Скачать презентацию Урок 1 Происхождение государства и права ЧТО ТАКОЕ Скачать презентацию Урок 1 Происхождение государства и права ЧТО ТАКОЕ

Урок 1 Что такое право 10 класс.pptx

  • Количество слайдов: 24

Урок 1. Происхождение государства и права ЧТО ТАКОЕ ПРАВО? ПРАВО - СОВОКУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ, Урок 1. Происхождение государства и права ЧТО ТАКОЕ ПРАВО? ПРАВО - СОВОКУПНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ, ПРИНЯТЫХ ГОСУДАРСТВОМ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ОБЩЕСТВЕ.

Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны, поэтому наука рассматривает их происхождение как совокупный, взаимообусловленный Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны, поэтому наука рассматривает их происхождение как совокупный, взаимообусловленный процесс. В самом общем виде связь государства и права заключается в том, что государство (его соответствующие органы) формулирует и принимает законы и гарантирует их реализацию, а право, помимо прочего, закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц.

Основные теории происхождения государства Таковых несколько: теологическая, патриархальная, теория договора, насилия, органическая, психологическая, расовая, Основные теории происхождения государства Таковых несколько: теологическая, патриархальная, теория договора, насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая (марксистская).

Теологическая Самая ранняя теория Она обосновывает божественное происхождение государства и права и непосредственно связана Теологическая Самая ранняя теория Она обосновывает божественное происхождение государства и права и непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира: Если Бог сотворил мир, то по Его воле создано также и государство с законами. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Аквинский (1225— 1274).

Патриархальная теория Аристотель (384— 322 гг. до н. э. ): соотносит государство с семьей. Патриархальная теория Аристотель (384— 322 гг. до н. э. ): соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава — отец, в стране-государстве — монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

Г. Гроций (1583— 1645), Теория договора Б. Спиноза (1632— 1677), Т. Гоббс (1588— 1679), Г. Гроций (1583— 1645), Теория договора Б. Спиноза (1632— 1677), Т. Гоббс (1588— 1679), Дж. Локк (1632— 1704), Ж. -Ж. Руссо (1712— 1778), В России — А. Н. Радищев (1749— 1802) Государственная власть — следствие объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Отвергается идея божественного происхождения государства и права, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. В результате договора люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство обязалось за это охранять собственность и безопасность граждан и страны. Вследствие этого государственная власть приобретает законную силу и оказывается принадлежностью всего народа. Если такая власть нарушает договор с народом, последний имеет право ее свергнуть.

Из работы Г. Гроция «О праве войны и мира» : Полностью убеждён… что существует Из работы Г. Гроция «О праве войны и мира» : Полностью убеждён… что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны, у меня было много весомых причин для того чтобы взяться писать по данному предмету. Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны, чего даже варварские народы должны стыдиться; я наблюдал как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это, как будто, в соответствие общему решению, безумие дает всем свободу совершать любые преступления.

Бенедикт Спиноза Tractatus politicus (или Политический Трактат) это трактат Бенедикта Спинозы написанный в 1675, Бенедикт Спиноза Tractatus politicus (или Политический Трактат) это трактат Бенедикта Спинозы написанный в 1675, и опубликованный посмертно в 1677 году. Его подзаголовок гласит: «в котором показывается, каким образом должно быть устроено общество, там, где имеет место монархическое правление, а равно и там, где правят знатные, дабы оно не впало в тиранию и дабы мир и свобода граждан оставались ненарушимыми» . Политический трактат состоит из одиннадцати глав: I. Введение, II. О естественном праве (ссылки на свой Богословско-политический трактат), III. О правах высшей власти, IV. Об обязанностях высших властей, V. О наилучшем состоянии верховной власти, с VI. по VII. О монархии, с VIII. по X. Об аристократии, XI. O демократии. Как и Аристотель в своей Политике, Спиноза анализирует следующие формы правления: монархия, аристократия и демократия не говоря, однако, какая форма является более предпочтительной. В отличие от Аристотеля, Спиноза в последней главе говорил о демократии не как о «власти большинства» , но о свободе для всех посредством естественного права. Хотя он говорит, что женщины не во всём равны мужчинам и упоминает об амазонках, он думает, что править государством могут люди обоих полов. В трактате содержится определение мира в главе V, разделе 4, утверждается, что «мир это не просто отсутствие войны, а добродетель, исходящая от сильного духа. » В той же главе в части 7 имеется отсылка к Макиавелли: «что касается средств, какими должен пользоваться князь, руководящийся исключительно страстью к господству, чтобы упрочить и сохранить власть, то на них подробно останавливается проницательнейший Макиавелли; с какой, однако, целью он это сделал, представляется не вполне ясным. . » .

Томас Гоббс Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Томас Гоббс Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что "черни недоступна большая мудрость" и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти. Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех» . Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные "права на все", имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути - физическая сила ( завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй - основанным на установлении, или политическим государством. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Джон Локк Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк — теоретик гражданского общества Джон Локк Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону). Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях. [8] Государство создано для гарантии естественного права (жизнь, свобода, имущество) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на естественное право и на закон, должно быть организовано так, чтобы естественное право было надежно гарантировано. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года» , которое написано с открыто высказанным намерением «утвердить престол великого восстановителя английской свободы, короля Вильгельма, вывести его права из воли народа и защитить пред светом английский народ за его новую революцию» .

Жан-Жак Руссо Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Жан-Жак Руссо Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза» , «Эмиль» и «Общественный договор» . Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

Александр Николаевич Радищев Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной Александр Николаевич Радищев Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи — воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова»

Теория насилия Формировалась в XIX—XX вв. трудами Е. Дюринга (1833— 1921), К. Каутского (1854— Теория насилия Формировалась в XIX—XX вв. трудами Е. Дюринга (1833— 1921), К. Каутского (1854— 1938) Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате действия военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения — государство. А само завоевание одних народов другими есть подчинение слабых сильным. Это закон природы. И закон этот вечен. В качестве примера приводится история образования Золотой Орды. Тем не менее в этой теории абсолютизируется роль насилия в истории и игнорируются другие пути образования государств, укрепления власти.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 (427) — 348 (347) гг. до н. Органическая теория изложена в трудах Платона (428 (427) — 348 (347) гг. до н. э. ), Аристотеля, Герберта Спенсера (1820— 1903) и др. В ней структуру и функции государства сравнивают с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук и ног, отнятых от тела. Г. Спенсер сравнивал людей внутри государства с клетками живого организма. Государства развиваются, эволюционируют так же, как это происходит с органическими существами. Если какие-то клетки организма больны, ослабевает весь организм. То же и с государством: его сила и крепость всецело зависят от душевного и физического здоровья граждан.

Психологическая теория Существует с середины XIX в. Ее представители Л. Петражицкий (1867— 1931), 3. Психологическая теория Существует с середины XIX в. Ее представители Л. Петражицкий (1867— 1931), 3. Фрейд (1856— 1939). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим — подчиняться выдающимся личностям. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений.

Психологическая теория: плюсы и минусы Плюсы Минусы 1) Данная теория обращает внимание на психологические Психологическая теория: плюсы и минусы Плюсы Минусы 1) Данная теория обращает внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и т. д. Отсюда нельзя издавать законы без учёта социальной психологии; 2) Повышение роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; 3) Источник прав человека "выводится из психики самого человека". Слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социальноэкономическим, политическим и т. д. ), от которых тоже зависит природа права.

Расовая теория Исходит из деления людей на якобы высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы. Расовая теория Исходит из деления людей на якобы высшую (хозяев) и низшую (рабов) расы. Качества тех и других, определяющие их «статус» , являются якобы прирожденными. Один из столпов расовой теории Ж. Гобино (1816— 1882) считал представителями высшей расы арийцев (народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности; в фашистской литературе — германцы, скандинавы, наследники Древнего Рима), а низшей — славян, евреев, арабов и др. История (в том числе процесс образования государств) представляется в трудах сторонников этой теории как результат борьбы арийцев с низшими расами.

Материалистическая (марксистская) теория Долгие годы в нашей стране главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно Материалистическая (марксистская) теория Долгие годы в нашей стране главенствовала материалистическая (марксистская) теория, считавшаяся единственно верной. Ее авторы — К. Маркс (1818— 1883), Ф. Энгельс (1820— 1895), В. И. Ленин (1870— 1924) и др. В соответствии с ней главная причина возникновения государства и права лежит в сфере экономических отношений. По мере развития последних человечество переходило от родоплеменных отношений к государственным и в процессе регулирования общественных отношений — от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило его разделение на власть имущих и людей зависимых. Общество оказалось разделено на классы (большие группы людей, различающиеся по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и объему присваиваемого общественного богатства), между которыми возникают порою весьма острые противоречия и даже борьба, и это в конце концов обусловило необходимость появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство есть следствие и проявление непримиримости классовых противоречий. После того как будут ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и др. ) и общество станет бесклассовым, необходимость в государстве отпадет.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Сделаем выводы на основе этих теорий о происхождении государства и права: Как появились законы Сделаем выводы на основе этих теорий о происхождении государства и права: Как появились законы и государство? 1. Произошло это, конечно же, не в один год и даже не в одно какое-то столетие. При первобытно-общинном строе низка была производительность труда, собственность была общественной, а труд — коллективным. 2. Общественные отношения стабилизировал обычай. Не было необходимости в государстве и праве. Они стали возникать по мере развития, усложнения общественных отношений. 3. После перехода от первобытного стада к родовому строю, в частности, возникла необходимость в регулировании семейных отношений, хотя бы потому, что в состав рода все активнее включались не только родственники. 4. Усложнение общественных отношений обусловило необходимость в «третьей силе» , которая была бы способна рассудить участвующие в взаимосвязях стороны. Ею стало государство. Оно заменило родовую организацию, которая основывалась на господстве обычая. 5. Население в государстве разделяется не по кровно-родовому признаку, а по территориальному. Появляется особая группа людей, которая только тем и занимается, что управляет, используя для подчинения чужой воле тюрьмы, специальные отряды вооруженных людей, войско и т. д. А все население платит налоги на содержание этой особой группы людей, полиции, войска и т. д. Самые мудрые из этих людей формулируют законы, нередко подчеркивая при этом (для придания законам большего авторитета) их божественное происхождение.

Проверим себя? 1. Как соотносятся государство и право? 2. Какие теории происхождения государства и Проверим себя? 1. Как соотносятся государство и право? 2. Какие теории происхождения государства и права существуют? 3. В чем суть теологической и патриархальной теорий? 4. Что вам известно о содержании теории договора? 5. Как объясняет появление государства и права материалистическая теория? 6. Каковы причины появления государства и права, говоря об этом обобщенно?

Домашнее задание Тема для эссе: Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни Домашнее задание Тема для эссе: Закон напрасно существует для тех, у кого нет ни мужества, ни средств защитить его (Т. Маколей, историк). Темы для обсуждений и рефератов Что появилось раньше — государство или право? Чем обусловлена действенность законов со времени их возникновения? Смысл и значение общеупотребительных юридических символов (богиня Фемида, весы, меч, параграф и т. д. ).

Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже: 1. Основатели церкви имели два меча. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже: 1. Основатели церкви имели два меча. Один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. Вообще процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира. 2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Про-изошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась си-ла, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство. 3. Человеческие расы физически и психологически неравноценны. Есть раса высшая и расы низшие. Высшая раса призвана господствовать над остальными с помощью государства и законов. 4. Войны, грубая сила — вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями и выполняет роль средства поддержания господства над побежденными.

Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже: 5. После многолетних кровавых разборок по Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже: 5. После многолетних кровавых разборок по поводу того, кто кому должен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся бремя власти), а другие их слушаться, платить налоги, нести военную службу и т. д. 6. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи. 7. Государство с соответствующими проявлениями власти является следствием того, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других — подчиняться. Народ — пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.