Узелки.pptx
- Количество слайдов: 18
Узлы были придуманы очень давно – самые древние образцы относятся к периоду неолита. Помимо своего прямого назначения – связывать и соединять, - узлы очень быстро приобрели декоративную и магическую ценность, и их изображениями стали украшать различную утварь, а уже к рубежу каменного и бронзового веков выделяется устойчивая группа так называемых священных или магических узлов, к основным признакам которых можно отнести симметричность и декоративность.
Действительно, без узлов было нельзя сделать первую одежду и первый топор, надежно укрепить шалаш или юрту, натянуть лук и прикрепить леску к удилищу, поставить силки, запрячь лошадь, привязать козу, выйти в море. . . До сих пор без них невозможно обойтись туристам, альпинистам, спасателям и космонавтам, такелажникам, сапожникам, ткачам. Большое количество узлов сохранилось за прошедшие тысячелетия — в неизменном виде только благодаря тому, что лишь сравнительно недавно флот перестал быть парусным. Использование морских узлов до сего дня - - отличное подтверждение их незаменимости.
Но кроме морских, основное требование к которым - - вязаться легко и быстро, существуют узлы, совершенно непригодные для практической деятельности — непросто вяжутся, трудно затягиваются и плохо скрепляют, то есть им не найти применения в обычном смысле этого слова. Почему же они все-таки дожили до наших дней?
Судя по распространенности магии узлов (славянские, финно-угорские народности, кельты, Африка, арабские страны и т. д. ), и особенно если вспомнить еще и всех богинь – покровительниц судьбы, которые плетут нить человеческой жизни, можно предположить, что изначально шнур или нить, на которой завязывается узел, представлял собой судьбу человека, в которую на определенном этапе вносятся нужные изменения путем завязывания того или иного узла. У славян слово «наузить» , навязать узлов, синонимично понятию «наколдовать» , и завязать в эти узлы считалось возможным все что угодно. Мы все помним про «узелки на память» , которые завязывали в детстве на уголках носовых платков – вот простейший образчик узелковой магии, когда информация, которую никак нельзя выпустить из памяти, фактически ввязывается в узелок на куске ткани.
В мифологии людей Вселенная изначально была соткана из огромной числа нитей. И Божества создавали ткань бытия, пряли нити судеб и владели магией узлов в совершенстве. Есть множество упоминаний в мифах о применении божествами наузов. В гневе индийские божества — Ниррти, Варуна, Яма связывают путами и стягивают узлами любого, кого решили покарать. Один и Огмий (кельтское божество) в битвах опутывают и нейтрализуют противников «военными путами» . Зевс волшебной золотой нитью может притянуть все, что пожелает. В Европе было поверье, что узлами можно связать любого демона и, таким образом, помешать ему наносить вред людям. Даже с появлением христианства наузничество сохранилось. Например, в странах Средиземноморья специальным магическим узлом опутывали и стягивали статуи святых и не отвязывали, пока прошение страждущего не было реализовано. В греческой мифологии есть божества, управляющие судьбами всех существ – их называют Мойрами. Мойры являются детьми богини Никты. Их изображали, как взрослых женщин, прядущих нити судьбы: Клото – с веретеном, Лахесис – с весами или меркой, Атропос – с книгой жизни и ножницами. Если нить прерывалась, то человека ждала смерть. Философ Платон говорил о них, как о силах высшего небесного правосудия: Мойрами были женщины в сияющих одеяниях, с венками на головах, они создавали под звуки небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Он считал их детьми богини Ананке ("необходимости"), крутящей мировое веретено.
В древнем японском искусстве узловязания «мидзухики» узел, который обвязывается вокруг подарка, означает особую связь между дарителем и одариваемым. Японцы считают очень важным выбор узла, чтут древние традиции и много времени уделяют выбору композиции и самого узла. Очень часто японцы плетут целые композиции, изображая, например, черепаху или журавля, символизирующих долголетие и счастье. Такое искусство узловязания пришло из Китая, когда в 607 году японское посольство привезло с собой подарок императора в шкатулке, перевязанной необычным узлом из красных и белых шнуров. Такой узел на шкатулке являлся оберегом, и был предназначен для безопасного пути.
В кельтской традиции повсеместно применялись магические узлы, считается, что кельты – больше других народов освоили и применяли магические узлы. Один из самых распространенных кельтских узлов - трикветр (triquetra - в переводе с алтинского "имеющий три угла") олицетворяет три плана человека: физический, умственный и духовный. Три петли узла хоть и далеко расположены, но они едины и обозначают духовную гармонию и единство. Три его равные дуги представляют равенства, его непрерывная линия выражает вечность, и переплетение представляет собой неделимость.
В славянской мифологии говорится о Мокоши (Макоши), которая покровительствует прядению, ткачеству, появлению в жизни удачи, является богиней плодородия и благоденствия. У нее есть две дочери: Доля и Недоля. Их атрибуты – это нити, пряжа, веретено и ножницы. Действовали богини так же, как и Мойры. Определяли судьбы всех живущих, формировали будущее каждого. Одна дочь Мокоши пряла счастливую судьбу, другая – несчастную.
Узел можно использовать как орнамент, оберег, молитвенное заклинание, сообщение, письмо. Он объединяет магию узораформы, слова-заговора и действия-плетения. Такую магию может творить любой. Боги-связыватели Один, Огмий и Вяз являлись также изобретателями письменности. Почти у всех народов письмо сначала было узелковым, лишь потом графическим. Используя несколько узлов, с учетом очередности их плетения и цвета веревок, было возможным сосчитать и записать урожай, передать любовное послание, зафиксировать положение планет на небе, снабдить путешественника планом пути (вот почему Баба-яга дает герою клубок), записать указ правителя. В Китае, например, на основе одного- двух узлов можно было выплетать иероглифы.
Науз богов-связывателей. Один, Огмий и Вяз.
В Прибалтике узелковым письмом пользовались и в XX в. В этнографических музеях можно увидеть клубки и связки разноцветных ниток, которые являются либо хозяйственными записями, либо рецептами народной медицины. Знахарь обычно выдавал нити с узлами больным с поврежденными костями или суставами. Петелькой отмечалось начало процедур, сочетаниями узлов отмечалось количество процедур и дней, в которые эти процедуры надо проводить. Цвет же нити указывал на то, какие именно процедуры должны проводиться. Позже, с появлением современной письменности, узлы или их изображения все равно продолжали передавать информацию. В монашестве завязанный узлом набедренный шнурок означает приверженность данному обету (например, три узла символизируют бедность, целомудрие и послушание).
Изображения узлов использовались и в геральдике, которую можно назвать предметным письмом, где сообщение передается при помощи предметов или их изображений. Многие масонские братства узнавали «своих» именно по способу завязывания узлов, каждый из которых означал особую степень посвящения, инициации. Так английские дэнди, оказывается, почерпнули свою идею искусства завязывания галстуков» в мистических пластах — попробуйте в Англии XVIII—XIX веков принадлежать к высшему обществу и не быть масоном!
Военные обереги В странах Европы узелсвязыватель являлся оберегом для военных. В этом варианте у него большие боковые петли, иногда их скрещивают (перекрещивают), чтобы соблюдать гармонию между пустым пространством и линиями узла. Такой узел особенно любили гусары. Он нашивался не только на мундир-венгерку, но и на гусарские штаны чакчиры. На кивер — головной убор гусар крепились левый и правый этишкеты. Левый этишкет был короткий и состоял из двух небольших кистей. Правый был значительно длиннее и представлял из себя туго затянутый узел, повергающий врагов
Аксельбант (нем. Achselband) — нитяной плетеный шнур (золотой, серебряный или цветной) с металлическими наконечниками. Аксельбант впервые введен в армиях Западной Европы в середине 17 века, в России — 1762 году. В русской и иностранных армиях — принадлежность формы одежды адъютантов, офицеров Генштаба и жандармов. В Вооруженных силах ряда стран — принадлежность парадной формы одежды личного состава рот почетного караула и участников военных парадов. В русской армии наконечник аксельбанта поначалу был просто карандашом у адъютантов для записей распоряжений начальства, а позже превратился в декоративный элемент.
Многие погоны тоже были узлами. Вот, например, погоны маршала люфтваффе (Luftwaffe)
«Кельтский узел» . Завязать нельзя (здесь используется наложение, а не переплетение нитей). Его рисовали, резали по камню, позднее — нашивали. Фиксирует потоки энергии. «Рунический змей» , переход от рунескрипта (переплетение рун) к собственно узлу. Высекали на камне, резали по дереву (магическая защита; например, усиление носовой части драккара — боевого корабля викингов). Фиксирует, частично сохраняет энергии потока. Собственно «узел» . По воздействию — аналог практически любого знака-генератора: руны, иероглифа, мандалы и т. д. Фиксирует и программирует энергию потока.
Узелки.pptx