Горы1.pptx