Крито-микенская культура 10 урок 10 класс.pptx
- Количество слайдов: 25
Урок № 10: КРИТОМИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА По учебнику Л. Г. Емохоновой Автор презентации, учитель: Гераскина Елена Валерьевна ГБОУ школа № 1164 в САО г. Москвы 2014/2015 учебный год
ПРОВЕРИМ СЕБЯ? Для каких целей носители Теотихуаканской культуры выстроили огромные пирамиды? Какую роль играли пирамиды в жизни народов Центральной Америки в доколумбову эпоху Перечислите главные продукты питания индейцев Центральной Америки Что такое «Миф о пяти солнцах» ?
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА 1. 2. 3. 4. План урока Возникновение культуры и мифология Лабиринт или дворец? Царский дворец и гробницы в Микенах Почему исчезла эта цивилизация?
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРИТО-МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МИФОЛОГИЯ Культура острова Крит и островов Эгейского моря Критская III-II тыс. до н. э. Микенская XV-XII вв до н. э.
ВОПРОС НА УРОК: Правы ли авторы учебника, считая культуру Микен происходящей от культуры древнего Крита ?
КНОССКИЙ ДВОРЕЦ Во второй половине XVIII в. до н. э. центром критского государства становится город Кносс. Это было время высочайшего расцвета культуры. Самый знаменитый памятник этого времени — Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный уступами с перепадом уровней 8 – 10 метров, на высоком холме. Центральное место в огромном архитектурном комплексе занимает прямоугольный двор, выложенный плитами. Со всех сторон к нему примыкают построенные в разное время помещения: часть из них расположена на уровне двора, другие — ниже, третьи — на два или три этажа выше. Главные входы во дворец находятся на северной и южной сторонах. Помимо Кносса, подобные дворцовые комплексы найдены. и в других пунктах острова– Фесте, Малии, Закро.
ЛАБИРИНТ ИЛИ ДВОРЕЦ? Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт. В нижних этажах были устроены обширные кладовые, где стояли огромные глиняные сосуды для хранения зерна, масла, вина, овощей. Там же сберегались царские сокровища и оружие. Свои доходы от земледелия, торговли и пиратских набегов цари и критская знать обращали в драгоценности, накапливая золотую посуду, изделия из серебра, слоновой кости, заботясь о том, чтобы у них ни в чем не было недостатка.
ЛЕСТНИЦЫ И ВОЗДУХОВОДЫ… Удобные марши лестниц вели с одного этажа на другой. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, своего рода маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало обитателей дворца от палящих лучей солнца, и в комнатах всегда ощущалась приятная прохлада. Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений. . . Тут все говорило о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно удобнее и приятнее. Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — особенность критской архитектуры. Ничего громоздкого, давящего.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КРИТА Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню. Они высекали вазы, украшавшие дворцы, с изумительной тонкостью исполняли миниатюрные изображения на перстнях и печатях. Большой славой пользовались художественные изделия из бронзы, золота, серебра. Таковы золотые кубки, найденные в Спарте, ритон - сосуд для питья в виде бычьей головы, обнаруженный в Кносском дворце. Очень ценились и глиняные вазы, изготовляемые на Крите. Критские мастера изобрели для покрытия сосудов особую краску темно-лилового или черного цвета с металлическим блеском, которая делала стенки ваз непроницаемыми для воды. Вазы украшали спиральные узоры, стилизованные изображения раковин, рыб, переплетающихся листьев, цветов.
ВОПРОСЫ… Логично предположить, что древний Крит, неразрывно связанный с морем, а значит с торговлей, являлся предтечей античной культуры, и его, следовательно, можно отнести к первой в истории формации собственников. Много фактов говорит в эту пользу. Во-первых, сами греки называли империю Крита талоссократией – «властью моря» . Именно мореплавание наиболее благоприятно для торговой деятельности. Во-вторых, прослеживаются обширные торговые связи критской культуры со всем Средиземноморьем, особенно с Древним Египтом. На египетских фресках критяне часто изображались в виде послов, приносящих дары фараонам.
ВОПРОСЫ… В-третьих, древний миф о Тезее, убившем Минотавра, живущего в Лабиринте критского царя Миноса, даёт нам сведения о том, что критяне вывозили с материковой Греции рабов в виде дани. Именно в таком качестве им нужны были афинские юноши и девушки. Вот вам и следы развитого рабовладения, свойственного цивилизации собственников. Косвенно данные о развитой торговле подтверждает археология. При раскопках одного из критских дворцов была найдены остатки мастерской по изготовлению колесниц. Но проблема в том, что ландшафт острова очень горист и в большей своей части абсолютно не пригоден для езды на колесницах. Возникает вопрос: для чего их делали?
ДЛЯ ЧЕГО В ГОРИСТОМ КРИТЕ ДЕЛАЛИ КОЛЕСНИЦЫ? Вариант – только на экспорт, скорее всего в Египет, с которым у критян были особо прочные торговые связи. Вот вам и следы товарного производства. Стало быть, древний Крит можно отнести к торговой цивилизации – формации собственников а, следовательно и микенскую культуру материковой Греции, во многом дочернюю Криту. Не зря же ахейцев называли – народами моря. Но определённо в этой схеме не всё гладко. Есть поводы для некоторого сомнения. Попробуем, взглянут на социальное устройство острова под другим углом зрения.
НО ФАКТЫ … Минойская цивилизация выделяется своей яркой и самобытной культурой. Многочисленные фрески и росписи, дошедшие до нас благодаря археологии, дают нам представление об искусстве древних критян. Помимо невероятного эстетизма, лиризма и пластичности это искусство потрясающе миролюбиво. Невероятной красоты изображения природы, цветов, морских обитателей, изящных и стройных человеческих фигур дают представления об очень высокой технике художественного мастерства, достигнутой мастерами острова. Но главное, – какие сцены изображают эти фрески?
КОГО ПРОСЛАВЛЯЕТ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КРИТА? Искусство других древних цивилизаций Востока, чаще всего прославляет власть государства, а стало быть, касты воинов. Сцены войны, царской охоты, вереницы послов других народов и данников, пышные придворные церемонии и казнь врагов – вот главный его мотив. Ничего этого нет в искусстве Минойской цивилизации: сцены насилия, изображения воинов и оружия отсутствуют. Основной мотив изображений – культовый. Взгляду зрителя представлены многочисленные религиозные церемонии – процессии с цветами и плодами (праздник урожая) в сопровождении жрецов, мужские и женские божества, а так же «тавромахия» – спортивные игры с быком, одним из главных божеств острова, носящие явно культовый характер. Да и сами дворцы вовсе не напоминают укреплённые замки. Они абсолютно лишены каких-бы то ни было оборонительных сооружений. Стало быть, обитателям дворцов никогда никто не угрожал – они не боялись восстаний покорённого населения и нападений из соседних дворцов. Это вовсе не крепости – поселения касты воинов.
ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ ИЗ МИФА О МИНОТАВРЕ? Всё говорит о том, что это города – храмы, культовые центры острова, с сопутствующим им, как правило, храмовым хозяйством. Да и греческий миф о Тезее подтверждает это предположение. Лабиринт, в котором царь Минос приносит человеческие жертвы Минотавру, более всего напоминает храм с культом зооморфного божества – быка, следов поклонения которому на острове сохранилось столь много. Да и собственно дань афинян критскому царю вовсе не похожа на классический захват рабов. Миносу должны были присылать знатных юношей и девушек для жертвы Минотавру. Хотя не факт, что именно для человеческих приношений. Это напоминает скорее институт заложничества – дети знати подвластных народов присылались на остров в знак подчинения. Естественно, они жили при храме, возможно, посвящались в жрецы, то есть символически приносили свою жизнь в жертву богу быку, а не буквально.
КРИТ – ЖРЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, ТЕОКРАТИЯ Действительно, образ царя Миноса, судя по дошедшим до нас мифам, более ассоциируется с культовой властью. Не зря предание древних греков говорит о том, что после смерти он стало одним из судей в загробном царстве. Здесь прослеживается очевидная связь этой фигуры с погребальным культом. Скорее всего, Минос вообще не был даже каким-то отдельным человеком. Это, как часто бывало в таких случаях, имя нарицательное – функция бога на земле, роль которого играл отдельный человек, а после его смерти Миносом назначался следующий (путём выборов или по ритуальному жребию). Если провести аналогии с нашим временем, то образ царя-жреца более подходит для таких ритуальных фигур, тем те менее имеющих огромную власть над своими почитателями, как Далай –Лама или Папа Римский. Таким образом, древний Крит был типичнейшей теократией – жреческой формацией.
ПОЧЕМУ ЖИТЕЛИ КРИТА НИКОГО НЕ БОЯЛИСЬ? Этой цивилизацией правили жрецы и именно поэтому громадные дворцы Крита не защищены оборонительными укреплениями – храмовые комплексы одного и того же культа не станут воевать друг с другом. Да и бояться восстаний угнетённого населения им было не за чем – население никто не угнетал. Набожные поселяне и паломники сами спешили принести дары своему богу, особенно в дни ритуальных праздников. И делали это не «из-под палки» , а с энтузиазмом и религиозным рвением, поскольку верили, что с благополучием богов неразрывно связано и их благополучие – урожай, хорошая погода, счастье и т. д. причём не только в земной жизни, но и загробной. Археология отметила большой контраст между уровнем жизни и материальной культурой жителей критской деревни и обитателей дворцов. Это и понятно – обычное земледельческое население жило так же, как и в эпоху первобытности – близко к природе, просто и аскетично. Жреческие же корпорации, управлявшие крупными централизованными хозяйствами, аккумулировавшие прибавочный продукт острова, ведшие широкую международную торговлю, жили действительно, как полубоги.
А КАК ЖЕ МИКЕНСКАЯ МАТЕРИКОВАЯ ГРЕЦИЯ — ЦИВИЛИЗАЦИЯ АХЕЙЦЕВ БРОНЗОВОГО ВЕКА? Ведь она по материальной культуре очень близка к минойской цивилизации Крита: и искусством, и материальным бытом, слоговым письмом. Можно сказать, ахейцы были культурной провинцией критян. Стало быть, и у них существовала жреческая цивилизация? Но факты опровергают это утверждение. Города-государства ахейцев материковой Греции – это, прежде всего, укреплённые цитадели, порою сложенные из циклопических блоков, напоминающие замки. Захоронения их царей и правителей - басилевсов полны оружия и военного снаряжения. Да и искусство микенской цивилизации, похожее по стилю на критское, предельно отличается от него по смысловому содержанию. Прежде всего, там изображались батальные сцены, вереницы воинов и колесниц, сцены царской охоты. Очевидна воинская составляющая этой цивилизации. Более того, исходя из современных знаний об этой цивилизации, у неё были все предпосылки перерастания в классическую восточную деспотию. Царь Микен Агамемнон смог объединить большинство городов-замков под своей властью, создав этим самым некую протоимперию, и даже предпринял совместный морской поход подвластных себе владык на город Трою, на другой берег Эгейского моря.
ЗАХОРОНЕНИЯ ВОЖДЕЙ В МИКЕНАХ
МИКЕНЫ – ФЕОДАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОИНОВ? Греческий эпос «Илиада» живописует нам типично воинско — рыцарскую этику вождей касты воинов древнейшей Греции в этой войне. Удивительно, но система их этических и моральных ценностей и отношения между владыками - предводителями дружин, описанная в Илиаде очень напоминает феодально-аристократическую. Феодализм, как наиболее воинственная стадия развития цивилизации кшатриев вообще типичен либо для начального периода образования империй (когда они только складываются в хаосе войн и стычек), либо для их конечной стадии (когда они распадаются в ходе междоусобных войн). Поэтому отношения, похожие на феодальные, встречаются зачастую в эпохи, ужасно далёкие от европейского Средневековья. Классическая феодальная раздробленность наблюдалась в Китае династии Джоу (первое тысячелетие до н. э). Египет Среднего Царства похож на феодальную федерацию, так же, как и микенская Греция и ряд других древнейших обществ. Стало быть, микенская Греция – классический пример кастовой формации воинов.
ИТАК, ОТВЕТИМ НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС УРОКА И… ВЫВОДЫ УЧЕНЫХ! Микены так и не созрели в полноценную восточную деспотию. Сам изрезанный и островной ландшафт Греции препятствует там установлению прочной центральной власти. Помимо того, вторжение варваров — дорийцев привело к гибели этой цивилизации бронзового века. На материалах истории Крито-Микенской цивилизации можно сделать любопытный вывод. По культурным параметрам древний Крит и Микенская Греция были одной цивилизацией, а вот общественные системы у них существовали разные. У критян правила каста жрецов, в материковой Греции под властью Микен — каста воинов.
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МИКЕН Микены – хорошо укрепленная крепость (замок) с огромными стенами и мощными воротами, увенчанными двумя львами. У дворца есть четкий центр – мегарон – большой зал с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома. Все сюжеты декора связаны с борьбой (охота на львов, травля кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. То есть, торжество физической силы было главнее всего. На лицах вождей – маски, выражение их сурово и мужественно. Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту. Краски тоже изменились. Вместо холодных серебристых и синих оттенков преобладают теплые сочные цвета. Искусство стало жестким, статичным, приземленным.
ЗНАЧЕНИЕ МИКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Вторжение дорийцев на полуостров Пелопоннес в конце XII в до н. э. привело существующую там цивилизацию к упадку. Но эгейская микенская культура стала истоком греческой. Греки восприняли и критскую, и микенскую культуру и создали свой неповторимый мир – мир античности.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Учебник, урок 10 читать, сделать в рабочей тетради задание № 6, прочитать презентацию. Рассмотреть иллюстрации
Крито-микенская культура 10 урок 10 класс.pptx