дем.pptx
- Количество слайдов: 7
Усадьба Демидовых.
Род Демидовых. Родоначальником Демидовых являлся крестьянин из села Павшино, Тульской губернии, Демид Григорьевич Антуфьев. Богатством и известностью род прославился благодаря старшему сыну Никите Демидову. Никита Демидович Антуфьев благодаря своему характеру обратил на себя внимание Петра I, который доверил Никите строительство меде- и чугуноплавильных заводов и наблюдая за ним щедро поощрял за хорошую работу. Позже Пётр I жалует Никите звание царского комиссара и возводит в дворянское достоинство под фамилией «Демидов» . К Концу жизни Никита Демидов имеет доход около 100 тыс. рублей и становится одним из самых богатых людей России. После кончины Никиты Демидова его состояние было унаследовано его тремя сыновьями: Григорием, Никитой и Акинфием. О Григории и Никите сведения очень скупы, так как их родовые линии скоро прекратились, а в потомстве Акинфия сосредоточилось всё богатство Демидовых.
Архитектор усадьбы. Казаков Матвей Федорович (1738, Москва - 1812, Рязань) - архитектор, один из основоположников русского классицизма. Родился в семье мелкого чиновника. В 1751 - 1760 обучался в архитектурной школе московского зодчего Д. В. Ухтомского. В 1775 Казаков получил звание архитектора. В 1780— 90 -е Казаков создал ряд типовых жилых и общественных зданий, которые определили облик Москвы того времени, которую по праву называют “казаковской”. Среди московских построек Казакова, по-новому организовавших городское пространство, — здания университета (1786 — 1793) на Моховой (после пожара 1812 перестроены Д. И. Жилярди), Благородное собрание (1775), Голицынская больница (1802 — 1807), дом-усадьба Демидова (1779 — 1791) и др. Казакова отличало умение рационально разместить здания: главный корпус располагался в глубине обширного двора, на улицу выходили арки ворот, флигели, ажурные ограды. Во внешнем облике зданий Казаков стремился к простоте и лаконичности форм; строгие гладкие стены фасадов он дополнял графически четко проработанными немногочисленными деталями. Лучший и наиболее известный из созданных им шедевров - дом на Гороховой улице богача-заводчика Ивана Демидова, сохранивший великолепную золоченую резьбу парадных интерьеров (так называемые «золотые комнаты» ).
История постройки. Дом в Гороховском переулке был приобретён Иваном Никитичем Демидовым. Усадьба состояла из небольших палат во дворе и пристроенного к ним по линии переулка одноэтажного корпуса. Территория усадьбы была значительно расширена до линии, образуемой современным Гороховским и М. Демидовским переулками и улицей Казакова. На территории разбили парк с прудами и каменными оранжереями, среди которых был специальный «ананасник» . При жизни Ивана Никитича усадьба, вместе с заводами, переходит к его сыну – Ивану Ивановичу. В 1789 г. он продаёт заводы и начинает строительство роскошного дворца, пригласив знаменитого архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. Построенная в 1789 -1791 гг. усадьба считается одним из шедевров московского классицизма и лучшим образцом архитектуры городской усадьбы. Дом Демидова расположен по Гороховскому переулку, там, где переулок под косым углом подходит к Старой Басманной улице, огибая открытый участок, принадлежащий церкви Никиты Мученика. Помимо главного здания с арочными воротами дом Демидова включал два двухэтажных флигеля, расположенных по одной линии с главным зданием и связанных с ними оградами. Арочные ворота были с массивными деревянными створками и чугунными фонарями, за ними располагался крытый вестибюль, который приводил к главной лестнице, расположенной в выступе дома со стороны двора.
Золотые комнаты. «Золотыми» комнаты названы потому, что стены, двери, окна, мебель украшены ювелирной деревянной резьбой, покрытой натуральным сусальным золотом разных оттенков. Стены гостиных обиты натуральным шелком, восстановленным на ручных станках XIX века. В настоящее время полностью отреставрированы: столовая, Голубая и Малиновая гостиные. Реставрация спальни находится в стадии завершения. Архитектурная композиция «золотых комнат» отмечена рядом общих характерных черт: • Все комнаты , независимо от величины и назначения, имеют одинаково большие дверные обрамления; • Лепной орнамент сосредоточен главным образом на карнизах и потолках и создаёт плавный переход от стен к плафону; • Деревянная резьба покрывает порталы дверей, наличники окон, рамы зеркал и мебель; • Живопись обогащает и оживляет плафоны (потолок, украшенный живописным или скульптурным изображением) комнат; • Высокие зеркала заполняют междуоконные простенки.
Столовая «Золотых комнат» В центральной части второго этажа расположен большой круглый зал (диаметр 6 м), который служил столовой и был удобно связан со всеми помещениями дома. Периметр зала разделён сдвоенными пилястрами ионического ордена на 8 простенков с вкомпоноваными окнами, дверьми и печными нишами. Лёгкий карниз отделяет стены от плоского зеркального свода с небольшой падугой(плавный переход от стены к поверхности потолка). Круглая столовая расположена по оси дома и сообщается с центральной гостиной.
дем.pptx