c954d844e857d3bdee640e09e7e5a8f5.ppt
- Количество слайдов: 46
Урок ИЗО и литературы Авторы интегрированного урока: Яшихина Ольга Тихоновна Антипина Ирина Арсеньевна Тема учебного проекта Русская крестьянская изба и тема дома в лирике С. Есенина 7 класс
Аннотация Данный проект покажет учащимся: Как был устроен крестьянский быт (урок-беседа по изо, иллюстрации, методический материал помогут развитию творческих способностей и воображению) Каким был мир русской деревни и какое отражение он получил в лирике С. Есенина (урок литературы. Творчество С. Есенина «художественный образ родного дома» способствует формированию историзма мышления, компетентного читателя ) Заставит задуматься учащихся о будущем… (самостоятельный поиск материала и творческий зачет на интегрированном уроке изо, литературы на тему: «Изба. Хочется войти или пройти мимо? » )
Дидактические цели 1. Развитие творческих способностей; 2. Формирование компетентного читателя способного понимать и анализировать лирику; 3. Формирование историзма мышления; 4. Пробуждение эстетических переживаний связанных с восприятием поэзии и живописи; 5. Формирование навыков самостоятельной, познавательной деятельности.
Формирование компетентности из различных источников информации В бытовой сфере В сфере культурно-досуговой деятельности. В сфере самостоятельной деятельности Основанные на усвоении способов приобретения знаний
Методические задачи Освоить знания по истории русского крестьянского быта; Научить изображать русскую избу и предметы быта в композиции; Освоить понятие интерьер, художественный образ в литературе и ИЗО; Научить иллюстрировать художественные произведения.
Основополагающие вопросы учебной темы Каким созидал народ свой дом - крестьянскую избу? Как воплотился русский дом в творчестве С. Есенина?
Вопросы учебной темы (проблемные) 1. Как устройство избы помогает понять уклад крестьянской жизни? 2. Какие детали убранства избы превращаются в стихах С. Есенина в яркий художественный образ? 3. Каким предстает мир русской деревенской жизни в работах учащихся? 4. Навсегда ли Россия прощается с традициями национальной культуры, со своей «избяной историей» ?
Самостоятельные исследования учащихся 1. Творческий поиск и изображение эскиза для иллюстрации. 2. Написание творческих работ. 3. Иллюстрирование самостоятельно изученных произведений. 4. Поиск литературного произведения по теме. 5. Работа с энциклопедическим и лингвистическим словарем. 6. Работа с Интернетом.
Проект соответствует трем пунктам тематического учебного плана 1. Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. (ИЗО) 2. Стихотворения о Родине и природе. (Литература) 3. Устаревшие и диалектные слова. (Русский язык)
УРОК-БЕСЕДА (ИЗО) Тема урока: РУССКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА. Ход урока: Мы живем в государстве под названием Россия. Русскому человеку всегда было и есть, чем гордиться. Страна богата природными ресурсами, особенно лесными массивами. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом для создания крестьянского быта. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня» . -Учитель. ВОПРОС - Из каких прочных пород деревьев строили избы? -Дети. ОТВЕТ - Ель, сосна… А так же строили из дуба березы осины и т. д. – отсюда название деревень: Сосновка, Березовка, Осиновка… Деревенские избы выстраивали фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилось «у-лица» . Избы в селах раньше не красили и ни чем не обшивали. Люди ценили красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они темнокоричневые, а на солнце - как светящийся мед.
Изба
Веками накапливался опыт и мудрость строительного мастерства. ИЗБА- это слово звучало в древности как «истьба» , «истопка» , то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. Постройки возводились из срубов-бревен, уложенных в четырехугольные венцы. В бревнах вырубались пазычаши, чтобы укладывать их в срубы. Первый способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком» . -Учитель. ВОПРОС - В чем смысл способа укладки бревен с остатком? -Дети. ОТВЕТ - Надежность крепления, защита от влаги. Остаток был нужен, чтобы углы не промерзали зимой и не загнивали от влаги. Второй способ называли «в лапу» , в бревнах вырубались пазы без остатка. Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец» . Венец на венец - вырастает «клеть» , или «сруб» . Давным-давно зачинали дом и в передний угол клали серебряную денежку, ладан для освящения строения и клочок шерсти. -Учитель. ВОПРОС - Ребята, как вы думаете зачем?
-Дети. ОТВЕТ - Деньги для достатка, шерсть для тепла, а ладан чтобы жилье держалось в чистоте духа. Крышу делали покатой с двух сторон. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы - «конек» . Окна – «очи» , глаза, свет. А над ними, «чело» - лоб. Здесь же закреплена лобовая доска, которая закрывает стык бревен сруба с досками под крышей. А края кровли прикрывают узорные доски - «причелины» . Стык причелин, чтобы влага не попадала в щели, закрыт свешивающейся вниз доской - «полотенцем» . Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. -Учитель. ВОПРОС - как вы считаете для чего? -Дети. ОТВЕТ - От нечисти, от плохого глаза. Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого - избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйский двор и дом. В доме обязательно был «подклет» , или подпол. Там хранили съестные припасы.
Схема конструкции рубленой избы Рис. Из учебника «Истоки»
ИНТЕРЬЕР ИЗБЫ Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. -Учитель. ВОПРОС - Почему? Что помешает? -Дети. ОТВЕТ - Высокий порог. Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. -Учитель. ВОПРОС - В чем смысл такой постройки? -Дети. ОТВЕТ - Чтобы теплее было. Тепло берегли и старались таким путем не выпустить наружу. Окна делали маленькими высотой в одно бревно. Они закрывались дощечками и назывались «волоковыми» . В одной из боковых стен делали «косящатое» окно – с косяками и вертикальными брусьями. Как правило, в комнате было три окна, их называли: красное окно, среднее окно, судное окно. Красное окно освещало красный угол, среднее - стол, а судное предназначалось для освещения рабочих мест хозяина и хозяйки.
Интерьер избы. (наглядное пособие учителя)
РУССКАЯ ПЕЧЬ Особое место в избе занимала русская печь. Она проста в устройстве и обслуживании. Использовалась для отопления дома, варки пищи, выпечки хлеба, сушки фруктов, овощей, грибов и ягод. Пища, приготовленная в печи, приобретала особый неповторимый вкус. -Учитель. ВОПРОС - Для чего еще служила печь? -Дети. ОТВЕТ - Для сушки одежды, на ней спали дети и грелись старики. На печи сушили одежду, спали, грелись, избавлялись от хвори. Печь ставили на опечек – фундамент из бревен «голбец» . Внутри выкладывали «под» - днище, где горели дрова. Верхняя часть печи называлась сводом, отверстие – «устьем» (иногда в устье люди мылись). Печь ставили в комнате справа или слева, так чтобы она была хорошо освещена. Небольшое расстояние между стеной и печью называется запечьем, там ставили ухваты, кочергу, чапельник - сковородник, лопату для хлеба. Между печью и боковой стеной под потолком настилали палати, где спали дети. Со стороны входа к печи примыкала пристройка из досок - «припечек» , или «голбец» . На нем сидели, с него залезали на печку.
Русская печь
БАБИЙ КУТ, МУЖСКОЙ КУТ «Кут» - это угол. В доме было место, которое называли «бабий кут» , «мужской кут» . Учитель. ВОПРОС - Как вы считаете, где располагался женский угол, и где мужской? Дети. ОТВЕТ - Бабий кут около печи, а мужской у двери на лавке. Угол около печи называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для посуды - «посудник» . Другой угол - около двери напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили хозяйское добро, а на стене висела конская сбруя, рабочая одежда. Лавку называли «коник» : на ней делали узоры в виде конской головы. В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы - «матицу» , к нему крепилась детская «люлька» или «зыбка» . Люльку делали просторной на вырост, чтобы младенец рос и развивался.
КРАСНЫЙ УГОЛ Главным углом крестьянского дома был «красный угол» : здесь висела особая полочка с иконами «божница» . Божница имела занавеску, которую задергивали после молитвы. Русичи берегли иконы, поэтому, каждый образ, помимо занавески, задергивался «пеленою» . Иконы хранили и передавали из поколения в поколение. Божница располагалась всегда по диагонали от печи. Входивший в избу человек снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. Под божницей стоял большой стол, размером по числу едоков, с лавками вдоль стены. Крестьянская семья большое значение придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой.
Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Наглядные пособия учителя
ПРЕДМЕТЫ БЫТА В русской избе почти все было сделано руками крестьян: мебель, посуда, ткань и т. д. Мебель была самодельная, деревянная: стол, лавки, стол, сундук, посудник. Вся посуда была деревянной, а горшки и латки (миски) – глиняными. Чугуны и сковороды делали из твердого металла - чугуна. Жидкости хранили в глиняных «крынках» с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Деревянная посуда украшалась резьбой: блюда, миски, ковши, братина, ендова - емкости для пива или кваса, шайка - для воды. В крестьянском хозяйстве широко использовались бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, ведра. Сыпучие продукты хранили в деревянных «поставцах» с крышками, берестяных туесах. В ходу были плетеные изделия - корзины, лукошки, короба из лыка и прутьев. -Учитель. ВОПРОС - какие предметы быта древних крестьян вам знакомы? -Дети. ОТВЕТ - лавки, стол, сундук, чугун, сковорода, ковш, миски, блюда, крынка, бочка, корзина, лукошко.
Посуда
ОРУДИЯ ТРУДА Все орудия труда крестьяне берегли и передавали из поколения в поколения: прялки, ткацкий стан, мялки, трепалки, рубель, валек и т. д. Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил. Поэтому на них делали специальные орнаменты и узоры - обереги. Всю одежду крестьяне делали дома. Ее так и называли домотканой. Льняные нити получали из волокна, содержащегося в стеблях этого растения. Стебли долго вымачивали, затем сушили, мяли, трепали. Делали это при помощи мялки, трепалки. После этого его чесали гребнем. Получали льняную «кудель» - волокно для прядения нитей. Пряли кудель на прялке, а нить наматывали на « веретено» . К весне прядение заканчивали. Из сарая приносили «ткацкий стан» (деревянная рама из брусьев на подставке). На раму натягивали нити «основы» . Перпендикулярно этим нитям протаскивали другие нити закрепленных к челноку - «уток» . Переплетение этих нитей и составляло ткань.
Задание по ИЗО В фасаде избы, в интерьере, в посуде, в предметах быта крестьянина во всем мы видим особую даровитость художественного вкуса в сочетании с созданием максимального удобства, многофункциональности одной и той же вещи. Польза и красота всегда рядом. Это черта характерна для творчества русских мастеров На основе изученного на уроке ИЗО, литературы используя образы поэзии Сергея Есенина, изобразить выразительный рисунок, сюжетную композицию с передачей ощущения духа времени, а дома создать коллективный творческий проект и ответить на вопрос по теме: «Изба. Хочется войти или пройти мимо? » .
«Хата. В ризах образа…» С. Есенин
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ТЕМА ДОМА В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. ЦЕЛИ: показать в развитии художественный образ Дома, его философскую глубину, емкость. Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы. ХОД УРОКА Слово учителя о семье С. Есенина, Рязанщине – местах , где родился, провел детство и раннюю юность поэта. Рассмотрим, как развивается образ Дома, семейного очага в лирике С. Есенина. Чтение и анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» (1914 г. ) Каким настроением проникнуто стихотворение? (Счастьем, радостью, любовью к родному краю) В строфе рождается образ крестьянской избы. Благодаря чему он появляется? (Метафора «хаты в ризах образа» ) Можете ли вы представить и изобразить такую иллюстрацию, чтобы эта метафора ожила? (Красивые, изукрашенные хаты с яркими наличниками) С каким цветовым образом соседствует метафора «хаты – в ризах образа» ? ( «Только синь сосет глаза» . Синий цвет у Есенина это небесный, возвышенный, горний. И нарядная крестьянская изба – это не просто жилище, а нечто святое. ) Какие звуки и запахи передает Есенин в этом стихотворении? ( Веселые звуки девичьего смеха и пляски. Запахи меда, связанные с праздниками яблочного и медового Спаса)
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. Все образы стихотворения, цветопись и даже слово Русь вместо Россия утверждают нерасторжимую связь времен, человека и природы. А образ крестьянской избы в ранней лирике С. Есенина – это олицетворение Родины, природы, семейного родного очага. Гой ты. Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. …………….
Уже в ранней лирике молодой поэт С. Есенин умел отразить мир одновременно просто, незатейливо, подомашнему тепло и удивительно празднично. Чтение и анализ стихотворения. «В хате» Пахнет рыхлыми драченами: У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою. Шелуха сырых яиц. …………… Это стихотворение давно окрестили гимном русской избе. Поэт словно бы подводит нас к двери, и, открыв ее, мы окунаемся в дух крестьянского дома, потому что вдыхаем своеобразный аромат этого мира: «Пахнет рыхлыми драченами…» Вслед за запахом на нас повеет своим духом печь, замелькает множество предметов обихода: дежка (кадка), нитки попелищ (пепел), солонка, ухваты, махотка (горшочек), соха, хомуты.
- Кто же в центре этого священнодействия? (Мать около печи. Мать и печь слиты в одно целое, становятся синонимом самой жизни) Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко… …………. . - Многообразие звуков наполняет дом. Попробуем мысленно их воспроизвести. ( «Квохчут куры» , «обедню стройную запевают петухи» . К ним присоединяется бульканье кваса, тараканий шорох, печная трескотня, кошачье мурлыканье, урчание щенков. Все эти звуки ненавязчивы, негромки, потому, наверное, и появляется в последней строфе интересный образ – «пугливая шумота» ). - Какой вывод можно сделать, заканчивая анализ стихотворения « В хате» ? (Наполняет этот уютный мир крестьянского дома полное согласие, душевный покой и гармония. То, к чему стремятся люди во все времена. )
Стихотворение «Письмо матери» (1925 г. ) С. А. Есенин очень тосковал по дому, по матери. В 1925 г. , в последний год жизни, он был в Константиново 5 раз. Три стихотворения поэт посвящает матери, Татьяне Федоровне. Слушаем чтение стихотворения наизусть Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. ……………. . Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. ……………. . Такое простое стихотворение о себе, о своей любви к матери. А кажется, что оно касается каждого из нас. Почему? Потому что все мы испытываем чувство вины перед мамой за то, что волнуем, обижаем матерей, а они прощают, потому что любят и жалеют нас.
- В чем секрет эмоционального воздействия стихотворения? (В простых словах выражен высокий смысл) - Какой необычный образ возникает в стихотворении? (Образ «вечернего несказанного света» ) - «Вечерний несказанный свет» - каким вы его представляете (словесное рисование). (Синий, звездный, лунный. Подобно нимбу сияние над избушкой (ибо это отчий дом), над простой женщиной «в старомодном ветхом шушуне» (ибо она мать, ангелхранитель) Смотрим репродукцию картины: Стихотворение Есенина и картина К. Петрова-Водкина очень созвучны. А вы как думаете? (И поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обеих женщин мы видим в избе. Обратите внимание на то, что божница на картине изображена разоренной. И у Есенина: « И молиться не учи меня. Не надо!» Но богородица не покинула матерей. Она всегда защищает и их детей. )
Задание по литературе На основе пережитого и увиденного на уроках литературы и ИЗО, учащиеся отвечают на вопрос: «Изба. Хочется войти или пройти мимо? » , а дома пишут сочинение на эту тему.
Интегрированный урок по ИЗО и литературе в 7 классе На основе изученного на уроке ИЗО и литературы, уч-ся защищают свои проекты, рисунки, сюжетные композиции, убранство интерьера избы с передачей ощущения духа времени, читают стихи С. Есенина и отвечают на вопрос, навсегда ли Россия прощается с традициями национальной культуры, со своей «избяной историей» ?
Творческая работа уч-ся 7 «А» класса МБОУ гимназии г. Гурьевска Калининградской области
КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА Изба- это слово звучало в древности как «истьба» , «истопка» , то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода. «Подворье» Макет Уржунцева Кирилла
Способы постройки избы 1. Изба, макеты из спичек (группа уч-ся) Венец на венец- вырастает клеть, или сруб В конструкции избы все не случайно, все со смыслом. Со стороны посмотреть, кажется, что горизонтальные бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая как чашка. В нее и кладут другое бревно. Такой способ скрепления называется «в обло» или «с остатком» . Остаток был нужен, для того чтобы углы не промерзали и не гнили от влаги. Второй способ назывался- в лапу. На концах бревен вырубали пазы и соединяли паз в паз.
КРОВЛЯ Крышу делали покатой. Верх кровли прижимали бревном из осины- конек. Окна – очи, глаза, свет, а над ним чело- лоб. Края кровли прикрывают узорные доскипричелины, лобовая доска, стык причелен закрыт доскойполотенцем. Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Рис. Беловой Алисы
ПЛАН ИЗБЫ Чертеж плана избы Долженкова Павла Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений- клети и сеней и теплого- избы с печью. В доме обязательно был подклет, или подпол. Там хранили съестные припасы (картофель, морковь, свеклу и т. д. )
Интерьер избы Интерьер рис. Перевертайловой Татьяны В комнате ставили печь, так чтобы она была хорошо освещена. По диагонали от печи располагался «красный угол» с божницей. Под божницей стоял стол размером по числу едоков. По бокам, у стен стояли лавки, сундук. В горнице висела люлька –зыбка для младенца.
УСТРОЙСТВО ПЕЧИ Рис. Шапкиной Ксении Русская печ 1. 2. 3. 4. 5. Ключевые слова: Свод - верхняя часть печи Устье - отверстие в печи Под - днище, где горели дрова Опечек-голбец пристройка из досок Печурка - ниша для мелких вещей.
Защита проектов «Изба. Хочется войти или пройти мимо? » -Дети. ОТВЕТ - Хочется зайти в избу окунуться в прошлое, почувствовать тепло русской печи, дух свежеиспеченного хлеба с картошкой в «мундире» , покачать люльку с младенцем. . .
Макет изб из бумаги (работа группы уч-ся) -Дети. ОТВЕТ – В работе мы использовали бумагу, картон, природные материалы. Причелины и ставни выполняли из цветного картона. Хочется построить свой дом и украсить его резьбой.
Выставка детских рисунков и макет деревенской улицы
Выставка иллюстраций уч-ся. Дети читают стихи С. Есенина
используемая ЛИТЕРАТУРА Л. А. Неменская «Каждый народ-художник» , изд. «Просвещение» 2000 г. О. И. Нестеренко «Краткая энциклопедия дизайна» , изд. «Молодая Гвардия» , 1994 г. А. В. Камкин «Истоки» , изд. «Просвещение» , 2000 г. С. А. Есенин «Стихи о Родине и природе» . www. esenin. ru - С. Есенин: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» www. photo. gorodbor. ru – «Борский фотоальбом» www. narodko. ru – «Народный костюм»