Скачать презентацию Устное народное творчество Его место в литературе для Скачать презентацию Устное народное творчество Его место в литературе для

4 Л УНТ малые формы.ppt

  • Количество слайдов: 25

Устное народное творчество Его место в литературе для детей Устное народное творчество Его место в литературе для детей

План: 1. 2. Понятие устного народного творчества. Характеристика малых форм УНТ. План: 1. 2. Понятие устного народного творчества. Характеристика малых форм УНТ.

l Фолькло р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная l Фолькло р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное исккусство.

l Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, l Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

l l Фольклор — поэтическое творчество, появляющееся на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в l l Фольклор — поэтическое творчество, появляющееся на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является источником для познания истории каждого народа, на какой бы ступени общественного развития он ни находился.

l Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. l Устная народная l Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. l Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика, жест, драматическое действо — при исполнении не только «народной драмы» и драматизированных обрядов — свадебных, похоронных, земледельческих, хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства.

В древней народной поэзии появились произведения, связанные с трудовой деятельностью; рассказы, из которых позже В древней народной поэзии появились произведения, связанные с трудовой деятельностью; рассказы, из которых позже развивались сказки, предания, легенды. l В основе народных мифологических представлений лежали идеалы и стремления человеческого коллектива, которые определялись борьбой с природой и общественными отношениями. l

l l Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной l l Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности. Но создание фольклора народными массами, условия бытования фольклора, характер художественного творчества в докапиталистическую эпоху, определили особенности фольклора по сравнению с письменной художественной литературой.

Особенности: Коллективное начало l Анонимность большинства фольклорных памятников l Значительная роль традиции в фольклоре Особенности: Коллективное начало l Анонимность большинства фольклорных памятников l Значительная роль традиции в фольклоре l Правдивость образов l Сила художественного обобщения l Свободное и многообразное претворение художественных традиций в отдельных произведениях l

l 1. 2. 3. УНТ включает произведения всех родов и жанров: Эпос – произведения l 1. 2. 3. УНТ включает произведения всех родов и жанров: Эпос – произведения повествовательного характера. Народно-песенная лирика. Драма.

Детский фольклор ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРОМ принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так Детский фольклор ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРОМ принято называть как произведения, которые исполняются взрослыми для детей, так и составленные самими детьми. l К детскому фольклору относятся колыбельные, пестушки, потешки, скороговорки и заклички, дразнилки, считалки, нелепицы и др. l

Классификация детского фольклора 1. 2. 3. 4. Поэзия пестования. Игровой фольклор. Потешный фольклор. Календарный Классификация детского фольклора 1. 2. 3. 4. Поэзия пестования. Игровой фольклор. Потешный фольклор. Календарный фольклор.

l Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей l Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкальнопоэтических жанров фольклора.

Колыбельные песни l l l Название от основы «колыбать» - колыхать, качать. Функция – Колыбельные песни l l l Название от основы «колыбать» - колыхать, качать. Функция – успокоить ребенка. Колыбельные песни – продукт общественного опыта, общественного сознания. Круг опоэтизрованных лиц: ближайшие родственники, сам младенец, котик, голуби (гули), домашние животные, мифологические образы, предметы в колыбели младенца. Морфологический состав текстов: существительные, глаголы. (изредка прилагательные)

Колыбельные песни решали задачи Накопление чувственного опыта ребенка. l Подготовка к восприятию человеческого голоса, Колыбельные песни решали задачи Накопление чувственного опыта ребенка. l Подготовка к восприятию человеческого голоса, как сигнала общения. l Подготовка к вычленению из потока повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, восприятию слов и пониманию языка. l

Особенности Изображается динамичный мир (движущихся существ и предметов) l Каждый стих – новая картинка Особенности Изображается динамичный мир (движущихся существ и предметов) l Каждый стих – новая картинка l Импровизация l

Пестушки l l От слова «пестовать» - няньчить, растить. Представляют собой свод приемов физического Пестушки l l От слова «пестовать» - няньчить, растить. Представляют собой свод приемов физического воспитания, разработанных народной педагогикой. Небольшие необязательно рифмованные стишки. Содержание конкретно и касается только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов.

Потешки Потешками принято называть особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части Потешки Потешками принято называть особые забавы взрослых с детьми, в которых используются различные части тела взрослого и ребенка: ладошки, пальчики, ножки и т. д. l Эти игры сопровождаются песенкамиприговорками. l Функции потешек – развлечь ребенка. l Главная задача – подготовить ребенка к познанию окружающего мира. l

Особенности потешек l l l Произведения сказываются, при этом слова сопровождаются игровыми действиями Несут Особенности потешек l l l Произведения сказываются, при этом слова сопровождаются игровыми действиями Несут ребенку новую информацию дозировано Формируют жизнерадостного человека Закладывают основы нравственности, этики Вырабатывают потребность в игре, удовлетворяют ее

продолжение l l l l Готовят к самостоятельной игре в детском коллективе Знания представлены продолжение l l l l Готовят к самостоятельной игре в детском коллективе Знания представлены в скрытом виде Отсутствуют абстрактные понятия Особые композиционные приемы Эстетическая ценность Круг опоэтизированных предметов шире, чем в пестушках Примеры: «Ладушки» , «Сорока-белобока» , «Коза рогатая» и т. п.

Прибаутки Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Стишки-песенки, Прибаутки Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Стишки-песенки, которые развлекают детей. l Темы разнообразны: сбор урожая, заготовка дров. l

Особенности l l l Не сопровождаются определенными игровыми действиями. Персонажи – домашние животные, насекомые Особенности l l l Не сопровождаются определенными игровыми действиями. Персонажи – домашние животные, насекомые очеловеченные. Представляют разнообразный широкий мир. Особая структура, позволяющая избежать эмоционального «оглушения» ребенка многообразием проблем. Художественность Особый вид – прибаутки-притчи

Небылицы-перевёртыши Небольшие произведения, в которых вся система образов и событий противоречит реальности Капица О. Небылицы-перевёртыши Небольшие произведения, в которых вся система образов и событий противоречит реальности Капица О. И. : «Сущность небыличных песен сводится к тому, что необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому. » Термин «небылицы- перевёртыши» введен К. И. Чуковским. l

Особенности Умственная игра , игра словамипонятиями. l Создается впечатление комического изображения действительности. l В Особенности Умственная игра , игра словамипонятиями. l Создается впечатление комического изображения действительности. l В основе не юмористическое , а познавательное отношение к миру. l Персонажи – люди, животные, насекомые, выполняющие людскую работу. l

Что бы вы еще хотели спросить? Что бы вы еще хотели спросить?