В конце XIX века в 1890 годах в архитектуре и искусстве определился новый стиль, именуемый во Франции – Ар – Нуво - Модерн от английского новый, новейший. Стиль явился средством преодоления эклектизма, царившего в европейской архитектуре. Время распостранения модерна в Европе и Америке 1890 -1900 годы. Интерьер особняка А. Гауди Барселона. Испания. 1900 г. Вилла Висенс А. Гауди 1. Эскиз театральной декорации. Альфонс Муха. 1908 г.
Стиль модерн в первую очередь заявил о себе в архитектуре. Новый материал, новые формы. Знаменитый доходный дом «Каса Мила» иначе «Ла Педрера» модерн в совершенном виде. Шестиэтажное здание, волнистое, оно обтекает пересечение бульвара Грациа. Дом считается самым оригинальным зданием стиля модерн.
Характерные черты стиля Отдельным частям дома и декоративным элементам придавались обтекаемые формы, абстрактные очертания. Для модерна характерно применение ассиметричных решений в планировке. Формы изгибающиеся, волнистые, напоминающие колыхание подводных растений. Возврат к функциональности, обращение к национальным традициям Новые формы, подчиняющиеся единому стилю. Использование в архитектуре новых материалов. Все элементы архитектурного проекта продуманы и связаны в единый ансамбль в доме Батльо на Пасео де Грасиа в Барселоне. Дом Батльо. Арх. Антонио Гауди
Виктор Орта особняка ван Этвелтде. Бельгия Ч. Р. Макинтош стул Течения внутри стиля модерн Аскетичный, геометрический рационализм Уникальными образцами флореального направления в модерне стали железные решетки Парижского метро, созданные Э. Гимаром. Для мастеров флореального направления важно было уловить в линии Э. Гимар. Париж и цвете движение и дыхание подлинного растения. Орнамент наполнился в модерне новым смыслом Однако эти изображения не натуралистичны, скорей это красивые стилизованные композиции с ритмом причудливо изогнутых линий.
Антонио Гауди. Интерьер особняка 1900 г. Каса Висенс. Антонио Гауди. Барселона. 1878 – 1885 г.
Многих мастеров модерна объединял интерес к конструктивным и выразительным возможностям металла. Это изгибающиеся линии в каркасных конструкциях и декоративных элементах металлических решеток и ограждений. 1. Диван для интерьера виллы «Кальве» Антонио Гауди Туалетный столик. А. Гауди Барселона. Испания. Все элементы в проектах модерна продуманны и связаны между собой в единый ансамбль. Каса Кальвет. Антонио Гауди. Барселона. 1898 -1904 г.
Антонио Гауди переносит законы природы в архитектуру, добиваясь непрерывной текучести форм. Вилла «эль Каприччо» . Вход. Барселона. Испания. Интерьер дома Батльо. Архитектурные формы и дизайн интерьера подчиняются единому стилю.
Альфонс Муха. Его подход к интерьеру был основан на роскоши дорогих материалов, пышной цветовой гамме, как в его знаменитых картинах «Времена года» , являющих вид томной женщины в густой цветочной рамке. Интерьер особняка. А. Муха. Париж. 1910 г. Ювелирные украшения и скульптура по эскизам мастера.
Яркий представитель русского модерна Ф. О. Шехтель. Особняк мадам Дорожинской. Наиболее объемное помещение - холл с большим, почти в три этажа овальным окном и огромным камином.
Ф. Шехтель. Большой камин и лестница в особняке мадам Дорожинской.
Антресоль библиотеки особняка мадам Дорожинской. Характерный для стиля модерна ритм причудливо изогнутых линий, имитирующих природные формы. Ф. Шехтель «изобрел» свойственную только ему стилистику в модерне. Деревянная отделка интерьера в стиле русского модерна, а главное характерная для этого стиля черта - продуманы все детали, вплоть до дверной ручки. Здесь как мы видим дом охраняет паук.
По особняку Рябушинского можно изучать модерн, как по учебнику. Здесь и текучие капризно изменчивые линии, любовь к природным материалам и природным сюжетам, тончайшие переливы постельной цветовой гаммы.
По фасаду мозаичный фриз с причудливо переплетающимися водорослями и цветами орхидей. Оконные рамы стилизованы под переплетающиеся ветви деревьев. Витраж парадной лестницы В вестибюле вверх ведет лестница – то ли волна, то ли гигантская улитка. Сверху разноцветные стекла витражей, а на самом верху гигантская люстра – медуза.
Для стиля модерн характерно обращение к восточным мотивам, особенно к японским. Интерьер японского жилища представлялся наилучшей альтернативой тому эстетическому хаосу, который царил в европейских домах середины 19 века. Арх. Томас Джикилл интерьер в японском стиле «Павлинья комната» Кожа, дерево, роспись. 1876 – 1877 г.
Использование в современных интерьерах стиля модерн, это характерные для этого стиля металлические кованные ограждения и цветные витражи. Современная кухня в стиле модерн